Экономика
15.03.2021

Цены на ГСМ растут. Есть ли выход для Кыргызстана?

Эксперт считает, что он гораздо ближе, чем кажется

С конца февраля этого года в Кыргызстане наметился постепенный рост цен на ГСМ. По официальным данным Ассоциации нефтетрейдеров, к концу марта автотопливо подорожает в среднем на 8 сомов.

Нефтетрейдеры объясняют такую неутешительную для кыргызстанцев тенденцию ростом отпускных цен на бензин российских заводов. Как отмечается, с начала года они увеличились в среднем на 67 процентов.

Если раньше тонна бензина стоила $300, то в настоящее время она обходится $500, или выше примерно на 14 сомов за литр. На 31 процент подорожало и дизельное топливо — с $360 до $470 за тонну, или на 8 сомов за литр.

Также на рост цен на ГСМ влияет стоимость барреля нефти, экспортная цена, девальвация национальной валюты и объем доступного ресурса. По некоторым прогнозам, в ближайшее время цена нефти может подняться до $70-80 за баррель, так как предложение не покрывает растущий спрос. По данным Platts (американское информационное агентство), котировки на мировых рынках с начала года выросли на 55 процентов.

Согласно данным по ЕАЭС, Кыргызстан стоит на втором месте по стоимости ГСМ – у нас литр АИ-95 обходится в среднем в 47 сомов. Ниже цены только в Казахстане. Там литр ГСМ этой марки стоит 36,6 сома. Это связано с тем, что соседняя республика является производителем бензина и дизтоплива, при этом в стране установлены фиксированные цены на автотопливо. Таким образом, государство препятствует росту цены на нефтепродукты. На третьем месте Россия. Здесь стоимость АИ-95 составляет 50,5 рублей.

До определенного момента ГСМ в Кыргызстане были самыми дешёвыми среди стран СНГ. На 1 февраля 2016 года бензин стоил 33 сома за литр, тогда как в Узбекистане, например, его стоимость составляла 60 сомов. Однако в 2018 году топливо стало стремительно дорожать.

Примечательно, что в отличие от нефтетрейдеров, расчеты экономистов показывают, что стоимость барреля нефти мало влияет на конечную цену бензина и дизтоплива. Цены не зависят от цены на нефть напрямую. В цене бензина стоимость нефти занимает только 6%. Высокий ценник на готовую продукцию связан скорее со сложностью технологии его производства. Еще часть определяют акцизы и налоги, которые оплачивают как крупные нефтяные компании в КР, так и мелкие АЗС. Еще 6 процентов от стоимости составляет маржа от продажи ГСМ.

К тому же, произошёл сезонный рост спроса при общем снижении топливных запасов.

По словам экономиста Нурлана Алиева, цена на бензин и дизтопливо будет ползти вверх.

- Недавно на российских биржах цена бензина Аи-92 выросла до 55,75 тысячи рублей за тонну, побив исторический рекорд мая 2018 года. Ранее правительство поддержало идеи нефтяников по росту цен на бензин и решило скорректировать демпферный механизм на рынке топлива. Будет проведена индексация заложенных в нем цен в соответствии с уровнем фактического роста стоимости в рознице. Правда, это не затронет отпускные цены заводов. А значит, ожидать снижения цен на топливо не стоит. И хотя на конечную цену стоимость барреля нефти влияет мало, тем не менее, тенденция показывает, что рост неизбежен. Это касается и акцизов, - отметил в беседе с «Регион.kg» эксперт.

По его словам, выход для Кыргызстана в собственном производстве топлива. Но здесь нужна модернизация существующих в стране нефтеперерабатывающих заводов.

- Россия ежегодно поставляет нам беспошлинно сырую нефть. НПЗ вполне могли бы заняться ее переработкой, тем более что сейчас они работают на минимальной мощности. Однако проблема в том, что местные заводы хотят работать на экспорт, а не на внутренний рынок, что не входит в договоренности по поставкам нефти из РФ. В итоге за прошлые годы нефтепереработчики не выбрали объемы российской нефти, а на рынке по-прежнему властвуют определенные компании-монополисты. И именно они диктуют цены на ГСМ. И пока это тенденция будет продолжаться, кошелек автовладельцев продолжит скудеть, - заключил Нурлан Алиев.

ЕЭК дала республике послабления до 2023 года, однако, по окончании льготного периода Кыргызстану придется решать вопрос о повышении экологичности и качества своего топлива.

Анара Джурабаева

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320