Укрепление сотрудничества в рамках БРИКС может сыграть ключевую роль в развитии логистики республики.
Стабильный рост экономических показателей Кыргызстана, заметное оживление промышленного производства, выстраивание взаимовыгодных международных связей делает все более актуальным вопрос о наращивании транспортного потенциала. Директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков считает, что в этом плане властям республики стоит усилить взаимодействие в рамках БРИКС.
- Развитие инфраструктурных проектов, подключение международных транспортных коридоров и включение их в международную систему является приоритетным направлением для президента и правительства. На эти процессы, безусловно, влияет и достаточно динамичный рост экспортных показателей республики, который в прошлом году превысил $3 млрд. К примеру, по оценкам экспертов, значительно улучшить логистику Кыргызстана может «Южный транспортный коридор», который пройдет с юга нашей республики в Узбекистан, затем – в Туркменистан, где выйдет к Каспийскому морю. Далее из порта Туркменбаши направится на север в Астрахань. Это будет наиболее короткий маршрут для доставки грузов, он поможет обойти возможные препятствия, возникающие сегодня при экспорте наших товаров. Безусловно, важным направлением может стать и превращение международного аэропорта «Манас» в ключевой авиахаб даже не национального, а регионального уровня.
За последние годы руководство аэропорта при поддержке Садыра Жапарова и кабмина, многое делает для улучшения инфраструктуры на уровне регионов республики, однако многое еще предстоит сделать, чтобы аэропорт «Манас» стал визитной карточкой в Центральной Азии. Перспективы для этого есть, учитывая его удобное расположение для международных полетов, к примеру, до столицы Индии лету не более двух часов, - подчеркнул эксперт.
По его словам, пока экономическое положение республики не позволяет самостоятельно и в оперативном режиме вывести воздушную гавань страны на высокий международный уровень.
- Только строительство нового терминала в аэропорту в Алматы обошлось в $200 млн, огромные средства потребуется и Кыргызстану. К тому же, без расширения прямого международного авиасообщения деловому сектору нашей страны сложно успешно развивать сотрудничество с зарубежными партерами. В этой связи властям республики необходимо использовать возможности стран-участниц БРИКС, на которую приходится около четверти мирового экспорта товаров. Сегодня доля стран данного объединения обеспечивает более трети мирового ВВП по паритету покупательной способности. Расположение государств БРИКС на осях ключевых международных транспортных коридоров («Восток – Запад», «Один пояс – один путь», «Север –Юг», морские маршруты в Бразилию, в Египет через порты Азовского-Черноморского бассейна) формирует возможности для опережающего развития перевозок всеми видами транспорта – морским, авиационным и, конечно, железнодорожным, - отметил И.Шестаков.
По его мнению, предстоящий саммит государств БРИКС в Казани, который будет иметь большое значение для Кыргызстана и стран Центральной Азии, кыргызская сторона могла бы использовать для привлечения инвестиций в развитие транспортных возможностей, включая аэропорт «Манас».
- Как известно, участие в БРИКС должно способствовать развитию торговых и инвестиционных связей, обеспечению финансовой стабильности, а также взаимовыгодному сотрудничеству бизнес компаний стран организации. Если говорить конкретно по «Манасу», то последние 6 -8 лет различные зарубежные компании проявляли интерес к инвестпроектам аэропорта, но кроме переговоров и подписания неких протоколов конкретных решений так и не было. Полагаю, что и цена инвестиционного вопроса играла важную роль.
Учитывая, что в настоящее время самое стратегическое и лидирующие авиа направление в Кыргызстане занимают российские регионы, необходимо рассмотреть вопрос по привлечению инвесторов из РФ. В России есть успешный опыт строительства, эксплуатации и модернизации международных аэропортов, уже имеется готовая инфраструктура, которая будет тесно связана и с выстраиванием транспортных хабов в рамках того же БРИКС. И нам нужно использовать эти возможности. Тем более, что российский бизнес уже имеет успешный опыт работы в Кыргызстане, который подкреплен высоким уровнем кыргызского-российского межгосударственного сотрудничества, - заключил политолог.
Аида Мамбетова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320