Общество
09.05.2017

Что самое страшное на войне? Всё...

Во время ВОВ из Киргизии на фронт были призваны 360 тысяч человек, из которых 63 508 человек погибли, и еще 85 829 человек считаются пропавшими без вести.

Остановить время никто не в силах, и с каждым годом в живых остается все меньше тех, кто воочию видел все горести и страдания Великой Отечественной Войны, кто проявил невероятное мужество, отвагу и самоотверженность в борьбе с нацистской Германией, кто спас мир от фашизма. Самое малое, что мы сегодня можем сделать в благодарность за их подвиг, это помнить о нем, сохраняя для будущих поколений правдивую историю ВОВ – историю истинного патриотизма и единства многонационального советского народа.

wow 2017 3

Сегодня в Кыргызстане осталось не больше трехсот ветеранов ВОВ. Ещенко Матрена Тихоновна – одна из них.

На войну Матрена Тихоновна ушла в 1942 году в составе Первого Украинского фронта – зенитчицей. Тогда ей было 22 года. Почему молодая девушка решила пойти на войну? На этот вопрос Матрена Тихоновна отвечает без колебаний: «Потому что нужно было Родину защищать».

- Я тогда и не задумывалась, что можно поступить иначе. У меня не было братьев, и мне казалось, что это мой долг. Отец, конечно, отговаривал, но я для себя решила, что должна идти на фронт. Был набор в зенитные войска, я и записалась. Нас много девушек тогда пошло воевать. Мы друг друга поддерживали, собирались и даже веселились, пока нашу дивизию формировали. Мы же тогда еще не совсем понимали, что нас ждет на войне, - говорит Матрена Тихоновна.

wow 2017 2

К моменту мобилизации женщина потеряла на Войне мужа, он считался пропавшим без вести. И это была еще одна – сокровенная – причина пойти на фронт. Надеялась найти своего любимого, веря, что он жив.

- Мы поженились за два года до начала войны. Любовь была! Но на фронт, я его отпустила с легкой душой, не верила, что с ним может что-то страшное случиться. Не хотела верить. А когда нам прислали письмо, что, мол, Петр Заика считается пропавшим без вести я и в это не поверила, свекровь плакала, а я – нет. Я верила, что он живой. Наверное, еще и поэтому пошла на фронт, чтобы поскорее его встретить, - вспоминает участница ВОВ.

wow 2017 4

Война для молодой женщины началась на Днепре, с освобождения Украины от фашистских войск.

- Я родилась в Житомирской области, там же и выросла. А вот в Киеве никогда не была до войны. Так хотелось увидеть Киев, и я его увидела. В составе своей дивизии дошла и до него. Красивый город, самый красивый из всех, что я видела в своей жизни, - рассказывает с мечтательной улыбкой на лице Матрена Тихоновна.

Приятные воспоминания сменяются грустными. Улыбка сходит, и в глазах появляются слезы. Старенькой рукой достает платочек из кармана, смахивает слезы. Поправляет медаль за отвагу. У Матрены Тихоновны их больше десятка, и ордена есть. Взяв себя в руки, она продолжает рассказывать.

- Я очень скоро поняла, что мой Петр погиб. Я уже не верила, что встречу его на фронте. Каждый день кто-то из наших погибал. Многие погибли. Подружка моя, Тоня, погибла, от гранаты фашистской. Я рядом с ней была. Во время боя у нас снаряды кончились, и мы за ними ползли. И тут взрыв. Я только ранение получила, в госпиталь попала, а ее не стало. Она веселая была. Самая веселая из нас всех. В землянке ночью ляжем спать, лучину погасим, а она все не спит. То истории какие-то про себя рассказывает, сочиняла, наверное, больше... То мечтает про будущее. Всех нас девчат подбадривала и командира не боялась. Мы все его побаивались, а она – нет.

wow 2017 5

Ранение зенитчица Матрена получила уже после Киева. Осколок разорвавшейся гранаты повредил ей зрение – один глаз совсем ослеп. А второй немного видел. Комиссоваться с фронта по инвалидности отважная девушка отказалась. И после госпиталя ее отправили служить в связисты, в отряд находившийся на передовой действующего фронта, обеспечивающий связью командование всех родов войск во всех звеньях управления. Телефонисткой Матрена Тихоновна дошла до Польши.

- Наша задача была обеспечивать связью войска, когда мы немцев оттесняли. Мы почти до Варшавы уже дошли, несколько километров до польской столицы оставалось. Начался бой, и взрывы провода повредили в городе. Наш командир меня и еще одну девушку из нашего отряда отправил разрыв устранить. Без связи-то никуда! Мы пошли в город, точнее поползли практически. Кругом стреляют. Добравшись до города, мы наткнулись на парикмахерскую, - смеется. – А девушки, они и на войне девушки. Мы с сослуживицей решили красоту быстренько навести. Ну а пока кудри нам завивали, связь уже восстановили. Возвращаемся мы в отряд...Ох и досталось же нам тогда. Командир так кричал на нас. До сих пор не пойму, как под трибунал не отдал. Пожалел, наверное, мы же совсем еще молодые тогда девчонки были. Но наказать - наказал, мы со своими кудрями два дня под арестом просидели, - рассказывает Матрена Тихоновна.

Что было самым страшным на войне для молодой женщины? На этот вопрос она отвечает – все!

- Страшно было видеть, что люди – твои сослуживцы, молодые девчонки и ребята, умирают у тебя на глазах каждый день. Больно было видеть раненных искалеченных советских солдат. Страшно было спать ложиться, потому что мы не знали, проснемся мы утром или нас ночью убьют фашисты. Холод, голод мы все это прошли, и все было страшно – звуки, запахи, все было пропитано войной, и от этого было страшно. Но злость и ненависть к фашистам была намного сильнее этого страха. Желание прогнать немцев с территории Советского Союза было сильнее всего! – с искренностью, на которую только способен человек, говорит участница ВОВ.

Перед Берлином женщина встретила новую любовь – советского солдата Федора. Рука об руку они дошли до конца войны, вместе встретили долгожданную Победу и, вернувшись на Родину после капитуляции Германии, поженились.

Сейчас Матрене Тихоновне 97 лет. Она живет со своей дочерью, внуками и правнуками, рассказывая им Историю ВОВ, не вычитанную, ни рассказанную кем-то. Она рассказывает историю, которую сама пережила, которую выстрадала, ради своих потомков.

- Мне очень обидно и больно за то, что сейчас происходит на Украине – на моей исторической Родине. Больно, что они переделывают историю, и не чтят память о Великой Отечественной Войне, о Великой Победе, не чтят солдат погибших во имя этой Победы. Я сама уходила на фронт с Украины вместе с другими девчонками и ребятами, и я точно знаю, что мы шли воевать за Родину, потому что мы так чувствовали, мы знали, что должны ее защищать. А они теперь убеждают нас, что все это было зря? Что миллионы погибших на войне, не достойны того, чтобы их помнили и считали героями? - с горечью констатирует фронтовичка.

72-ю годовщину Великой Победы участница Великой Отечественной Войны отметит в кругу семьи, пересказывая близким свои фронтовые истории. Раньше 9-го мая в ее доме собирались друзья-фронтовики, а сегодня никого из них уже не осталось. Свидетели ВОВ уходят из жизни.

http://www.ritmeurasia.org/

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320