«В пользу БРИКС и ШОС свидетельствует их расширение в количественном и географическом отношении»
На вопросы Armiya.az отвечает казахстанский аналитик, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв:
- Господин Чеботарёв, исполнился 2 года с момента кровавых событий, охвативших тогда казахстанские города. Масштабный и дерзкий бунт был подавлен, и это было первым и очень серьезным испытанием для Токаева с момента его прихода к власти. Вокруг этих событий существуют много мифов, спекуляций и конспирологии. Кто-то сваливает все на внешние силы, кто-то утверждает, что это чисто внутренние разборки казахской элиты. По-вашему, какие конкретные силы и страны стояли за этими кровавыми событиями, и какова была их истинная цель?
- Это были беспрецедентные события, в которых сочетались массовые протесты и беспорядки, впервые охватившие все регионы Казахстана. Тригерром стало повышение цен на сжиженный газ его производителями и поставщиками. Основными же причинами гражданских протестов следует считать высокий уровень социального неравенства и социальной несправедливости, ухудшение социального самочувствия значительной части населения в условиях пандемии COVID-19, недовольство в обществе различными действиями и бездействием государства и его органов в разных сферах, в том числе участием в управлении страной экс-президента Нурсултана Назарбаева. При этом наблюдалась резкая политизация требований и призывов их участников, включая отставку правительства, введение выборности акимов всех уровней и т.д.
Однако в городах Алматы, Актобе, Кызылорда Семей, Талдыкорган, Тараз и Шымкент акции протеста довольно быстро переросли в беспорядки с нападениями на административные здания, столкновениями с сотрудниками силовых органов, погромами и грабежами магазинов и отделений банков. Особенно напряженной была ситуация в Алматы, где в течение 4-7 января власти практически утратили контроль. Среди отдельных участников беспорядков наблюдались высокий уровень организованности, отсутствие каких-либо требований и лозунгов, наличие всевозможного оружия и четкое выполнение конкретных задач боевого характера, включая целенаправленный захват административных и стратегически важных объектов (здания акимата и департамента Комитета национальной безопасности, аэропорт, офисы телеканалов).
Таким образом, фактически произошел перехват акций гражданского протеста неизвестными лицами, стремящимися максимально дестабилизировать обстановку в стране с использованием технологий управляемого хаоса. При этом они мобилизовали большое количество представителей маргинализированных групп и криминальных структур. В определенной степени этому способствовало отсутствие среди протестующих известных и авторитетных персон, способных возглавить данный протест и вести переговоры с представителями власти. С учетом бездействия ключевых силовых ведомств в лице КНБ и Минобороны, чьи бывшие руководители Карим Масимов и Мурат Бектанов соответственно были привлечены к уголовной ответственности и осуждены на длительные сроки лишения свободы, руководство страны расценило произошедшее как как попытку совершения государственного переворота.
По данным Генеральной прокуратуры РК, во время январских событий погибли 238 граждан, включая 19 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. При этом 67 погибших признаны активными участниками беспорядков и столкновений с силовиками. Вместе с тем ряд гражданских активистов заявляют о 263 гражданах, погибших вследствие разных обстоятельств. Отдельной темой также являются факты применения сотрудниками полиции и КНБ пыток и иных насильственных действий в отношении большого количества граждан во время задержания, дознания и следствия.
Вместе с тем январские события создали социально-политическую основу для серьезных политических изменений в Казахстане, включая внесение поправок в Конституцию РК. С другой стороны, без ответов пока остаются многие вопросы, в том числе относительно роли в данных событиях экс-президента Нурсултана Назарбаева и его младшего племянника, бывшего первого зампредседателя КНБ Самата Абиша. Так что двух лет еще очень мало для того, чтобы тщательно изучить все произошедшее тогда и дать этим событиям более-менее объективную оценку.
- Регион Центральной Азии всегда рассматривался различными мозговыми центрами как точка столкновения интересов сильных государств и ему предсказали самое худющее будущее, предписали самый трагический сценарий. Попытки дестабилизировать ситуацию мы видим периодически в лице внутренних потрясений в странах региона и приграничных стычек между ними. В регионе куча нерешенных проблем - от территориальных до разделения водных ресурсов, также проблема анклавов и эксклавов, которыми словно "рассыпана" карта ЦА. Наиболее пессимистически настроенные аналитики добавили к этим угрозам ещё и Афганистан, который отныне полностью находится под контролем радикального движения, для которого "экспорт" своей идеологии является основной внешнеполитической стратегией. Как вы думаете, насколько надежно защищены страны региона от этих угроз?
- Начавшийся с 2018 года процесс внутрирегионального многостороннего взаимодействия в Центральной Азии постепенно идет по нарастающей линии. С данного времени все пять государств в лице своих президентов ежегодно проводят консультативные встречи по актуальным вопросам регионального значения. А в феврале прошлого года в Туркестане прошел Первый Межпарламентский форум стран Центральной Азии. Все это позволяет в обозримой перспективе выйти уже на уровень выстраивания определенного организационного формата с механизмами координации, исполнения и т.п. Позитивные надежды также дает процесс урегулирования пограничных споров между Кыргызстаном и Таджикистаном.
С учетом процессов, происходящих в соседнем с тремя странами региона Афганистане, центральноазиатские республики готовы оказывать всестороннее содействие в достижении гражданского мира и согласия в этой стране. Вместе с тем их естественно волнуют вопросы укрепления региональной безопасности. В свою очередь это обстоятельство объективно стимулирует страны Центральной Азии не просто к продолжению процесса внутрирегионального многостороннего взаимодействия, а к его ускорению в сторону выстраивания определенного формата с механизмами координации, исполнения и т.п.
В рамках процесса обеспечения региональной безопасности. Правовой основой для этого может стать подписанный еще в 2000 году, но фактически неработающий Договор о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности. Его участниками являются Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Так что наша страна при поддержке остальных партнеров может инициировать обсуждение вопросов сотрудничества в рамках этого документа в современных условиях, а также предложить Туркменистану присоединиться к ним. Кроме того, являясь с сентября 2020 года председателем Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Казахстан способен также организовать и провести специальное заседание этого форума, посвященное афганской тематике.
Казахстан также председательствует в этом году в ОДКБ и ШОС. Каждая из этих организаций имеет свои сильные и слабые стороны. Вместе с тем вовремя тех же январских событий государства-члены ОДКБ оперативно откликнулись на обращение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и оказали поддержку миротворческого характера. Эта организация вполне может проявить себя в случае вооруженного вторжения каких-либо экстремистских формирований, в частности, в Таджикистан со стороны Афганистана. Что касается ШОС, то под ее эгидой действует Региональная антитеррористическая структура (РАТС), проводятся соответствующие учения и т.д. Но в данном случае важен фактор Китая, который может как в рамках этой организации, так и на двустороннем уровне оказать определенное содействие странам ЦА в обеспечении их безопасности. Тем более, что речь идет и о безопасности имеющихся в регионе активов и интересов самой КНР.
Таким образом, система обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии носит многоформатный характер. Здесь также следует учитывать фактор участия стран региона в СНГ с единой системой ПВО и Антитеррористическим центром. Однако им важно развивать и усиливать пятистороннее взаимодействие в данном направлении.
- На геополитической арене усиливается противостояние и происходит расстановка сил, возникают новые глобальные центры, стремящиеся к поляризации. Страны СНГ с момента распада СССР не были так близки друг к другу (не считая окончательно отколовшихся) как за последние годы. Список перешедших в сторону запада пополнила и Армения, премьер которой проигнорировал последнюю встречу глав правительств СНГ в Москве и заседания ОДКБ. На фоне всего происходящего, как будут развиваться отношения Армении с РФ в ближайшем будущем?
- Премьер-министр Армении Никол Пашинян принял участие в декабрьских саммитах ЕАЭС и СНГ, прошедших в Санкт-Петербурге. При этом Армения приняла председательство в ЕАЭС на 2024 год. Так что, несмотря на определенные претензии к России и другим партнерам по линии ОДКБ, в полную политическую изоляцию от них она не ушла. К тому же прекращение Карабахского конфликта в пользу Баку пока еще не привело к полной нормализации отношений между ним и Ереваном. Содействия же обеим странам со стороны США и Евросоюза в этом процессе явно недостаточно. Кроме того, с Турцией у Армении по-прежнему наблюдаются напряженные отношения. С Ираном у нее, наоборот, взаимоотношения достаточно конструктивные. Но она видит сближение этой страны с Россией, включая вступление в ШОС и БРИКС. С учетом всего этого Ереван максимально сохранит имеющийся формат сотрудничества с Москвой. Дальнейшие же перспективы их отношений во многом будут зависеть от того, как долго продержатся у власти Пашинян и его команда и кто может прийти им на смену.
- Укрепление российско-турецких отношений с другой стороны и благоприятно влияет на укрепление доверия и усилению интеграционных процессов между странами Евразийского пространства. В этом контексте Организация Тюркских Государств (ОТР) позволяет всем странам-членам организации, в том числе и России, опираясь друг на друга отвечать вызовам и предотвращать угрозы, так как политика конкретных западных стран откровенно рассчитано на то, чтобы подчинить себе обширные территории от Черного моря вплоть до Центральной Азии, рассеять хаос и управлять с его помощью всем регионом. Как вы думаете, СНГ, ШОС, БРИКС, ОТР смогут составить противовес западным блокам и разрушить несправедливый однополярный миропорядок?
- Начиная с 2020 года, пандемия COVID-19 и ее последствия, а затем вооруженные конфликты между Россией и Украиной, Израилем и ХАМАС и обострение санкционного противостояния в совокупности задают качественно новые тренды и вызовы глобального и регионального масштабов. На мой взгляд, мир стоит на пороге кардинальных изменений в системе международных отношений. Данная система основана на принципах однополярного мира, фактически сформировавшихся в начале 1990-х гг. после исчезновения Союза ССР и действующего под его эгидой социалистического лагеря.
Однако под влиянием указанных выше и других неоднозначных процессов в разных частях мира идет трансформация данного миропорядка в сторону создания новой, возможно, биполярной модели. С одной стороны, это США и их союзники по НАТО и вне его (Австралия, Япония, Южная Корея). С другой стороны, блок стран, участвующих в БРИКС и ШОС, которые начинают консолидироваться вокруг Китая и России. Рассматриваемый процесс в том числе сопровождается методичным разрушением ранее достигнутых и закрепленных в различных международно-правовых документах договоренностей в области безопасности, предотвращения гонки ядерного вооружения, а также правил ведения мировой торговли.
В пользу БРИКС и ШОС свидетельствует их расширение в количественном и географическом отношении. К ШОС, как известно, присоединился Иран. А в состав БРИКС вошли опять же он, а также Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Эфиопия. Потенциальными кандидатами на вступление в это объединение также являются Алжир, Бангладеш, Беларусь, Венесуэла и Пакистан. Скорее всего, такое расширение приведет к определенному изменению в деятельности ШОС и БРИКС и направлениям межгосударственного сотрудничества участвующих в них стран. Официально речи о создании некоего коллективного «анти-Запада» не идет. Однако ожидается, что соответствующие страны, прежде всего, начнут более активно поддерживать друг друга в рамках ООН, ВТО, G20 и других международных структурах. В свою очередь, от реакции США и их союзников на все это во многом будет зависеть, как будут выстраиваться отношения между двумя блоками.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320