Недавние события в Таджикистане, а именно нападения на иностранных граждан в численности семи человек показали уязвимость отдельных регионов Центральной Азии перед терроризмом.
Известно о том, что ответственность за убийство иностранных граждан взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство».
Ряд экспертов предполагает, что дестабилизация Центральной Азии может сыграть на руку США, т.к. заблокирует проект «Один пояс – один путь», который через азиатский регион, откроет Китаю двери в Европу, что невыгодно Вашингтону. Кроме того, КНР посредством выхода в Европу может укрепить свои позиции на мировом нефтяном рынке. И в этой связи Соединённые Штаты тем более не хотят, чтобы Китай вышел на Каспийский регион, который своими запасами нефти и газа всегда привлекал к себе многие государства. После распада СССР появились новые игроки в этом регионе в лице России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. На отношения этих стран кроме нефти влияют еще и интересы внерегиональных сил – США, Китая и Евросоюза. Американские политологи отмечают, что США создали рычаг влияния в Каспийском регионе сразу после установления контроля США в Персидском заливе, в другом очень богатом нефтяном регионе.
Позиция США в центрально-азиатском регионе впервые была зафиксирована 1997-году специальным докладом Государственного Департамента США, сделанным в Конгрессе. В этом докладе указывалось, что Соединенные Штаты Америки являются крупнейшей в мире энергопотребляющей страной, которая заинтересована в расширении своих энергоресурсов. Более того, в документе отмечалось, что интересы США носят не только экономический, но и стратегический характер. Поскольку, по мнению США, в регионе надо было обеспечивать безопасность.
По моему мнению, проект «Один пояс один путь» является тем необходимым толчком, который выведет центрально-азиатский регион на новые высоты. Если говорить в целом об этом проекте , то по оценкам экспертов, входящие в него страны, располагают 16,3 процента мировой территории, почти 5 процентами численности населения, 25 процентами разведанных запасов природных ресурсов (в том числе 7 процентами мировых запасов нефти и 40 процентами природного газа), 10 процентами мирового промышленного потенциала.
Вообще, благодаря географическим преимуществам, создание «Экономического пояса Шелкового пути» даст значительные возможности для развивающегося рынка Китая и сыграет огромную роль для устойчивого экономического развития Кыргызстана. Об этом свидетельствует тот факт, что в ходе поездки лидера КНР Си Цзиньпиня в четыре страны Центральной Азии были подписаны контракты на общую сумму более $ 60 млрд. Так, например, в Узбекистане было подписано 31 соглашение на $ 15,5 млрд, в Туркменистане - 8 соглашений на $ 7,6 млрд. В Казахстане стоит отметить сделку с Казахстанской нефтяной компанией, которая разрабатывает одно из месторождений в Каспийском море, на сумму $ 5 млрд. В Кыргызстане, стороны подписали декларацию о стратегическом партнерстве и 8 соглашений на сумму $ 5 млрд, в том числе модернизация ТЭЦ в Бишкеке ($ 390 млн.), строительство альтернативной дороги Север-Юг ($ 850 млн) и прокладка газопровода, который пройдет по маршруту Туркменистан – Узбекистан – Таджикистан – Кыргызстан – Китай.
Естественно такие цифры могут свидетельствовать, что в целом в регионе будет гигантский экономический скачок, и Китай будет главным гегемоном в этой части мира.
Отабек Нигматов
Студент 3-го курса,
факультета Международных отношений
МУЦА
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320