Вопреки страхам, раздуваемым в СМИ, визит спикера нижней палаты конгресса США Пелоси не приведёт ни к третьей мировой, ни к началу масштабной операции по возвращению Тайваня.
Стратегия Пекина строится на создании максимально благоприятных условий для проведения уникальной для Вооружённых сил Китая операции и исключает сценарий прямого столкновения с Вооружёнными силами США и их союзников, период муссонов создаёт максимально неблагоприятные условия для проведения масштабной операции против Тайваня.
Вашингтон это осознаёт и проводит хорошо спланированную провокацию с участием высшего руководства и при масштабном участии вооружённых сил.
Фоном для операции служит годовщина создания Народно-освободительной армии Китая (НОАК) 1 августа, а также начало негласных переговоров по составу высшего руководства Китая в преддверии XX съезда, где будет решаться вопрос не только о третьем сроке Си Цзиньпина, но и о масштабном приходе к власти его сторонников — «партии победы», а также выводе из состава проамериканских сил из группы выходцев из китайского комсомола, союзного Демпартии США. Визит Пелоси решит и вопросы авторитета Демпартии на фоне начавшейся в США рецессии.
Внутриполитическая ситуация как в США, так и в Китае толкает высшее политическое руководство на бескомпромиссные радикальные шаги в отношении противоположной стороны. Речь идёт не только о вопросе авторитета лидерства внутри двух стран, но и во внешнем мире — в Восточной Азии и не только. Армия Китая будет придерживаться заявленной позиции на недопущение визита Пелоси на остров. И если он состоится, то будет происходить в состоянии, близком к началу ограниченного конфликта и соприкосновения вооружённых сил Китая и США.
Не исключены инциденты в воздухе и на море, информация о которых будет подаваться в зависимости от развития ситуации. Среди дипломатических мер реагирования может быть произведён отзыв посла КНР в США, другие дипломатические меры воздействия. Не исключены и стихийные митинги и столкновения вокруг диппредставительств США в Китае, «стихийные» массовые кампании бойкота против американских компаний и продукции США.
Поскольку вопрос реагирования на визит Пелоси является вопросом авторитета власти Си Цзиньпина, ставленника во многом военных кругов Китая, то среди военных мер может быть предпринято частичное ограничение судоходства в Тайваньском проливе, более жёсткие требования к соблюдению зоны оповещения ПВО Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, которые затронут авиакомпании США. Китай попытается не только дать громкий внутриполитический ответ США, но и использовать этот визит для обоснования усиления контроля над судоходством и авиатрафиком в акватории и воздушном пространстве Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, на которые приходится до 40—50% всей мировой торговли.
Возможность начала полномасштабной операции в Тайваньском проливе снижена погодными условиями до сентября-октября. Если НОАК всё же приступит к боевым действиям, может ограничиться попыткой взять близлежащие небольшие острова рядом с побережьем и в Тайваньском проливе и попытаться блокировать судоходство рядом со столицей Тайваня.
Не исключены масштабные диверсии — напомню, что перед визитом бывшего госсекретаря США Помпео без электричества остался весь остров, — также возможны масштабные кибератаки. Дополнительным инструментом Пекина могут стать протестные акции нацпартии Тайваня «Гоминьдан», которая выступает за интеграцию с материком.
Визит Пелоси не приведёт к масштабной войне, но станет Рубиконом, который подготовит условия для такого конфликта в ближайшем будущем. Пекин воспользуется ситуацией для передислокации войск и создаст условия для будущей блокады Тайваня. Внутри Китая это будет обыграно как мудрость военно-политического руководства — в культуре Китая лобовое столкновение в ущерб считается большим недостатком, в отличие от культур западного мира.
Николай Вавилов, публицист-китаевед
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320