На недавней встрече президентов Казахстана и Узбекистана в Ташкенте стороны договорились участвовать в разрешении афганской проблемы.
Что же реально могут предпринять Нур-Султан и Душанбе? Об этом рассказал эксперт по Центральной Азии Аждар Куртов:
— Казахстан не возражал и солидарен с высказываниями, которые периодически Ташкент озвучивает по афганской проблеме. Еще при первом президенте Узбекистана Исламе Каримове были инициативы, связанные с подключением регионального аспекта для урегулирования ситуации в Афганистане, — отмечает эксперт в интервью ИА Regnum. — Каримов считал, что соседние с Афганистаном страны должны принимать больше участия в судьбе этой страны. В таком подходе нет ничего плохого, он абсолютно правильный.
Другое дело, что эти страны ничего не могут предложить для решения ключевой проблемы Кабула — обеспечения безопасности.
Ее не может решить ни сам Кабул, ни те страны, к которым он обращается за помощью
— Получается, что заявления в большей степени носят формальный характер?
— Войска туда Казахстан и Узбекистан посылать не будут. Да и какой-то военно-технической помощи Кабулу ждать не следует. Хотя некоторые возможности у этих стран есть. В Казахстане, напомню, действуют предприятия оборонного комплекса — например, там делают мотострелковое вооружение.
Афганский рынок, если говорить в целом, весьма специфичен. Открытым остается вопрос о платежеспособности страны. Все последние годы они расплачивались теми средствами, которые выделяло так называемое мировое сообщество «на восстановление Афганистана». Но это не рыночная форма торговли.
Какую-то часть продукции Казахстан и Узбекистан могли бы продавать и получать «живые деньги», но едва ли это будет устойчивым процессом. Скорее всего, речь идет об отдельных партиях товаров, причем в весьма непродолжительное время. О долгосрочных и длительных планах в привязке к Афганистану говорить весьма и весьма проблематично.
Затея амбициозная, но сомнительная
— Возможна ли в нынешних условиях реализация региональных проектов — ТАПИ и CASA-1000?
— О подобных проектах говорят уже около двух десятков лет. Они до сих пор не преодолели стадию обсуждения. Газопровод ТАПИ (магистральный газопровод по маршруту Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия) начинают строить раз в несколько лет, но это ничем не заканчивается. Существует несколько проблемных участков, из-за которых завершение проекта в обозримом будущем едва ли возможно.
Встречи действительно проводятся, договоренности заключаются, инвесторы ищутся, а дело не движется.
Кроме газопровода существует дорожное строительство. И тут нужно отдать должное — Узбекистан провел дорогу до Мазари-Шарифа (столица провинции Балх), что для Афганистана в условиях отсутствия железнодорожной сети весьма и весьма кстати.
Что касается проекта CASA (энергетический проект Центральная Азия — Южная Азия ) — в нынешних условиях его реализация весьма затруднительна. И дело тут не только в Афганистане, но и в других вероятных участниках этой амбициозной, но весьма сомнительной затеи.
Теория и практика
— Будут ли Узбекистан и Казахстан участвовать в проектах, находящихся в южных провинциях Афганистана?
— Вряд ли. Для этого нет условий. Северная часть страны населена не пуштунами, а теми же афганскими узбеками. С ними Ташкенту легче находить общий язык. В южных провинциях присутствуют сложности, которые в настоящий момент непреодолимы.
Возможности строительства предприятий или перерабатывающих мощностей, в которых могли бы участвовать Ташкент и Нур-Султан, существуют только в теории, на практике же это невозможно.
— Какие проекты Казахстана и Узбекистана в Афганистане будут реализованы на практике?
— На практике Казахстан и в меньшей степени Узбекистан могли бы выделять средства на развитие экономики Афганистана хотя бы в качестве солидарности. Однако замечу, что за все годы афганская экономика, как черная дыра, поглотила очень много средств, выделенных под различными предлогами и на различные программы и проекты.
Масштабы разворовывания, к которому причастны ближайшие родственники главы афганского государства, просто поражают. И самое главное, что эти факты широко известны. При таких обстоятельствах вкладывать серьезные средства без гарантий успешности проекта весьма неразумно. Все надеются, что мировое сообщество решит глобальные проблемы в Афганистане.
Простой пример — в нулевые годы афганское правительство запланировало к реализации два крупных проекта — разработку меднорудного и железорудных месторождений. На первое претендовал Китай, на второе — Индия. Казахстан не претендовал ни на что, и это при том, что горнодобывающая отрасль — один из коньков казахстанской экономики. Но может быть и хорошо, что тогда еще Астана отказалась от конкуренции с «зубрами» региона, потому что даже они в итоге не смогли ничего сделать.
Это только один пример не самого крупного проекта, под который на момент начинания Афганистан с увлечением искал инвесторов.
Нынешняя ситуация такова, что сейчас Афганистану можно помочь в создании сельскохозяйственных кооперативов или завода по переработке шафрана. Но это никак не приблизит решение афганской проблемы.
По большому счету, если США, страны Евросоюза, Россия и даже Китай не нашли ключ к решению проблемы, что могут сделать Узбекистан и Казахстан?
https://knews.kg
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320