Ой Ордо
27.01.2026

Борьба за ресурсы: международное право проигрывает геоэкономическим интересам

В условиях современной геополитической турбулентности международное право больше не является реальным инструментом сдержек и противовесов. Такое мнение в рамках круглого стола:  «Глобальные тренды Центральной Азии: от обеспечения безопасности до добычи критически важных минералов», организованного ЦЭИ «Ой Ордо», озвучил директор Центра, политолог Игорь Шестаков.

- Начало года для мировой повестки получилось достаточно бурным, учитывая похищение военными США президента Венесуэлы Николаса Мадуры. Это внешнеполитическое ноу-хау от Дональда Трампа демонстрирует, что при нынешнем мироустройстве международное право осталось только предметом изучения в университетах, но уже не является реальным инструментом сдержек и противовесов, - подчеркнул спикер.

Он пояснил, что Венесуэла располагает крупнейшими в мире сырьевыми запасами нефти и газа. По данным организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, доказанные резервы этой страны составляют 303,2 млрд баррелей (около 17% мировых запасов), а газа – 5,5 трлн кубометров (9 место в мире).

- Таким образом, силовое смешение Мадуро, в сговоре с элитами Венесуэлы, дало администрации президента США возможность взять под полный контроль этот «лакомый кусок» стратегически важных ресурсов, как говорится, без единого выстрела и без миллиардных инвестиций. Стоит напомнить, что Китай вложил в венесуэльскую экономику более $50 млрд, сделав основной акцент на нефтяной отрасли, российские компании вложили не менее $15 млрд. Что сейчас будет с этими средствами, сказать сложно, но понятно одно, что теперь главные рычаги управления венесуэльскими запасами будут находиться в распоряжении США.

Тема с Венесуэлой актуальна для Центральной Азии, т.к. список ключевых экономических партнеров и инвесторов Кыргызстана и ЦА возглавляют Китай и Россия. И мы уже не раз прогнозировали, что американо-китайское противостояние пройдет через наш регион. Также привлекает внимания ведущих мировых игроков критически важное сырье, которым богат наш регион, что детально продемонстрировал 2025 год.

Осенью 2025 года ЦЭИ «Ой Ордо» провел круглый стол: «Запасы критически важного сырья ЦА: как странам региона не попасть в геополитическую ловушку». Тогда в качестве основных рекомендаций для исполнительной и законодательной власти Кыргызстана участниками форума высказывались предложения сделать акцент на защите национальных интересов при достижении соглашений с зарубежными компаниями.

Кроме того, разработку  программ по добыче стратегически важного сырья стоит доверять опять же не специалистам западных компаний, логичнее привлекать их по линии ключевых стратегических партнеров КР – России и Китая, чтобы более надежно обеспечить защиту государственных интересов в сфере горной добычи. Есть немало международных примеров того, как западные компании искусственно занижали в своих оценках потенциальную прибыль от редкоземельных месторождений в свою пользу, - отметил эксперт.

Вместе с тем он подчеркнул, что по экспертным оценкам, мировой рынок редкоземельных элементов растет параллельно с развитием энергосберегающих технологий и, как ожидается, в 2026 году превысит 6 млрд евро. Как известно технологическая база США на 100% зависит от импорта более  десятка позиций таких сырьевых ресурсов. Одна из причин планов Трампа по завоеванию Гренландии тоже связана с потребностью США в редкоземельных минералах.

- По данным Центра стратегических и международных исследований (CSIS), США «не могут сохранять» лидерство в сфере национальной безопасности, экономической конкурентоспособности и энергетической устойчивости, оставаясь зависимыми по критическому сырью от таких государств, как Китай. Тем более, что на американо-китайскую повестку влияет и вопрос с Тайванем. По инициативе Трампа, в США в короткие сроки принят пакет законодательных решений, которые знаменуют переход к новой фазе глобальной конкуренции за доступ к стратегическому сырью, где прямое государственное финансирование становится ключевым инструментом обеспечения технологического и оборонного суверенитета. Поэтому в свою очередь Кабмин и Жогорку Кенеш Кыргызстана должны принимать законодательно-правовые нормы, которые будут гарантировать прямые выгоды нашей республике, а не Вашингтону, - добавил И. Шестаков.

Мысль о том, что современные тренды Центральной Азии необходимо рассматривать в контексте международной ситуации поддержал и системный аналитик Мурат Мусабаев.

- Я вижу, что Соединенные Штаты Америки тихим сапом превращаются в Соединенные Штаты мира, что показал Давосский экономический форум, где был создан Совет Мира, а Трамп заявил, что миру нужен диктатор. А стоит за этим всем пресловутая конспирологическая идея – единое мировое правительство. Вот каков нынешний глобальный тренд. Есть такая штука в мире – фондовая биржа, которая непосредственно связана с Федеральной Резервной Системой. А там давным-давно просчитывали, что в 2029 году наступит момент обвала. И сегодня инвестиционные фонды судорожно пытаются превратить свои виртуальные активы в твердые – в золото, землю,  месторождения не только нефти и газа, но и редкоземельных металлов, в жилую и коммерческую недвижимость, - рассказал спикер.

Он пояснил, что условно есть две части экономики. Атмосферная часть – это реальная экономика и то, что можно хотя бы за уши к ней притянуть, там есть реальный спрос и реальное предложение. А есть стратосферная экономика, т.е. безвоздушное пространство, где создаются какие-то активы, под которыми ничего нет.

- Изначально резервом было золото, но потом стали больше бумажных расписок писать. Потом появились виртуальные активы, которые продаются и покупаются. Но экономика требует реальных денег, а их нет. Поэтому скоро биржа рухнет. И пострадают, конечно, простые акционеры. А вот привилегированные члены этого закрытого клуба за это время полмира отхватят – это их гарантированные ресурсы.

И вот здесь мы должны понимать такую вещь, что в идеале, например, при Минприроды КР, должна быть создана структура, которая разрабатывала бы, как сейчас называют, стартапы. Эта структура, исследовав наши возможности, должна выходить на ту же фондовую биржу и предлагать конкретные проекты на своих условиях каким-то инвестиционным фондам. Но нас туда и близко не подпускали. Инициатива всегда исходит с обратной стороны, т.е. это они четко знают, что им у нас нужно, и они выставляют нам свои условия. Как пример, Кумтор. Мы начали, вроде бы, за здравие, а в конечном итоге объявили Кумтор преступлением века в Кыргызской Республике. Сейчас происходит примерно то же самое – приходят какие-то западные корпорации, выламывают нам руки, и за наш счет пытаются трансформировать в твердые активы свои виртуальные средства.

Аналогичный трек у них был с Россией, планировалось раздробить ее на мелкие части и забрать себе ее твердые активы – земли, месторождения и т.д. И Украина – это часть вот этих глобальных трендов. С Россией не получилось. Теперь они судорожно считают деньги и думают, что делать. Ага, есть такой остров, Гренландия называется, там много ресурсов. Поверьте,  Гренландия превратится в твёрдые активы этих транснациональных инвестиционных фондов. Дальше – Канада – она станет частью Соединенных Штатов мира. И Венесуэла со своими нефтяными месторождениями тоже. В Иране есть нефть – давайте быстренько поменяем власть в Иране.

Вот он нынешний глобальный тренд. Поэтому нам нужно держать ухо востро. Очень скоро эта льдина разрушится на три части, и когда будут создаваться макроэкономические зоны, мы должны четко понимать, с кем на стратегическую перспективу мы должны остаться. Мы маленькая страна, и должны иметь четкий план на тот момент, когда начнется глобальный финансовый кризис. Но я уверен, что выходом для нас является точно не Вашингтон и не Лондон, - подытожил М. Мусабаев.

В свою очередь руководитель ОО «Таза Табигат» Анара Дауталиева, акцентировала внимание на том, что, согласно законодательству, недра и ресурсы Кыргызстана принадлежат его народу, который также является и источником власти в стране.

- Поэтому принимая решения, касающиеся разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, прежде всего из списка КВСМ, государство должно об этом помнить. Это особенно актуально на фоне современных глобальных вызовов, когда появились Дональды Фредовичи, которые планируют захватить контроль над мировым рынком критически важных сырьевых минералов.

Я бы хотела, чтобы лозунгом нашей страны стало сохранение нашей страны, наших недр и наших ресурсов для будущих поколений. Мы сейчас стоим перед очень серьезными вызовами, прежде всего, в плане безопасности. Три президента ЦА – Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана подписали важный документ о мире, за что получили международную премию Льва Толстого, которую буквально в канун 2026 года им вручил президент России Владимир Путин. Этим шагом мы решили многие внутри региональные вопросы, в частности, касающиеся границ, но глобальные вызовы остаются. И сегодняшняя тема — глобальные тренды Центральной Азии, это очень актуально, - отметила эксперт.

Она напомнила, что в последние годы ЦА стала центром сосредоточения геополитических интересов многих стран, что создает для стран региона, как возможности, так и риски, связанные, в том числе и с ресурсами.

- Чтобы снизить возникающие угрозы, важно, прежде всего, у себя в стране расставить приоритеты, которые должны опираться на наши долгосрочные национальные интересы. А они заключаются в том, чтобы оставить в наследство будущим поколениям чистую экологию и природные запасы. Через несколько десятков лет появятся новые более безопасные и эффективные технологии, которые позволят нам разрабатывать наши недра с меньшим ущербом для окружающей среды и большей выгодой для нашей страны.

Конечно, мы не можем полностью закрыть горнодобывающую отрасль, которая считается одним из драйверов нашей экономики. Поэтому важно правильно подходить к выбору партнеров. Наши природные ресурсы должны приносить выгоду нашему народу, а не обслуживать интересы зарубежных инвесторов, которые стремятся только к получению геополитической и финансовой выгоды, игнорируя наше законное право на ресурсный суверенитет, на сохранение экологии и т.д.

Кумтор – пример того, как нельзя вести инвестиционную политику. С одной стороны, Кыргызстан практически не получал прибыли с одного из крупнейших в ЦА месторождения золота, по сути, позволив иностранным инвесторам разграбить свои запасы. С другой стороны, мы смотрели сквозь пальцы и на вопросы экологии. В итоге почти утратили два крупнейших в нашей стране ледника. Кроме того сейчас мы имеем полное хвостохранилище опасных отходов, которое может угрожать экологии не только нашей, но и соседних стран, - подчеркнула А. Дауталиева.

Она также обратила внимание, что Центера не платила и роялти, тогда как население республики платит этот налог даже за воду.

- Я в течение 20 лет занимаюсь мониторингом проектов международных финансовых доноров, таких как Всемирный банк и Азиатский банк развития по программе «Таза Суу» (Чистая вода). Согласно ст.310 Налогового кодекса КР, в тариф на питьевую воду для нашего населения включен налог на роялти в размере 0,15 сома за 1м3 вне зависимости от источников воды: артезианская, родниковая, каптаж или из открытых источников. Просила бы президента КР, Жогорку Кенеш пересмотреть ст. 310 Налогового кодекса КР и освободить собственное население от такого  налога.

В этой же статье говорится, что ставка роялти в размере 5% устанавливается для  золота, серебра и платины, руд, концентратов. Что такое «роялти»? В переводе это «дань королю», тот, кто приходит и копает недра, должен платить дань стране и народу. Парадокс в том, что компания «Центера», которая извлекала колоссальную прибыль из наших недр, его не платила. Я была членом консорциума по ИПДО, и я знаю, что канадцы не платили ни тыйна роялти за разработку месторождения «Кумтор». А население страны, которое пьет каждый день воду для продолжения жизни и обслуживает свои бытовые нужды, платит налог на роялти, - отметила спикер.

В этой связи она поинтересовалась, как сейчас обстоят дела с другими иностранными горнодобывающими предприятиями в Кыргызстане, и предусмотрен для них этот платеж.

О ситуации с платежами в рамках ИПДО (Инициатива прозрачности добывающей отрасли) рассказал исполнительный директор Кыргызского общества экспертов недр Аркадий Рогальский.

- Так случилось, что я автор отчета по ИПДО за 2023-2024 год. В принципе, вся эта информация есть в открытых источниках. На сайте есть отчеты за четыре года – с 2021 по 2024 гг. И там показано, что на самом деле горнодобывающий сектор с каждым годом все больше и больше дает. Есть вопрос по учету вклада данной отрасли, потому что у нас до сих пор все эти предприятия относятся к обрабатывающей промышленности, и большинство их доходов учитывается в данном секторе, поэтому кажется, что их вклад на самом деле небольшой. По Кумтору, если говорить, там 14 млрд сомов. Но на самом деле основной доход у них это не производство руды, а металлургия. А в металлургии там уже будут немножко другие цифры. То же самое если говорить про добычу нефти, там будет миллиард, условно говоря. А если говорить про продажу переработанной нефти и газа, то уже будет порядка десятков миллиардов.

Поэтому здесь Минприроды по-прежнему открыто, информация публикуется. Более того, раскрыты данные по бенефициарам. То есть раньше у нас был большой конфликт с местным гражданским сектором из-за того, что министерство информацию не публиковало. Но уже второй год информация о каждом собственнике лицензии, вплоть до контактов, есть в открытом доступе.

И главный вопрос по оценкам ИПДО, на самом деле, не в том, как информация публикуется, она публикуется открыто, а как публикуется информация о трате денег. Вот это вот гораздо более интересный вопрос, в котором, я думаю, надо рекомендовать государству быть более открытым. Особенно в том, что касается Фондов развития регионов – их 49. В этом году они потратили порядка 3 млрд сомов. А куда эти деньги ушли? Там указано буквально несколько строчек: образование, медицина и т.д. А нужно, чтобы с гражданским сектором, и министерство тоже должно подключиться, мы работали именно по раскрытию информации о вкладе горнодобывающей области. Потому что он на самом деле гигантский, а информации об этом немного. В этом году мы продолжаем нашу работу по ИПДО. С точки зрения бизнеса, с точки зрения государства вся информация открыта, - подчеркнул спикер.

Комментируя основные вопросы дискуссии, эксперт отметил, что на его взгляд, сейчас крайне актуально разработать методологию экономически рентабельной разработки, прежде всего, отходов производства.

- На сегодняшний день большое количество ресурсов и полезных ископаемыхсосредоточено не в первичных месторождениях, а именно в хвостах, т.е. в отходах и отвалах горного производства. И вот мне кажется, нужно сфокусировать внимание государства именно на том, как этими отходами должным образом управлять.  Текущий механизм лицензирования отходов производства сильно бюрократизирован и не отвечает реалиям времени. Начать работу нужно, прежде всего с инвентаризации хвостов  и отходов,  после инвентаризации количества отходов нужно провести оценку качества отходов – что находится в тех или иных хвостохранилищах, в тех или иных хвостах. То есть на сегодняшний день у нас есть число 123 опасных хвостов, которые находятся на балансе и в Министерстве чрезвычайных ситуациях. Но потом есть хвосты, которые лицензированы: это 9  хвостохранилищ Кыргыз Алтына, хвостохранилище Кумтора, хвостохранилище Хайдаркана, тоесть их буквально несколько десятков хвостов, а остальные, которые предварительно оцениваются количеством не менее 400 единиц, они даже не систематизированы. Вот этот вопрос, который нужно нам на сегодняшний день решить.

И в данном случае взаимодействие с различными партнерами, которые ведут работу по реабилитации хвостохранилищ, на самом деле не особо испортит реализацию проекта, а наоборот поможет понять для государства, как можно с этими хвостами работать. Если мы говорим о критически важных материалах Кыргызской Республики, то начинать работу нужно именно с хвостохранилищ, - уверен А. Рогальский.

Наталья Лобанова

Продолжение следует…

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320