Интеграция
18.10.2023

Должен остаться только один: сможет ли Китай стать новым архитектором международной торговли

В Пекине начинает работу третий форум «Пояса и пути», на который соберутся представители 130 стран и 30 международных организаций. Как известно, почетным гостем встречи станет российский президент Владимир Путин. «ВЭС 24» взвешивает гегемонистский вес Китая в международной торговле по модулю «ожидания – реальность».

Чего хочет Китай

Китай хочет создать собственную кровеносную систему торговли. Предполагается, что ее главной артерией станет инициатива «Один пояс – один путь», разумеется, при ее полномасштабной и всемерной реализации, что не является таким уж самоочевидным фактом.

«ВЭС 24» уже писал о перспективах китайской транспортной инициативы и сделал вывод, что в капиталистической мир-системе, в которой ядром структуры является Запад, китайские усилия по созданию конкурирующей с западной транспортно-логистической инфраструктуры столкнутся с мощным противодействием.

Не очень понятно, зачем Западу, который держит флеш-рояль мировой торговли (транспортные коридоры, контроль – прямой или опосредованный – за проливами, контроль за расчетами и валютными операциями, етс), с кем-то делиться козырными картами. А тем более с Китаем, который ни органически, ни идейно не близок Западу и никогда близким не станет. Разумеется, кто-то может возразить – а зачем что-то у Запада спрашивать? Надо строить, и все.

У Запада действительно ничего просить не надо – он просто не даст, но надо понимать вот какую важную вещь: Запад ради контроля за коридорами готов проводить военные операции, этнические чистки, сжигать в пламени войн целые народы, убивать миллионы. Мы не нагнетаем и не разжигаем, мы просто говорим правду, подтвержденную пятисотлетней историей западной гегемонии. Более того, мы даже готовы отказаться для анализа от морально-этических оценок. Допустим (только допустим), что для контроля за значительной частью мировой торговли можно убивать и наплевать на суверенитет. Однако для этого необходимо две опции: первое, иметь для этого политическую волю; второе, ресурсы и инструменты для «расчистки» коридоров от мешающих людей и режимов. Китай, понятное дело, не обладает ни тем, ни другим. А Запад обладает.

Когда мы видим, как по всей евразийской дуге, которую геополитики начала XX века называли «римлендом», начиная от Восточной Европы, Южного Кавказа, Ближнего Востока, начинают загораться даже не маячки и не сигнальные ракеты, а вполне осязаемые костры войны, то будьте уверены, они разгораются не потому, что кто-то не поделил богов или идеологических идолов (это поверхностный слой для хомяков). Они загораются, потому что есть воля, которая не собирается допускать появления альтернативного и глобального транспортного коридора. Так что желания Китая понятны, но…

Что может Китай

Новая реальность требует от Китая не только талантов негоциантов и переговорщиков – нам не важны ваши взгляды, давайте торговать, - но и, скажем так, военно-технического обеспечения своих амбиций на пост альтернативного центра капиталистической системы. Иначе говоря, Китай должен учиться проводить «гуманитарные» интервенции, «гуманитарные» бомбардировки, отправлять десанты и ЧВК, устраивать диверсии на американских кораблях, сковывающих китайский оперативный простор на Тихом океане и прочая, прочая, прочая.

Еще раз – одно дело подхватить скипетр и державу из рук падающего в изнеможении от старости и дряхлости прежнего властителя и объявить себя главным пантократором вместо него, и совсем другое, когда прежний властитель, хоть и поиздержался, а местами и начал подгнивать, но все еще достаточно силен, чтобы уничтожить планету несколько раз (хотя хватит и одного). Готов ли Китай к противостоянию с Западом и его сияющим градом на холме – США? Мы резки в оценках, но убеждены, что нет.

В конце концов, о чем инициатива «Пояс и путь» концептуально? Ну все правильно, дешевые товары идут из развивающегося мира в развитой, то есть западный. В основе этой идеи заложена одна маленькая мина замедленного действия, грозящая нанести экономике экспортоориентированного Китая вместе с его путем и поясом серьезный удар. А ну как одна из точек (важнейших) этого коридора перестанет работать… Скажем, Запад откажется от экономического сотрудничества с Китаем, а для Индии (и так называемого Индо-Тихоокеанского региона) он придумает (да они, в сущности, уже есть) транспортные коридоры мимо Китая. Куда Пекину девать миллионы тонн произведенного в Поднебесной барахла на миллиарды долларов? Нет, ну правда, куда?

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что «Пояс и путь» - тупиковый проект. Нет, он имеет отличные перспективы, но только в мире с несколько иным балансом сил. В мире, где какая-нибудь операция западной разведки в какой-нибудь стране, являющейся элементом транспортного коридора, ставит под угрозу реализацию многосотмиллиардного проекта – «Пояс и путь» выглядит слабовато. Нужно менять баланс сил. А для этого Китаю неизбежно придется показывать зубы, а иногда (часто) их использовать. Пока же Китай что-то говорит о нормализации отношений с США. Позиция так себе…

asia24.media

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320