Центр европейско-азиатских исследований (Россия, Екатеринбург) и Генеральное консульство Республики Узбекистан в Екатеринбурге провели совместный круглый стол на тему: «Две столицы ШОС: Самарканд и Екатеринбург». Дискуссия была посвящена Саммиту глав государств Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде и его повестке.
Учитывая, что в 2009 году Саммит глав государств ШОС принимал Екатеринбург, участники мероприятия обсудили историю развития этой организации и ее дальнейшие перспективы. Отдельным пунктом была отмечена роль проведения данных заседаний в превращении Екатеринбурга и Самарканда в крупнейшие мегаполисы континента. Это тем более актуально в связи с тем, что в ближайшее время эти города станут побратимами.
По итогам круглого стола были отмечены тенденции постепенного наполнения деятельности этой организации не только вопросами безопасности и борьбы с терроризмом, но и развития в ее рамках экономического и гуманитарного сотрудничества. Значительные шаги в этом направлении были сделаны как раз во время председательства Узбекистана в этой организации.
Как сказал, открывая мероприятие, Генеральный консул Республики Узбекистан в Екатеринбурге Абдусалом Хатамов, для него большая честь принять участие в данной дискуссии и быть ее соорганизатором. 15 и 16 сентября в Самарканде прошло крупнейшее международное событие – Саммит глав государств ШОС. В очном формате лидеры стран ШОС приняли важнейшие решения, которые, несомненно, будут иметь историческое значение для дальнейшего развития этой организации.
В соответствии с повесткой дня лидеры стран «восьмерки» обсудили новые вызовы и задачи, стоящие перед ШОС в свете глубинной трансформации современных международных отношений, обменялись мнениями по всем актуальным вопросам. По итогам председательства Узбекистана на сегодняшний день подготовлено порядка 30 предварительно согласованных документов. В рамках председательства Узбекистана проведено более 80 различных мероприятий, как на уровне различных государственных структур, так и некоммерческого сектора. Но несомненно, что главным итоговым документом Саммита должна стать «Самаркандская декларация», в которой отражены общие подходы стран ШОС к решению региональных и мировых проблем, обозначены дальнейшие приоритеты развития организации.
Также среди ключевых документов саммита Комплексный план по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Концепция сотрудничества по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, Программа стимулирования промышленной кооперации и Положение о почетном звании «Посол доброй воли ШОС» и многие другие.
Кроме этого, одними из важных тем встречи являются вопросы расширения ШОС – подписание Меморандумов о предоставлении статуса партнера по диалогу Египту, Катару и Саудовской Аравии, одобрение заявок Бахрейна и Мальдив на получение статуса партнеров по диалогу, а также принятие Белоруссии в состав стран-участниц.
Также в рамках саммита состоялось подписание Меморандума об обязательствах Ирана, что откроет прямой путь к полноправному членству этой страны в ШОС. Несомненно, что «встреча в верхах» является яркой демонстрацией проактивной, открытой и прагматичной внешней политики Узбекистана под руководством президента Шавката Мирзиеева, направленной на широкое региональное и международное сотрудничество.
К Саммиту существенно преобразилась и его новая столица – Самарканд. Этот великий город получил «второе рождение», став одной из настоящих «жемчужин» континента. Сейчас он может по праву претендовать на звание площадки не только для проведения любых международных мероприятий, но и местом постоянного интереса туристов со всех уголков планеты. В этом отношении как раз показательны и предложенные Узбекистаном качественно новые форматы сотрудничества в рамках ШОС – открытие в Узбекистане Центра народной дипломатии ШОС и Международного университета туризма «Шелковый путь». На сегодняшний день в Ташкенте на постоянной основе работает Региональная антитеррористическая структура ШОС.
Генеральный консул Таджикистана в Екатеринбурге Зафар Сайидзода отметил, что еще в бытность его работы пресс-секретарем президента Таджикистана Эмомали Рахмона вопросы создания и развития ШОС были в числе приоритетных направлений. Начавшись с «Шанхайской пятерки», которая на саммите в Душанбе в 2000 году была преобразована в «Шанхайский форум», Шанхайская организация сотрудничества с каждым днем становится все более весомым фактором международной политики. И Таджикистан очень высоко оценивает итоги своего участия в ее деятельности.
ШОС стала эффективным инструментом региональной безопасности, заработав огромный международный авторитет в этой области, что постоянно подчеркивает лидер нации Эмомали Рахмон. Но в мире сейчас возникают и новые угрозы – идет мировой финансово-экономический кризис, продовольственный кризис, появляются различные эпидемии. Новые деструктивные силы и транснациональная преступность несут риски безопасности и стабильности. И это ставит перед ШОС новые задачи. Однако для дальнейшего развития организации необходимо сделать так, чтобы «шанхайский дух» стал определяющим и для другой ключевой темы – углубление и расширение экономического сотрудничества в рамках ШОС. И от того, насколько быстро и эффективно получится запустить такие процессы на их полную мощность, зависит и решение целого ряда социальных задач.
Прежде всего, Деловому Совету и Межбанковскому объединению ШОС необходимо обрети «второе дыхание» как специализированным негосударственным экономическим структурам в составе организации. Также настало время обратить особое внимание и на гармонизацию инвестиционного законодательства, особенно в регламентации особого правого режима для свободных или особых экономических зон. Например, в Таджикистане пять таких территорий. Предлагается создать специальную рабочую группу для изучения данного вопроса. Многие социально-экономические проблемы Таджикистана напрямую связаны с доминированием в стране первичного сектора экономики, а именно горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства. Совместное инвестирование в перспективные для рынка ШОС производства может быть одним из важнейших инструментов региональной интеграции и создания благоприятного климата для внешней торговли.
При этом общей проблемой для всех стран ШОС является остающаяся разобщенность, в частности, трудно «проницаемые» экономические границы. Прежде всего, это касается автомобильных перевозок. Государства-члены ШОС находятся в разных точках траектории к рыночной экономике и в каждой стране есть свои национальные стратегии экономического развития. И именно они могут стать основой для разработки единой Стратегии развития евразийского пространства на ближайшие 10 лет. Такой подход особенно актуален в контексте предстоящего дальнейшего расширения ШОС. Активное привлечение государств-наблюдателей и государств-партнеров по диалогу позволит вывести на качественно новый уровень диалог в рамках концепции «Энергетического клуба» ШОС, включая ресурсы и возможности Ирана.
Огромный невостребованный потенциал заложен в развитии туризма в рамках возрождения «Великого шелкового пути». ШОС на деле стала многофункциональным и действенным механизмом регионального сотрудничества. Одновременно выросли и ожидания граждан стран ШОС. И наша общая задача сделать все, чтобы ШОС эффективно выполняла поставленные цели и задачи по обеспечению мира, стабильности и процветания на всем евразийском пространстве.
Заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической Академии МИД РФ Вадим Козюлин подчеркнул, то круг взаимодействия государств ШОС отличается широтой охвата. В июне 2002 года на саммите в Санкт-Петербурге был принят основополагающий документ ШОС – «Хартия Шанхайской организации сотрудничества». В ней предусмотрены возможности для постоянных встреч по линии глав государств, правительств, министров иностранных дел, руководителей различных министерств и ведомств.
По мере своего развития ШОС стал концентрировать свои усилия не только на вопросах безопасности и борьбе с терроризмом, но и активно развивает новые форматы взаимодействия. Очень важно и то, что для принятия любых решений здесь заложен принцип консенсуса. Такая мощная и огромная страна как Китай имеет голос наравне с другими.
При этом «старые» организации постепенно утрачивают свой статус. Мы давно ничего не слышали об ОБСЕ. Сейчас принято критиковать за недееспособность и ООН. Но в то же время растет авторитет новых интеграционных объединений, таких как ШОС, БРИКС, АСЕАН. И этим новым объединениям удалось обойтись без военно-политического направления в своей деятельности. Азиатские страны все активнее делают акцент на экономическом сотрудничестве, партнерстве по диалогу, обеспечению безопасности. И это в наше время исключительно важно.
Присутствующий на круглом столе онлайн с площадки Восточного экономического форума во Владивостоке управляющий Российским офисом Международной консалтинговой компании «Anyway.Law» Анджей Сапегин отметил, что в рамках работы форума Саммиту глав государств ШОС была посвящена целая секция «Роль ШОС в изменяющемся мире».
В повседневной деятельности ШОС руководствуется своей Хартией. В ее 17 статье говорится о том, что решения ШОС вводятся в национальное законодательство стран-участниц в соответствии с внутренними процедурами. На секции, где были и представители Китая и Индии, шел разговор о важности экономического сотрудничества в рамках ШОС. В частности, действительно обсуждались и вопросы деятельности Особых экономических зон. На Дальнем Востоке есть ТОРы – территории опережающего развития, в том числе и трансграничные. И регламенты их деятельности можно взять за основу для национального законодательства стран ШОС.
Есть свои сложности в контексте регулирования взаимных инвестиций. Также обсуждался вопрос упрощения документооборота и сертификации. Все эти инициативы потребуют больших изменений в национальных законодательствах и регламентах стран-участниц ШОС, но, в конечном счете, приведут к увеличению темпов социально-экономического развития. А это именно то, что сейчас ждет население.
Подводя итоги круглого стола, директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков отметил, что созданная в рамках решения вопросов безопасности и борьбы с терроризмом Шанхайская организация сотрудничества сейчас проходит «второе рождение».
Все больше запросов у стран-участниц на расширение сфер взаимного сотрудничества, прежде всего в экономической сфере. К этому активно «подталкивает» и внешняя ситуация – санкции стран коллективного Запада в отношении Китая и России привели к распаду логистических цепочек и системы платежей. И решение этих вопросов именно сейчас – это тоже тема национальной безопасности. Учитывая, что на Саммите глав государств ШОС состоялось обсуждение всех этих проблем и в коллективном, и в двустороннем формате можно ожидать, что все страны этого интеграционного объединения обеспечат себе еще более высокие темпы социально-экономического развития. Данная тенденция уже заметна в постоянно увеличивающемся потоке заявок на получение статуса члена, наблюдателя и партнера по диалогу ШОС – сейчас это уже почти половина населения планеты.
Оглядываясь в прошлое, одними из ярких воспоминаний являются дни аналогичного Саммита глав государств ШОС и БРИКС в Екатеринбурге в июне 2009 года. Подготовка города к этому событию, строительство сопутствующей инфраструктуры позволили обеспечить качественный скачок в развитии этого российского мегаполиса. По факту, именно с этого события Екатеринбург стал одной из неформальных столиц евразийского континента. Самарканд и Екатеринбург действительно достойны того, чтобы стать городами-побратимами. «Шанхайский дух» – дух партнерства и сотрудничества – продолжает свое движение на планете.
По материалам Центра европейско-азиатских исследований
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320