Ой Ордо
21.05.2024

Центральная Азия в меняющемся мире: когда важна интеграция

Интеграция центральноазиатских государств – важный процесс, который им рано или поздно предстоит пройти, чтобы добиться объединения всего региона

Перспективы развития стран Центральной Азии с учетом существующих глобальных вызовов и их отражения в региональной внешнеполитической повестке обсудили участники международной конференции: «Образ будущего стран ЦА в меняющемся мире 2024: глобальные угрозы и вызовы. Союзники и противники в решении экономических и гуманитарных проблем». Организаторами мероприятия выступили Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» и информационно-аналитический портал «Восточный Экспресс 24».

Евразийская интеграция, ШОС и БРИКС

-  В современном мире международное сотрудничество играет ключевую роль в развитии экономики любой страны, республики ЦА в этом плане не исключение. Особое внимание нашим регионом уделяется таким организациям, как Евразийский экономический союз и Шанхайская организация сотрудничества. Важным направлением является также предложенная Китаем инициатива «Шелковый путь», которая предусматривает создание глобальной инфраструктуры для усиления торгово-экономических связей, - отметила экономист Нургуль Акимова.

По ее мнению, китайская инициатива «Пояс и путь» стала одним из наиболее амбициозных проектов в современной истории, ориентированным на развитие экономики и инфраструктуры в регионах Азии, Европы и Африки. Однако, в свете политических и экономических последствий этой инициативы, недостаточно внимания уделяется технологическому развитию, передаче знаний и инновациям.

- Сопряжение ЕАЭС с инициативой «Шелковый путь» представляется логичным шагом в развитии трансконтинентальных транспортных коридоров. Одним из ключевых проектов является создание Евразийского транспортного коридора, который станет частью более широкой сети, соединяющей Китай с Европой, - напомнила спикер.

В свою очередь системный аналитик Бактыбек Саипбаев подчеркнул необходимость развивать ЕАЭС, поддержав при этом мысль о перспективности сопряжения Евразийского объединения с китайской инициативой «Один пояс – один путь».

- В этом году Евразийскому экономическому союзу исполняется 10 лет. За это время он, возможно, не всегда оправдывал наши надежды в плане интеграции. Тем не менее, она идет. И я надеюсь, что в будущем и Узбекистан, и Таджикистан, и Туркменистан тоже войдут в ЕАЭС. Потому что руководство этих республик поймет, что в одиночку им не выжить. Если говорить о перспективах сопряжения евразийской интеграции и китайского проекта «Один пояс – один путь», я не считаю верным мнение некоторых экспертов о том, что если Россия выстроит коридор Север-Юг, то это нивелирует коридор Восток-Запад. Там, на мой взгляд, наоборот пойдет сопряжение. И в БРИКС мы должны вступить. Что же касается, ШОС, я вижу, что наметились какие-то пути ее сближения с ЕАЭС, т.е. начинаются движения в сторону экономического сотрудничества, но к чему это приведет пока не совсем ясно, - отметил спикер.

Вместе с тем он подчеркнул, что ЦА является плацдармом, где осуществляется противостояние крупных геополитических игроков, которые борются за ресурсы, за зоны влияния.

- Республики бывшей советской Средней Азии юридически, как члены ООН, являются субъектами мировой политики, фактически же мы  объекты интересов крупных геополитических игроков. Это Россия, Китай, США, Евросоюз и отдельно Великобритания, которая играет в свою игру за спиной Америки. Причем для британцев мы представляем особый интерес. В перспективе они хотят заполучить наш регион в свою зону влияния, им очень нужны рынки и ресурсы, а также источник дешевого сырья и дешевой рабочей силы. Поэтому Лондон лелеет планы, оторвать ЦА от Москвы и Пекина в надежде реанимировать тот проект, который был в рамках «Большой игры» в конце 19 – начале 20 века. Корона финансировала басмаческие отряды почти до середины 20-го столетия. Последний из них ушел в 1943 году, не потому что с ними справились чекисты, а потому что Британия перестала давать деньги, - поделился информацией аналитик.

По его словам, если Китай и Россия смогут сблизиться настолько, что произойдет реальное сопряжение ЕАЭС и проекта ОПОП, то у них будет шанс создать единый техноэкономический макрорегион, условно, Большую Евразию.

- Кто в нее войдет, пока не ясно. Что мне ясно, так это то, что ни Казахстан, ни Узбекистан не смогут решать свои проблемы, в том числе водно-энергетического характера отдельно от остальных республик нашего региона. Несмотря на то, что Казахстан и Узбекистан – лидеры нашего региона, проблем у них больше, чем у нас. Я думаю, нам надо кооперироваться, иначе Запад будет нас разваливать, внушая каждому идеи самостийности и т.д. А если им не удастся сломить Россию и Китай, будут поджигать Среднюю Азию, - добавил Б. Саипбаев.

Дружить регионами: возможна ли настоящая дружба между ЦА и ЕС?

О том, на какой стадии находится, и какие перспективы имеет сотрудничество стран ЦА с Европейским союзом, в своем выступлении рассказал директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан) Андрей Чеботарев.

- Сейчас реализуется уже вторая стратегия Европейского союза в нашем регионе. Первая была принята в 2007 году, вторая – в 2019. В чем принципиальная разница между двумя этими документами? А разница в том, что с 2014 года между Россией и Западом началась война санкций. Причем в тот момент политика ЕС в ЦА вообще «подвисла», не было даже их спецпредставителя. Какая-то деятельность началась только в 2015 году, когда специальным представителем стал Петр Буриан, - напомнил спикер.

По его словам, первая стратегия предусматривала возможности согласования с другими межгосударственными организациями. В приоритете были ОБСЕ и другие западные структуры, но и ШОС там фигурировала. А вот от сотрудничества с ЕАЭС в ЕС отказались сразу.

- Казахстан в 2015 году, когда уже существовал Евразийский экономический союз, предложил Европейскому союзу взаимодействие в формате ЕС – ЕАЭС, от чего европейцы отказались, обосновав свой отказ российско-украинским конфликтом. Хотя, казалось бы, какое отношение к этому конфликту имел ЕАЭС, тем более, что повестка участия двух стран ЦА в нем носит чисто экономический характер. Но они увязали ее с политикой. В итоге вторая стратегия вообще исключает возможность взаимодействия со структурами, где присутствует Россия, - рассказал эксперт.

На данный момент Европейский союз готовит очередную стратегию своего взаимодействия со странами центральноазиатского региона. Но теперь уже в список недругов ЕС попадет не только Россия, но и Китай.

- В апреле Европарламент принял очередную резолюцию по ЦА, в которой предусмотрена разработка новой стратегии. На мой взгляд, сейчас они взяли риторику «холодной войны». Европарламентарии настроены очень жестко, они открыто говорят о том, что ЕС будет сотрудничать со странами ЦА только если они максимально сократят свои контакты с Россией и Китаем. Если будет разработана третья стратегия, то с большой долей вероятности она будет содержать элементы санкционной политики, т.е. европейцы будут вынуждать нас соблюдать антироссийские санкции под присмотром их контролеров, которых они к нам направят. Мы в этой ситуации должны будем обозначить свои позиции, и дать им понять, что мы не намерены сотрудничать в условиях ультиматумов и давления, - подчеркнул А. Чеботарев.

При этом намерение ЕС запустить новую стратегию по ЦА кажется не совсем логичным, учитывая, что и реализация второй европейцам дается совсем не просто. Особенно с точки зрения осуществления экономических замыслов.

- Мы интересны европейцам с точки зрения афганского соседства. После того как Афганистан по понятным причинам вышел из диалога по безопасности, который Европейский союз проводил в формате 6+1, они стали нас приглашать не только в составе 5+1, но и на уровне консультаций с представителем ЕС по Афганистану – они идут уже второй год. А вот экономическое сотрудничество явно буксует. Одно из направлений, которые стали уже «притчей в языцех», это поставки энергоресурсов из Центральной Азии в Европу. Первый проект, который ЕС предложил, не пошел, потому что они не нашли инвестора. Сейчас они уговаривают Туркменистан построить транс каспийский газопровод, чтобы туркменский газ, а если подключится Узбекистан, то и узбекский, шел в Европу по дну моря. Но при этом деньги никто не хочет давать, - отметил спикер.

По его словам, единственное направление, где европейцы преуспели, это различные образовательные программы. Однако и у этого направления не вполне определенное будущее. 

Говоря о плюсах европейской стратегии в странах ЦА, он отметил, что она дает лидерам стран региона лишний повод  для встреч друг с другом.

- После того как в 2005 году прекратила существование ОЦАС, нас стали собирать на таких площадках, как «ЦА +» Евросоюз, Япония, США, Россия, Китай и т.д. И мы на этих встречах стали выговаривать что-то и друг другу, потому что без таких форматов мы вообще перестали встречаться. Несмотря на это я бы отчасти оспорил тезис о том, что наш регион не имеет субъектности. Например, Россия и Китай нас не считают объектом, мы для них являемся стратегическими партнерами. Опять же арабские страны признают ее. Т.е. в определенных моментах она проявляется, - сказал А. Чеботарев.

При этом он поделился своими наблюдениями относительно того, как в нынешней ситуации изменился геополитический вес и положение Европейского союза на международной арене.

- Европейский союз претендовал на статус субъекта международной политики, на статус самостоятельного игрока, и шел к этой цели достаточно уверенно. Но в какой-то момент они резко стали дрейфовать в другую сторону, все больше превращаясь в геополитический инструмент США. Сейчас мы видим, что в ЕС повысилась антикитайская риторика. То они призывают отправить европейский флот к Тайваню, хотя где Евросоюз, и где Тайвань, и зачем им это надо? То они говорят о необходимости защищать себя от китайской экономической экспансии, хотя раньше на всех площадках заявляли, что готовы сотрудничать и торговать с КНР. Почему Китай попал под этот замес, если еще недавно европейцы говорили, что сократив контакты с Россией, они будут взаимодействовать с ним через ЦА?

Казахстан вместе с Грузией и Азербайджаном развивает транс каспийский транспортный маршрут. Проект предусматривал, что мульти модальные контейнерные поезда будут двигаться из КНР через все эти страны и Турцию в Европу. Раньше европейцы этот проект поддерживали, сейчас он – под вопросом.  Если Евросоюз, как говорится, «дразнит» Китай, Пекин тоже может встать в позу, - добавил эксперт.

Региональная интеграция: создадут ли страны ЦА свой союз?

Еще одним из ключевых вопросов в рамках конференции стал вопрос о перспективах объединения стран ЦА. Как отметил политолог Кубан Таабалдиев, интеграция центральноазиатских государств – это очень важный процесс, который им рано или поздно предстоит пройти, и таким образом добиться объединения всего региона, если не на уровне союза, то хотя бы конфедерации.

- Это, конечно, пока еще далекая мечта, в ближайшее время объединение вряд ли произойдет, поскольку каждая из пяти стран видит развитие нашего региона по-своему. У каждой республики свои интересы, цели, намерения и, главное, возможности. Т.е. нам нужно учитывать уровень развития самих государств, потому что объединение произойдет безболезненно, только в том случае, когда этот уровень будет высоким. Тогда все стороны будут заинтересованы найти точки сопряжения позиций и объединения региона, чтобы он перестал быть объектом, а стал субъектом, представляющим региональные интересы на международном политическом пространстве, - пояснил спикер.

При этом он подчеркнул, что «мы не можем ждать, когда мы доберемся до определенного уровня развития, и ждать когда объединение произойдет само по себе». Поэтому важно ускорить процесс развития.

- Как этого добиться – это уже другой вопрос. Каждая страна идет к этому своими темпами. Казахстан и Узбекистан уже нашли свою нишу, они находятся на таком этапе развития, когда они могли бы стать примером для остальных стран региона. У Кыргызстана и Таджикистана тоже есть возможности ускоренного развития, к сожалению, они не используются в полной мере. Я имею в виду, например, наши природные богатства – горы и водные ресурсы, которые могли бы помочь нам добиться определенных успехов. Но мы их не используем, т.к. живем еще по советской привычке, забывая о том, что во всем мире вода – это ценность и настоящее богатство, - отметил эксперт.

Говоря про Кыргызстан, он подчеркнул, что республике нужен четкий план действий, чтобы искать инвестиции под конкретные, пусть и не большие, проекты, а не браться за глобальные, но провальные прожекты.

- Таким образом, мы будем иметь развитие и дополнительные точки сопряжения с соседними государствами, что в итоге положительно повлияет на перспективы создания центральноазиатского объединения, - добавил К. Таабалдиев.

В свою очередь к.ф.н., советник министра обороны КР Мурат Бейшенов отметил, что региональная интеграция в Центральной Азии есть, просто она идет очень медленно, потому что у каждой из стран свой взгляд на эти процессы.

- Например, Узбекистан не входит в ЕАЭС и ОДКБ. У него своя позиция и по отношению к Организации тюркских государств, будучи членом ОТГ, Ташкент занимает в ней не самую активную позицию, как и в СНГ. Потому что у них свое видение на эти процессы. У Кыргызстана свои подходы, у Казахстана – свои. У китайцев есть поговорка, если спокойно ждать, то рано или поздно труп твоего врага пронесут мимо твоего дома. Но сейчас не та ситуация – в мире высочайший уровень напряженности. И это касается каждого из нас. Поэтому ждать чего-то, раздумывать нет времени. Почему бы не пригласить в ОДКБ Монголию и Северную Корею? Сейчас время такое, надо расширяться. И Россия в этом плане, как мне кажется, должна проявить больше активности. Но и нам тоже не надо молчать, надо поднимать волнующие нас вопросы, а не ждать, кто что скажет, - подчеркнул спикер.

По его словам, интеграция упирается в национальные интересы, но если их не замалчивать, а решать на двустороннем уровне, то они не будут препятствовать процессу объединения.

- Например, если мы не решим вопросы границ, нам будет сложно говорить о решении других задач. Я еще несколько месяцев назад на мероприятии ЦЭИ «Ой Ордо» говорил о том, что при демаркации кыргызско-таджикской границы пробуксовки возникнут на Ворухе. Так и вышло. Надо сначала решить этот вопрос, а потом заниматься делимитацией, - добавил М. Бейшенов.

Поддержал эту мысль эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев. По его словам, прежде чем говорить об интеграции стран ЦА, нужно решить приграничные споры, т.е. снять взаимные территориальные претензии.

- Ни один инвестор, ни одна организация не придет в страну, где в любой момент может возникнуть военный конфликт. Последние несколько лет у Кыргызстана были конфликты с Таджикистаном. Без решения этих проблем практически невозможно говорить об объединении, о создании регионального союза. Поэтому я считаю, что первым вопросом, который должны решить лидеры стран ЦА, это вопросы границ. Все остальные вопросы решаемы. Без наличия территориальных споров и претензий процесс, при котором регион будет обретать субъектность, пойдет намного быстрее, - подчеркнул Б. Курамаев.

Наталья Лобанова

Продолжение следует…

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320