Экономика
07.02.2019

Драгоценная госдоля, или как популизм отпугивает инвесторов от Кыргызстана

Горнодобывающая отрасль вносит значительный вклад в экономику Кыргызстана. Ежегодно от нее в республиканский и местные бюджеты поступает около 12 млрд сомов доходов. Это составляет около 8% ВВП и 44% от объема всей промышленной продукции.

Казалось бы, инвесторам горнорудной отрасли должно житься в нашей республике легко и просто. Однако в реальности их пребывание в КР напоминает американские горки, особенно после частой смены власти и громких высказываний руководства страны.

Вот и после недавнего выступления премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева на заседании Совета безопасности некоторые инвесторы заволновались. Глава правительства обозначил, что с каждым инвестором нужно обговаривать долю государства в бизнесе.

«Только тогда мы можем полноценно контролировать природные ресурсы республики, решить социальные проблемы на местах и завоевать доверие у народа. Если смотреть с экономической точки зрения, то при динамичном развитии горнорудной отрасли значительные финансовые средства поступят в экономику страны», — сказал Абылгазиев.

Однако премьер не уточнил, что, в случае если обязать всех отдавать долю государству, инвесторы через несколько лет приходить перестанут. А это значит, что «значительные финансовые средства» в экономику тоже перестанут поступать. И без того за последний год приток прямых иностранных инвестиций сократился более чем на 30%.

Вопрос о том, чтобы каждое предприятие в горнорудной отрасли в обязательном порядке отдавало долю государству, поднимался уже не раз. И каждый раз бизнес-сообщество и эксперты разъясняли, к чему это может привести.

ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ

Глава Международного делового совета Аскар Сыдыков напомнил, что в 2012 году принято постановление кабмина, которым предполагалось от 20% доли предприятий недропользования передавать безвозмездно государству.

«Тогда мы доказали неэффективность и необоснованность данного документа, и правительство отменило его. Но, поскольку постановление уже проработало несколько месяцев, некоторые проекты успели свернуться. То есть горнодобывающие компании планировали вложить инвестиции и из-за данного документа не сделали этого», — прокомментировал он.

В мировой практике есть примеры того, что предприятия в обязательном порядке должны передавать долю государству, но в таких случаях они получают что-то взамен — земельные участки, оборудование или хотя бы нормальную инфраструктуру.

«Государственное участие должно быть чем-то обосновано, то есть оно должно вносить вклад в развитие предприятия. А если никакого вклада нет, то непонятно, как это все объяснять инвесторам», — отметил глава МДС.

Когда чиновники или парламентарии выносят на обсуждение вопрос о госдоле, то приводят обычно один и тот же аргумент: мол, ее наличие гарантирует улучшение отношений с местными сообществами. Однако в реальности это практически не влияет на их настроение.

НАЛОГОВЫЕ ТИСКИ

Многие ошибочно предполагают, что если в компании нет государственной доли, то пользы для страны она не приносит. Но если посмотреть на налоговую нагрузку горнодобывающей отрасли, то в регионе она самая сильная. Предприятия вынуждены платить почти 18% от выручки в пользу налоговых и неналоговых платежей. К примеру, в Монголии или Казахстане эта цифра не превышает 15%.

«Если бы у нас было как в Австралии — низкая коррупция, защита частной собственности и законодательная стабильность, то в этом случае обязательное присутствие госдоли было бы оправданным, потому что есть возвратность и гарантии», — заметил Сыдыков.

ПОД ПРИЦЕЛОМ

Одним из самых масштабных инвестиционных проектов, который скоро запустится в Кыргызстане, станет золоторудное месторождение Джеруй. Проект более чем значимый, а потому внимание иностранных инвесторов к нему приковано очень сильно. Однако эта история уже началась с судебных разбирательств с КР и крупного штрафа. Компании «Алтын Альянс», которая владеет лицензией на разработку месторождения, пришлось заплатить $600 тысяч за задержку строительства объектов. Причиной тому послужило отсутствие постановления по поэтапному проектированию и строительству, которое по воле местных властей внезапно отменили в 2016 году. Но это не единственные проблемы инвестора.

«Были проблемы с получением земли, потому как, несмотря на то что проведен конкурс и, согласно ему, государство обещало нам земли, нам пришлось покупать их у ОАО «Кыргызалтын», на это ушло много времени. Такая же история по энергетике. Невзирая на то что было обещано подключение, мы только в октябре подписали соглашение с «НЭСК», и они обещают в феврале нас подключить», — рассказал «Акчабару» директор «Алтын Альянс» Михаил Шубин.

Республика нуждается в крупных вложениях, а потому инвесторам нужно помогать, считают эксперты.

«Джеруй» — большой и важный для страны проект. При его успешной реализации будут большие поступления в бюджет и новые рабочие места. Поэтому ему нужно помогать и путем переговоров пытаться найти общее решение проблем», — подчеркнул Сыдыков.

ГОСУДАРСТВО ПОМОЖЕТ

У иностранных инвесторов должен быть куратор со стороны государства. Представитель, который будет помогать и консультировать. Таким куратором выступает Агентство по продвижению и защите инвестиций (АПЗИ).

«Самые частые конфликты у инвесторов с местным населением и органами местного самоуправления. А возникают такие ситуации из-за отсутствия достаточной информации о проекте, недопонимания с каждой стороны. Мы сейчас сопровождаем порядка 30 проектов. В рамках этого проводим переговоры с местным населением и органами управления, чтобы правильно донести им информацию о проектах», — сказал заведующий отделом продвижения инвестиционных проектов АПЗИ Нурадил Баясов.

Что касается Джеруя, то в ближайшее время будет проводиться активная работа с местным населением не только в части информирования, но и в вопросах помощи жителям Таласской области в разработке проектов для получения льготных кредитов.

«Сейчас мы планируем совместно с руководством компании, разрабатывающей Джеруй, выехать по Таласской области и оценить потенциал проектов. Наша цель — развить это сотрудничество посредством реализации социально направленных проектов», — пояснил Баясов.

ПОЛИТИКА ПУГАЕТ ИНВЕСТОРОВ

Чем больше денег у инвестора, тем более взвешенно он принимает решения. Стратегии развития бизнеса пишутся не на год и не на два вперед, а порой на 10 лет.

«Вопрос об обязательной госдоле чаще всего поднимают политики, занимающиеся популизмом. Но, как показывает международная практика, это ни к чему хорошему не приводит. Был подобный пример в Монголии. Они ввели налог на сверхприбыль и обязательную долю государства. Это отпугнуло инвесторов и привело к стагнации отрасли. Однако они вовремя одумались и отменили эти решения, им удалось оптимизировать свое законодательство и взвешенно подойти к политике в горнорудной отрасли», — рассказал независимый эксперт Кубан Аширкулов.

Он также придерживается мнения, что обязывать предприятия безвозмездно отдавать долю государству неправильно.

«Такая норма подразумевает справедливую компенсацию расходов, которые уже инвестированы в предприятие. Просто так этого делать нельзя. И заявления, которые недавно прозвучали от руководства страны, могут повлиять на настроение потенциальных инвесторов. Не говоря уже о действующих», — добавил эксперт.

https://www.akchabar.kg/article/economy/economics-politics/

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320