Экономика
21.01.2011

Дефицит бюджета: как решить проблему?

Вот уже, который месяц мы только и слышим о том, что Кыргызстан нуждается во внешних вливаниях и помощи для решения проблем бюджета. Нам твердят, что существует огромный дефицит бюджета, который мы сможем решить только с помощью новых кредитов и грантов. Но мы должны ясно осознавать, что это не решение проблемы, а лишь оттягивание «судного дня», который надвигается все быстрее. Мы не имеем морального права брать новые кредиты и обязательства и оставлять будущие поколения отвечать по ним.

В чем проблема?

Нужно понять, что наша проблема - это не существующая дыра в бюджете, а система, не позволяющая увеличить бюджет и, в особенности, его доходную часть. И проблема состоит в том, что мы живем в стране, где:

• процветает коррупция, где бюджетные деньги воруют все и повсеместно, и не ворует только ленивый,

• большая часть экономики находится в тени или даже в темноте, и можно заниматься любым видом предпринимательства, оплачивая определенную мзду инспектору мимо бюджета. И предприниматель уходит в тень не по собственному желанию, а из-за существующей контролирующей системы,

• нет статистики и ни один человек в стране не скажет, сколько же на самом деле производится и потребляется того же мяса или картофеля,

• уродливая налоговая, таможенная и соцзащитная системы, при которой предприятия с миллионными оборотами откупаются от налоговиков покупкой патента на 1000 сом в месяц, а разница в отчетах о внешней торговле с соседними странами превышает десятки раз.

И этот лишь десятая часть того, что нужно было бы перечислить. Но разговор о другом: что мы видим проблемой? Да, проблемой сегодняшнего дня является дефицит бюджета. Но корень этого - система, которая призвана управлять денежными потоками и направлять средства на пополнение бюджета и которая, на самом деле, уводит эти деньги от нее, чаще всего в карманы руководителей отдельных структур и их приближенных. Вот он и ответ на поставленный вопрос: нужно скорее искоренить сложившуюся систему (исправлять существующее - тяжело вдвойне) и установить новые, прогрессивные рыночные механизмы и правила. И тогда нам не нужно будет задаваться вопросом откуда достать 18 миллиардов сомов для бюджета, как сейчас.

Решим проблему системно, а не разово!

Огромное количество денег несутся с большой скорость не то, чтобы мимо бюджета, а вообще мимо официальной экономики. Огромная денежная масса обслуживает тысячи мелких предпринимателей, коррумпированных чиновников, сотрудников налоговой и таможенной службы, Социального фонда и Статистического комитета.

Основные направления реформ:

• исключить любую возможность воровства и коррупции для государственных служащих любого уровня и любого органа. На постоянной основе проводить работу по борьбе с коррупцией. Необходимо провести показательные задержания и судебные слушания людей, подозреваемых в коррупции с широким освещением в СМИ. При этом это не должны быть мелкий подкуп равнозначный хулиганству, а крупное воровство из государственного бюджета.

• обеспечить максимальную прозрачность бюджета и усовершенствовать процесс составления бюджета. Бюджет должен строиться на основе реальных нужд каждой бюджетной организации без статей «другое», которые могут достигать до 10% бюджета таких организаций. Усовершенствовать процесс и ужесточить ответственность при проведении тендеров и закупок для государственных учреждений.

• провести эффективную приватизационную программу. Государство должно избавить от «непрофильных» ему активов и передать их эффективным хозяевам. Есть такие предприятия (особенно из числа национализированных), продав которые государство может выручить сотни миллионов сом, но также есть и такие предприятия, которые должны быть отданы за номинальную цену в 1 сом с условием погашения всех долгов предприятия.

• минимизировать государственное вмешательство в экономику. Это может быть обеспечено только путем постоянного анализа законодательства республики в части регулирования бизнеса. Для этого необходимо наделить всеми полномочиями соответствующий государственный орган, которым может стать Министерство экономического развития (в который должно быть переименовано нынешнее Министерство экономического регулирования). По сути, это министерство должно стать органом по проведению государственной политики по экономическому урегулированию.

Конечно, реформы - это дело тяжелое и не быстрое. Отвечая на вопрос о том, где достать 18 миллиардов сомов для покрытия дефицита бюджета 2011 года, можно перечислить следующее:

• правильно расходовать средства от сдачи в аренду земель для Центра транзитных перевозок. А точнее, перечислять эти средства непосредственно на счет в центральном казначействе МФ КР. Таким образом, эти финансовые средства будут размещены на специальном счете республиканского бюджета и соответственно будут защищены. Это без малого 63 миллиона долларов США или 2,961 миллиарда сомов.

• приватизировать некоторые предприятия, находящиеся на текущий момент на госбалансе. Например, ОАО «Международный аэропорт «Манас»», уставный капитал которого составляет 500 миллионов сомов. Госдоля составляет 79,05%, что равно 393 миллионов сомов. Еще один пример: ОАО «Учкун», уставный капитал которого составляет 45 миллионов сомов при государственной доле в 77,36%. Можно назвать еще несколько предприятий, таких как АО «Хайдарканский ртутный комбинат», АО «Кыргызнефтегаз» и АО «Сулюктакомур». В целом, при честной и активной продаже своей доли в разных предприятиях, государство может выручить до 10 миллиардов сом.

• ликвидировать черные, серые и иные цветные схемы при таможенном оформлении грузов на границе КР с другими государствами, таким образом увеличить доходы государства из ГТС КР. По данным ГТС, доходы по таможенным платежам составляют 16 миллиардов сомов при уровне заявленной внешней торговли в $ 2 миллиарда. В случае, если будут перекрыты все серые и черные схемы, и уровень декларируемой внешней торговли вырастет в 10 раз (на основе статистики КНР), то и доходы по таможенным платежам вырастут соответственно и могут составить 160 миллиардов сомов. Чистое увеличение дохода составит 144 миллиардов сомов.

• ликвидировать патентную систему и коррупцию, провести легализацию бизнеса посредством упрощения всей налоговой системы в КР и систему социальной защиты - СоцФонд (минимизировать отчетность, уменьшить количество налогов и снизить налоговые ставки). На сегодняшний день средний уровень налогового бремени составляет 45% и доходы бюджета КР от ГНС и Соцфонда составляют 22 миллиарда сомов. При этом, номинальный уровень ВВП составляет 200 миллиардов сом при уровне теневой экономики в 50%. Предположим, что при улучшении налогового администрирования, упрощения налогообложения и отчетности, снижении налогового бремени до уровня 15% и искоренении теневой экономики, уровень официального номинального ВВП вырастет в два раза и составит 400 миллиардов сомов. В этом случае, размер поступлений в бюджет КР по налоговым сборам и платежам вырастет также в два раза до 44 миллиардов сомов. Таким образом, дополнительный доход бюджета составит 22 миллиарда сомов.

Вместо заключения

В общем, при реализации вышеперечисленных пунктов в бюджет Кыргызской Республики может поступить до 186 миллиардов сомов, что в десять раз превышает заявленный уровень дефицита бюджета. Мы призываем Правительство КР, Жогорку Кенеш КР, Президента КР проявить политическую волю и провести реформы в системе государственного управления страной. При грамотном решении системных проблем, можно не просто покрыть дефицит бюджета, а даже обеспечить трехкратное увеличение доходной части бюджета, а соответственно и его самого с уровня 68 миллиардов сомов до 200 млрд.сом.

Хочется только надеяться, что эти меры будут предусмотрены в Плане действий Правительства КР на 100 дней, о котором заявил председатель Правительства А.Атамбаев. Также хочется надеяться на то, что эти реформы будут рассмотрены и в повестке Госкомиссии по реформе системы госрегулирования предпринимательства, и эта комиссия включит эти меры в Постановление Правительства КР «О проведении реформы системы государственного регулирования предпринимательской деятельности и совершенствовании государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности» для реализации Закона КР «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности».

Бакай Жунушов,
директор iCAP Investment (Бишкекский Деловой клуб)

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320