В последнее время экспертное сообщество Кыргызстана активно обсуждает вопрос американского военного присутствия в аэропорту «Манас».
Уйдут или нет?
Несмотря на конкретную позицию президента Алмазбека Атамбаева, что в 2014 году ЦТП должен прекратить свою деятельность, как военный объект, острые дискуссии и обсуждения на эту тему в Кыргызстане активно продолжаются.
На текущей неделе сразу на нескольких экспертных площадках кыргызской столицы прошло экспертное рассмотрение этой темы, которая вновь приобрела публично-общественный резонанс.
Дискуссии показали, что в целом экспертное сообщество не видит для Кыргызстана особых проблем в случае вывода базы. Более того, ряд экспертов уверен, что властям республики будет сложно одновременно «усидеть на стульях» разных военно-политических союзов.
- Я считаю, что присутствие контингента НАТО на территории Кыргызстана является нарушением международных норм, - заявил на одном из прошедших форумах аналитик по военной тематике Леонид Бондарец. - Ведь наша страна – член ОДКБ. При подписании договора, мы приняли обязательство обеспечения безопасности коллективными усилиями. И в данном случае, республика не имеет право размещать военные объекты тех стран, которые не входят в состав организации. Это довольно значимый вопрос, который невозможно решать спустя рукава. Не нужно заниматься демагогией, пора четко определиться. Однако реально ситуация с авиабазой до сих пор непонятна. Внешние игроки, включая американцев, внушают, что база содействует стабилизации и нейтрализует военные угрозы. Я думаю, это чушь! Нужно держать марку и не ударять в грязь лицом. Наша власть заигралась в многовекторность, тем самым это понятие стало способом обогащения политэлиты. Стоит представить, в каком положении окажется, Кыргызстан, если возникнет значимый конфликт между США и Россией или Китаем. Наша страна выставит себя «пятой колонной». В данный момент нам необходимо определиться, с кем идти – с США или Россией.
Эксперт по внешнеполитическим вопросам Мурат Суюнбаев указывает на то, что без сомнений, данный военный объект должен быть выведен из гражданского аэропорта.
- Ведь заправщики авиабазы могут нести на своем борту около 100 тонн керосина. Какие последствия нас ожидают в случае аварии? Это может обернуться катастрофой, - говорит эксперт.
В свою очередь, у известного экономиста и общественного деятеля Жумакадыра Акенеева позиция на этот счет более однозначна.
- Заявление о выводе базы указано в предвыборных программах четырех прошедших в парламент политических партий, и она прекратит свое существование в Кыргызстане, в этом не стоит сомневаться, - констатировал Акенеев.
Значимость парламентского решения в парламентском государстве является одним из ключевых. Ведь президент хоть и определяет внешнюю политику страны, но по Конституции его полномочия не превышают решений депутатского корпуса. В связи с чем, эксперты прогнозируют, что в текущем году Госдепартамент США максимально активизирует контакты с депутатами и политическими партиями. Довольно частым гостем в регионах за последний год стала и посол США в Кыргызстане Памела Спратлен, что повлияло на активизацию сотрудничества с неправительственным сектором.
Политолог Марс Сариев прогнозирует, что США будут бороться за дальнейшую судьбу авиабазы и пытаться надавить на Кыргызстан по всем фронтам – через Международный валютный фонд, Всемирный банк, может быть, в данном контексте и актуален вопрос с экстрадицией сына экс-президента Максима Бакиева, которому Департамент юстиции США вменяет «незаконные операции с ценными бумагами и противодействие установлению законности».
- Для властей США ЦТП – гораздо больше, чем транзитная дозаправка или перевозка грузов в Афганистан. Это стратегический и геополитический объект в Центральной Азии,- считает Сариев, - В результате наша страна является своеобразным полем для политических игр.
Однако эти игры отрицательно влияют на и без этого шаткую стабильность в стране, которой необходимо укреплять безопасность в связи с непростой ситуацией в регионе.
Финансовые лабиринты
Одним из основных козырей, за который ратуют сторонники военного присутствия США, являются уже не вопросы обеспечения безопасности, а исключительно финансовая составляющая.
Экс-заместитель министра обороны Мурат Бейшенов на посвященном ЦТП экспертном заседании высказал точку зрения, что за предыдущий год в бюджет Кыргызстана поступило 200 миллионов долларов от авиабазы.
- Такие суммы мы не получали ни от России, ни от Казахстана. Я не думаю, что нужно выводить авиабазу из Кыргызстана, ведь сейчас нам необходимо закрывать «брешь» в бюджете, в данном случае нужно использовать все варианты рассмотрения этого вопроса и не принимать поспешных решений, - считает эксперт.
Иной точки зрения придерживается Жумакадыр Акенеев.
- Я думаю, мы и без этих 200 миллионов не умрем с голоду, тем более база платит только последние 2 года, а предыдущие 10 лет практически ничего существенного в госбюджет не попадало, - отметил он. - Нужно пересмотреть свои резервы, меньше воровать, наращивать экономический потенциал. В ближайшие годы мы войдем и в Таможенный союз, и в Евразийское экономическое пространство. Центр транзитных перевозок выполнил свою задачу, без сомнений в 2014 году он покинет нашу страну.
В целом, по вопросу затрачиваемых на деятельность ЦТП Пентагоном суммам существуют разнополярные точки зрения. Однако есть и официальная статистика. На одном из форумов, посвященном деятельности авиабазы ВВС США, который состоялся осенью 2006 года, отмечалось, что за период момента дислокации в 2001 году налоговые поступления в госбюджет едва превышали 8 миллионов долларов. А это были, как раз, наиболее активные фазы проведения операции, которые требовали, соответственно, и больших финансовых расходов, но не пополнили ощутимо бюджет республики.
Международный эксперт Кубат Рахимов полагает, что озвучиваемые цифры в сотни миллионов долларов не являются прямыми поступлениями в бюджет, а являются лишь косвенными затратами. А именно – поставки авиатоплива, оплата услуг аэронавигации, оплата труда местного персонала, закупка местной продукции и т.д.
- Вполне возможно, что финансовые вопросы в самом начале дислокации авиабазы не стояли. Не до денег было изначально. Но потом все вошли во вкус - помимо транзита появился центр радиоэлектронной разведки, военно-промышленный комплекс США получал такие огромные заказы, что и не снилось. Однако, с точки зрения финансов, можно было организовать более явный процесс оплаты. Сейчас это было бы эффективнее именно в контексте переговоров, - сказал эксперт в интервью «Регион. kg».
Впрочем, вопрос доходности авиабазы до недавнего времени не мог прояснить и созданный в свое время по инициативе экс-президента страны при ЦТП Общественный наблюдательный совет.
Представители ОНС сетовали на то, что руководство Центра отказывается предоставлять ОНС запрашиваемую информацию о своей деятельности. Главный аргумент: правительственное соглашение с американской стороной, где деятельность ЦТП, не только военная, но и экономическая, имеет конфиденциальный характер.
- Наш совет не имел реальной возможности выяснить, как работают с ЦТП наши компании-поставщики, как они платят налоги, почему постоянно заключают контракты одни и те же фирмы? Но руководство компаний ссылается на соглашение и отказывает давать нам информацию. Мы попытались выяснить эти вопросы через парламент, но депутаты не просто посоветовали, а даже требовали не вмешиваться в эти дела. Поэтому наш совет абсолютно бесправен в плане проверки любой документации по поставкам и осуществлению любой экономической деятельности, связанной с ЦТП, - рассказывал член ОНС Темирбек Шабданалиев на состоявшейся в прошлом году конференции представителей Наблюдательных советов.
В этой связи, по оценке экспертов, конструктивной является позиция Алмазбека Атамбаева, который считает, что ЦТП может быть вполне прибыльной структурой, сменив военный формат своей деятельности на гражданский.
Аналитическая группа «Регион.kg»
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320