Для развития экономики и процветания населения необходима стабильная энергетика, однако ввиду увеличения потребностей в электроэнергии и ряда других факторов страны Центральной Азии сегодня все чаще сталкиваются с проблемами в данной сфере.
На этот факт в рамках круглого стола: «Вода или мирный атом? Перспективы решения энергетических проблем в ЦА в условиях дефицита гидроресурсов», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо», обратила внимание директор ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназарова.
По ее словам, на фоне возрастающего дефицита водных ресурсов развитие гидроэнергетики находится под вопросом, не говоря уже о том, что ГЭС тоже оказывают определенное влияние на экологию и на процессы изменения климата. Зеленая энергетика – это тоже риски. Например, для работы ветряных электростанций необходимы дизельные генераторы. При этом они негативно воздействуют не только на флору и фауну, но и на психическое и эмоциональное состояние человека.
- Атомная, как и любая другая генерация электроэнергии имеет свои риски. Чтобы их минимизировать, необходимо продумать меры безопасности еще на этапе проектирования и строительства. При этом атомные электростанции – это гарантированная и самая стабильная выработка электроэнергии, что нам сейчас необходимо. Несмотря на то, что АЭС имеют свои риски, в той же Японии – их 15, в США – 92, в России, где 20% всей энергии вырабатывается именно атомными электростанциями, их 11.
В настоящее время ГК «Росатом» ведет строительство наземной атомной станции малой мощности в Якутии, идет подготовка к строительству малых АЭС в Узбекистане, Мьянме. Российские малые реакторы РИТМ-200 доказали свою надежность и безопасность, так как уже почти 70 лет используются в атомном ледокольном флоте. Очевидно, что технологическое лидерство и эксплуатационная безопасность АЭС может быть обеспечена только в процессе активного развития атомного сектора и строительства АЭС. Согласно отчету МАГАТЭ за 2024 год, на Россию приходится 26 из 59 строящихся энергоблоков АЭС, причем 20 из них за рубежом, что делает её ведущей страной на ядерно-энергетическом рынке.
Так, глава агентства по атомной энергии Узбекистана А. Ахмедхаджаев в интервью POLITIK Central Asia заявил, что Ташкент полностью доверяет российским технологиям, поскольку только ГК «Росатом» обладает реальной возможностью строить реакторы малой мощности, - отметила спикер.
Мысль о том, что стабильность энергосистемы является залогом развития экономики, поддержал и системный аналитик Мурат Мусабаев. При этом он подчеркнул, что в составе затрат, относимых на себестоимость любого товара или услуги, энергозатраты занимают значительное место, соответственно, чем дешевле энергия, тем дешевле та или иная продукция или услуга.
В качестве примера, как энергетика влияет на промышленность, спикер привел Германию.
- Германия – экономический локомотив Европы, но климатическая зеленая повестка начинает потихонечку долбить ее энергопотребление. Атомные электростанции там выведены из строя, угольную генерацию запретили, самым дешевым оставался российский природный газ, но и это направление закрывается. В итоге в стране серьезные перебои в энергетике, т.к. зеленые технологии не решают этот вопрос. В итоге экономика с самой высокой добавленной стоимостью начинает загибаться.
В советское время проводились исследования, согласно которым был выявлен энергетический потенциал Кыргызстана – эта цифра составляла 140 млрд кВт/ч, по факту же мы генерировали только 14 млрд кВт/ч, которых хватало на бытовое потребление и промышленность. Сейчас у нас увеличилась потребность, но потенциал нашей энергосистемы никто не изучал. Однако, если мы хотим развивать экономику, то нужно просчитать потенциал электроэнергии на 20-30 лет вперед. Тогда мы будем иметь конкретные данные, которые можно использовать, чтобы разговаривать с теми же инвесторами. Потому что любой бизнес смотрит на состояние энергосектора страны, прежде чем, инвестировать средства в те или иные проекты, - добавил М. Мусабаев.
В свою очередь экс-замминистра ПРЭТН КР – директор Департамента геологии и недропользования, председатель Госкомиссии по запасам полезных ископаемых КР Аркадий Рогальский также подчеркнул, что энергетика должна быть рентабельной. По его словам, Кыргызстан не может построить у себя все виды генерации, поэтому ставку нужно делать, например, на водную и атомную генерацию, т.к. зеленая энергетика проблем в энергосекторе страны не решит.
- Если говорить о ветряках – это прекрасный способ снабжения электричеством отдаленных сел, погранзастав и объектов, не подключенных к единой сети. Но включать ветряки в единую сеть не эффективно. Мы видели, как это работает, на примере Испании, где блэкаут случился из-за того, что ветряки дали энергию, которую невозможно было потребить, и в итоге вся страна на три дня осталась без электричества.
Солнечная электростанция работает в Узбекистане с 1970-х годов. Но с тех пор, как ее построили, больше ни одной такой станции в республике не было установлено, что говорит о низкой рентабельности такого вида генерации.
Зеленая энергетика – это коррупция мирового масштаба, которая приносит выгоду только тем, кто находится на верху – у кормушки. Для людей они кроме вреда ничего не принесут. Потому что происходит дисбаланс производства электроэнергии, когда солнце светит, нужно что-то устанавливать, когда ветер не дует, нужно накопление энергии. А это требует производства батареек, которые требуют утилизации – замкнутый круг и в итоге зеленая энергетика становится еще более вредной для экологии.
В США многие энергетические компании вдруг стали резко эффективными, потому что там можно взять кредит под 0 % именно на развитие зеленой энергетики под все эти батарейки и ветряки, при этом вложить деньги в традиционную генерацию, и зарабатывать на этом деньги, - пояснил эксперт.
Он также обратил внимание на низкую эффективность и нерентабельность генерации электроэнергии за счет сжигания угля.
- Еще в нацистской Германии были технологии по обогащению угля до метана. А сегодня мы тем более могли бы найти способ, как обогащать уголь и получать газ. Топить углем ТЭЦ – это просто топить ее ассигнациями. Уголь интересный и многокомпонентный объект, он является коллектором – губкой, которая впитывает в себя все сопутствующие полезные ископаемые. Например, Германия из угля добывает многие виды редкоземов. И очень неправильно просто сжигать его на ТЭЦ, - уверен А. Рогальский.
Большая опасность для Кыргызстана, по его мнению, заключается вообще в нерациональном использовании электроэнергии:
- Ее дефицит связан не с тем, что повсеместно устанавливаются кондиционеры, а с тем, что некоторые наши граждане занялись производством биткоинов. Криптомафия в нашей стране себя чувствует очень раздольно. Минэнерго не публикует цифры потребления энергии майнинговыми фермами, но если их закрыть, то будет такой всплеск электроэнергии, что хватит всем. Нужно построить нормальный механизм регуляции, а для этого правильно нужно расставить приоритеты государства.
Говоря о приоритетах, он также упомянул перспективность вторичной добычи полезных ископаемых из хвостохранилищ. Сегодня на балансе 123 хвостохранилища, из которых только по трем начата работа именно по рециркуляции и по вторичному запуску их в эксплуатацию.
- У нас в стране в 40-х годах добывался уран не для энергетики, а для производства оружия. Наш атом не является энергетическим. В 60-х годах была открыта скважина добычи урана в России, а потом – в Казахстане, и наш уран стал не нужен. Зато у нас остались хвостохранилища, и сейчас необходимо запустить вторичное производство из отходов антропогенных месторождений, хвостохранилищ, отвалов горных производств. Все месторождения в Кыргызстане не являются мономинеральными, т.е. они все полиметаллические. Если раньше было выгодно добывать уран, то сейчас уже из хвостохранилищ можно извлекать редкоземельные металлы, - пояснил спикер.
В заключение он подчеркнул, что поддерживает идею строительства в Кыргызстане атомных электростанций малой мощности, отметив развитость технологий в данной сфере.
Аналогичное мнение высказал президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил Петров.
- По статистике атом – это самый безопасный способ генерации. Уголь для наших ТЭЦ после сжигания либо складируется, либо превращается в экологически опасные шлакоблочные заборы, в которых содержится полтаблицы Менделеева. А Росатом всегда заберет отработанные стержни. И они будут либо полностью утилизированы, либо пройдут процесс рециркуляции и будут повторно использованы. А вот французы вообще не забирают атомные стержни, американцы – тоже.
Генерация делится на три вида. Первый – это постоянная генерация, которую дают ТЭЦ и АЭС. Второй вид – резервный, и третий – пиковый. В советское время наша Токтогульская ГЭС давала непостоянную, а пиковую генерацию в центральноазиатском кольце – в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане.
Вода, которая хранится на высоте свыше 3,5 тысяч метров над уровнем моря, испаряется в среднем на 13-15%, потери той же воды, которая была спущена вниз, например, в Узбекистан или Казахстан, составляют уже около 60%. Поэтому вода никогда не должна попускаться для того, чтобы просто сгенерировать энергию. Все высокогорные ГЭС предназначены для регуляции именно потребления воды и только потом, чтобы немного выработать электроэнергию в пиковые периоды.
В ТЭЦ невозможно резко ее подать, на атомной станции это вообще исключено. АЭС как раз обеспечивает базовую регулярную потребность. А вот в пиковую мощность создать в 1,2 гигаватта могла только Токтогулка. И то на 1-1,5 часа. И хранение воды в высокогорье сохраняет ее порядка на 45%. Это то чего сейчас остро не хватает всем странам, которые ниже по течению.
Ветер и солнце. В нашей стране при действующих тарифах, которые позволяют развивать экономику в дальнейшем, электроэнергия – это прямой катализатор, чем дешевле энергия, тем оптимистичнее будущее нашей промышленности. Чем дешевле электроэнергия, тем активнее развитие страны. Введение атомных мощностей атомных полностью перекрывает вопрос с ростом промышленности. Есть атомная энергетика – есть промышленность.
Мы хотим понимать, что в будущем мы не будем все завозить из Китая. Рано или поздно мы вынуждены будем сами производить товары внутри нашего центральноазиатского содружества. И обеспечивать экспорт из наших стран. Поэтому нам необходима дешевая электроэнергия, а не дорогая. Зеленая энергетика очень дорогая. И с этой точки зрения атомная энергетика, единственная, которая достойна хоть какого-то внимания. Поэтому я поддерживаю здравые шаги наших соседей, - отметил М. Петров.
Как отметил специалист в сфере общественной безопасности, блогер Бахтияр Тураров (Казахстан), сегодня западные страны не заинтересованы в реальном промышленном и технологичном развитии стран ЦА и их экономик.
- Для них мы должны оставаться удобной бензоколонкой с необразованным, управляемым населением. Для достижения этой цели они используют своих ручных миньонов – «национальных патриотов» с нетрадиционной ориентацией, так называемые независимые СМИ, а также оппозицию – все это работает на сдерживание стремления наших стран к процветанию. Они буквально хотят вернуть нас в юрты, пересадить на лошадей и ослов. А лично я хочу, чтобы наши народы процветали и жили в просторных домах, обеспеченных всеми благами – светом, теплом, газом, современной техникой.
«А хотят ли граждане Казахстана АЭС?» – чтобы снять с себя ответственность и развеять сомнения, властями нашей страны было принято решение провести референдум. Народ проголосовал «за»!
Почему я был уверен, что АЭС будет строить Росатом?
Честно признаюсь: я не специалист в атомной энергетике. Я инженер-пожарный. Много могу сказать о безопасности, но сейчас хочу сказать как простой человек. У нас, русских и казахов, единое техническое наследие. Наши инженеры, можно сказать, сидели за одной партой. Система образования, общий язык – русский – стали фактором единения.
Пожарный, попав в экстренную ситуацию, будет отдавать команды в первую очередь на русском, чтобы его все быстрее поняли. Это удобно в первую очередь для него самого. С россиянами нам удобно работать. Но главное, АЭС – это не просто стройка, это огромный, сложный механизм. И важно, чтобы рядом была страна, которая считается основателем мирного атома, - подчеркнул спикер.
В свою очередь председатель ОФ «Energy Green» Анара Султангазиева обратила внимание, что экологи республики, в частности члены «Зеленого альянса» против строительства АЭС с точки зрения потенциальной экологической угрозы.
- Я веду работу исключительно в интересах нашего государства. Вопрос атомной энергетики – это палка о двух концах. С одной стороны – экологическая часть, с другой стороны – адаптационные меры, программы, государство должно обеспечить энергией и тепловой энергией, в том числе наше население. ЦА – регион с высокой сейсмичностью. В Кыргызстане, например, землетрясение может доходить до 9,5 баллов.
С другой стороны, по словам наших ученых, которые занимаются мониторингом ледников, их таяние составляет 2 метра в год. Пока ледники есть, и они интенсивно тают, маловодье нам не грозит, но лет через десять, когда ледников не останется, нас ждет засуха. По прогнозам наших ученых, это может произойти в течение ближайших 30 лет. Соответственно, мы должны предусмотреть альтернативные воде источники генерации электроэнергии, уже сейчас нужно принимать адаптационные и интеграционные меры.
Конечно, зеленые технологии – это не решение всех проблем, но это альтернатива и дополнительная адаптационная мера. Ее отвергать тоже не нужно. Вы говорите, что мы панели не можем утилизировать, но мы даже пальчиковые батарейки не можем утилизировать, давайте откажемся от всех телефонов и всех гаджетов. Если мы закупаем у тех же китайцев панели, то пусть или они забирают их назад или строят здесь утилизирующий завод.
Я ничего не имею против наших партнеров из России. Росатом сейчас делает большую работу по рекультивации хвостохранилищ. Также компания предлагает построить АЭС. Экологи против данной инициативы, но не по политическим соображениям, а потому что у нас высокая сейсмичность, и мы опасаемся за экологию. Но если государство решит, что надо строить, и предоставит расчеты рисков и обеспечения экологической безопасности, мы примем это, - отметила А. Султангазиева.
На отсутствие в Кыргызстане нормативно-правовой базы для строительства АЭС обратил внимание старший научный сотрудник отдела отраслей экономики НИИЭк Мирбек Эсенгулов:
- В Кыргызстане есть Закон об электроэнергетике, в котором атомной энергетике посвящено лишь одно предложение: «Любая АЭС может быть построена с разрешения Жогорку Кенеша КР». В Законе об энергетике в ст. 13 говорится о национальной энергетической программе, которая принята в прошлом году, но там нет ни одного пункта по атомной энергетике. Т.е. если мы рассматриваем вопрос строительства АЭС, необходимо создавать нормативно-правовую базу. А со стороны заинтересованных лиц, которые намереваются строить АЭС в нашей республике, неважно большую или малую, на мой взгляд, должно быть больше прозрачности и публичности, чтобы население имело больше подробной информации по данному вопросу.
Тот факт, что в части разработки нормативно-правовых актов, касающихся атомной энергетики, у Кыргызстана ничего пока нет, подтвердила руководитель секретариата Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Кулира Кубатова. Но прежде чем браться за их разработку, по ее словам, нужно рассмотреть вопросы мирного атома с разных позиций: в части экономики, экологии, политики.
- Я бы добавила в этот список еще и социальные вопросы. По оценкам специалистов, к 2050 году численность населения Кыргызстана составит 9,5 млн человек, население всей Центральной Азии будет увеличиваться. Кроме того, ожидается интенсивный рост климатических мигрантов, который согласно прогнозам может составить 216 млн человек. И мы уже сейчас должны просчитать не только необходимое количество электроэнергии для растущего населения, но и сделать оценку того, как рост цен на электричество будет сказываться на уязвимых слоях населения, чтобы уже сейчас начать создавать условия для минимизации такого влияния. Причем все проблемы странам ЦА нужно решать сообща, - добавила спикер.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320