Эксперты и политики считают, что формирование кабинета министров должно коренным образом изменится.
Вопросы о новом правительстве прозвучали в рамках круглого стола «Какое правительство должен сформировать новый Жогорку Кенеш для выполнения предвыборных обещаний?».
За последние 5 лет в Кыргызстане сменилось 4 правительства, что негативно отразилось на инвестиционном климате страны и экономической ситуации в целом. По словам участников круглого стола, все отставки правительств происходили из-за интриг в депутатском корпусе. Еще одна проблема в том, что вместо профессионалов в кабмине работают партийные кадры.
- Зачастую в правительствах оказывались не профессиональные менеджеры, а те люди, которые исполняли партийные задачи – установление контроля над основными ресурсами. Мы видели перетягивание каната, а не решение конкретных задач, - сказал политолог Игорь Шестаков.
Он напомнил, что на парламентские выборы практически все политические партии ставили во главу угла экономические преобразования, отметив, что должно быть сформировано такое новое правительство, которое сможет реализовать эти программы.
- В предвыборных программах были в основном реформы. Но если посмотреть на Россию и Казахстан, то там большее внимание уделяется антикризисным программам. Сейчас правительство возглавляет Темир Сариев, и за это время я ни разу не слышал об антикризисной программе. Да, происходят какие-то действия, открываются школы, ремонтируются дороги. Конечно, это все замечательно. Но хочется видеть, понимать, какую антикризисную программу может предложить правительство, учитывая мировой экономической кризис, который затрагивает и Кыргызстан, - сказал политолог.
По мнению главы Ассоциации рынков, предприятий и услуг КР Сергея Пономарева, депутаты должны выбрать только премьер-министра и дать ему возможность самому выбирать министров.
Он отметил, что практически все политические партии выходили на предвыборную гонку с экономическими программами, потому что сегодня кыргызстанцы понимают, что политикой прокормиться невозможно.
- Я хочу сказать, что кроме того, что правительство должно быть профессиональным, члены правительства должны быть управленцами. Все фракции должны избрать только премьер-министра, который сам формирует кабинет министров, а министры сами формируют свой аппарата и выбирают заместителей. Сейчас депутаты назначают всех министров, а премьер-министр назначает заместителей министров, даже в заместителей РОВД назначает. Это и дает те проблемы, которые мы обсуждаем из года в год. Все государственные программы, принятые за годы независимости, провалены, потому что функции управления не принимались всерьез. Наши чиновники всегда думают, что управление – это не наука, поэтому нет управленцев, - сказал Пономарев.
Добавив, что правительство не должно зависеть от развалов коалиции большинства.
По словам известного экономиста Джумакадыра Акенеева, Кыргызстану требуется сейчас боеспособное правительство, способное влиять на преобразования в экономике и вносить необходимые коррективы в развитие страны.
- В прошлом созыве пришли на работу такие члены правительства, которые иногда не разбирались в темах, за которые отвечали. Был случай, когда министр культуры путал сказителя с композитором. Это связано с тем, что кабмин выбирали из депутатов, и ставили во власть. Если так будет работать новое правительство, то нормальной и эффективной работы вряд ли получится. Поэтому, нужно сделать выводы, и создавать с этим учетом не партийную, а профессиональную власть.
Акенеев отметил, что партии давали прекрасные обещания, в том числе, какая должна быть структура правительства и каких показателей необходимо добиться.
- А поскольку ни одна партия не набрала 65% голосов , то они могут сослаться на это факт и не брать на себя полную ответственность за данные ими обещания, - прогнозирует эксперт. – Что касается участия общества, я думаю, парламент должен учитывать желания и настроения при формировании правительства, проводя процедуру прозрачно. Поэтому, надо новый созыв формировать не по партийным спискам, а исключительно по профессиональным качествам. Только тогда наша страна увидит результат, - считает экономист.
В свою очередь, общественный деятель Таалайбек Сагынов подыеркнул, что риторика вхождения Кыргызстана в ЕАЭС была ключевой в программах партий.
- Это связано с тем, что большая часть населения была за эту интеграцию. Партии шли за интересы народа. Именно настроение людей учитывалось политическими игроками, а не их собственное мнение, - считает Т. Сагынов.
Что касается формирования кабмина, то он уверен, что его должен формировать премьер, а его, в свою очередь, выбирать депутаты.
- Лично я считаю, что премьер-министр должен быть выбран только коалицией большинства, и никак иначе. Плюс все обещания, которые были даны партиями в ходе предвыборной агитации, должны быть делегированы в программу дальнейших действий, за которую они должны ежеквартально отчитываться. Даже те партии, которые не войдут в коалицию большинства, имеют права контроля за выполнением данных обещаний, как своих, так и других партий. Общественности также следует поставить необходимые индикаторы, чтобы осуществлять и свой личный контроль за этим, - подчеркнул Т. Сагынгов.
По мнению большинства участников форума, экономическая ситуация требует от парламентариев не популизма, а рационального экономического мышления.
Союзбек Аскаров
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320