За последние годы Центральная Азия стала центром практического приложения интересов ключевых геополитических игроков – Британии и Европейского союза, Китая, США и России. Повышенный интерес со стороны крупных держав открывает перед странами региона, как новые экономические возможности ввиду активной интеграции в мировую экономику, так и определенные политические перспективы. Однако оборотная сторона медали – это дополнительные вызовы и угрозы, возникающие ввиду нарастающей в ЦА борьбы между мировыми центрами силами за доступ к ее ресурсной базе.
В этой ситуации странам региона важно защитить свой ресурсный суверенитет и свои национальные интересы, что достижимо лишь при взвешенном подходе к привлечению иностранных инвестиций и технологий. Такое мнение было озвучено в рамках круглого стола: «Глобальные тренды Центральной Азии: от обеспечения безопасности до добычи критически важных минералов», организованного ЦЭИ «Ой Ордо».
- В каком-то смысле нам даже повезло, что появился Трамп. Он обнажил тот факт, что сейчас, во-первых, идет борьба, прежде всего, за не возобновляемые ресурсы, поскольку все большие страны хотели бы их иметь. И во-вторых – борьба за транспортные коридоры. Трамп решил захватить лидерство за счет того, что провозгласил США энергетической державой, поэтому ему нужно как можно больше нефти и газа. Кроме того он нацелен развивать и атомную энергетику. Отсюда и все эти разговоры насчет Гренландии и прочих территорий. Тем более Штаты по-прежнему хотят контролировать все морские транспортные коридоры, - отметил экономист, системный аналитик Бактыбек Саипбаев.

По его словам, усиление борьбы будет идти между Вашингтоном, Пекином и Москвой и их союзниками. Европейский союз из этой борьбы, по мнению аналитика, будет выдавлен. Возможно, отдельные европейские государства смогут выжить в этой гонке, но как геополитическое объединение ЕС, скорее всего, не сможет конкурировать с остальными участниками процесса.
- Наш регион – бывшая советская Средняя Азия или как сейчас его глобально называют Центральная Азия, включив сюда и Афганистан, обладает большим запасом ресурсов. Поэтому, хотим мы или нет, нам все равно придется примкнуть к какой-то большой макроэкономической или как их еще называют техноэкономической зоне. Нам, чтобы выжить, нужны источники энергии. И сегодня этот вопрос встал со всей остротой, тем более, что разгоняется тему развития искусственного интеллекта, который требует колоссального количества энергии. В советские времена говорилось о том, что Кыргызстан и Таджикистан имея практически неограниченное количество гидроресурсов для выработки электроэнергии, будут снабжать ею Казахстан и Узбекистан, - напомнил спикер.
Однако с каждым годом усугубляется очень тревожная глобальная тенденция к деградации ледников и нарастающим маловодиям. Соответственно становится понятно, что за счет одной только гидроэнергетики регион не выживет.
- В этой связи одни аналитики говорят, что надо взяться за развитие угольной промышленности и строить тепловые электростанции. Но тут сразу встает вопрос экологической безопасности, сжигание угля очень вредно для окружающей среды. Например, у нас усиленно продвигается проект строительства ТЭС на угольном месторождении Кара-Кече. Здесь важно обратить внимание на два важных нюанса. Во-первых, там бурые угли большой зольности. Такой уголь больше коптит, чем дает энергии, т.к. имеет низкий КПД. Во-вторых, это зона ледников, соответственно экологической обстановке будет нанесен непоправимый ущерб. Кроме того, тянуть оттуда ЛЭП это тоже очень затратно, тем более, что при этом очень много энергии будет теряться. Поэтому я не уверен, что овчинка стоит выделки.
На мой взгляд, Кыргызстану нужно по пути, который сегодня выбирают практически все наши соседи, – атомная энергетика. Бесспорный мировой лидер в атомной электроэнергетике – Росатом сейчас является лидером и в производстве малых атомных электростанций, поставляемых в сборе. Они рассчитаны на такие зоны, где сложно построить большую АЭС. Сейчас такие станции Россия строит в Якутии, их будут строить в Монголии и в Таджикистане. Узбекистан сразу шесть мини АЭС хочет поставить. Казахстан до этого тоже дозревает. Крупная атомная электростанция это заманчиво, но ее строительство займет 10-12 лет, а электроэнергия при растущем населении и развитии промышленности нужна уже сейчас. И я не понимаю, почему наше правительство не идет на то, чтобы поставить в Кыргызстане хотя бы одну-две малые АЭС, - отметил аналитик.
Говоря о переформатировании экономической ситуации в мире, эксперт прогнозирует мировой кризис и крах международной финансовой системы.
- Последние полвека Запад больше развивал услуги в основном в области финансов, в итоге произошел крен мировой экономики в сторону банковского, брокерского, дилерского сектора, тогда как о реальном секторе экономики начали забывать, поскольку западные страны старались вывести основную часть производства за пределы своих территорий. Производственные технологии и деньги вкладывались в тот же Китай, который сегодня стал крупнейшей мастерской мира по производству товаров именно материального свойства. И это стало большой проблемой для США и Европы, поскольку стало очевидно, что назревает глобальная финансовая катастрофа – мировая банковская система скоро лопнет. Выживут только крупнейшие банки, но их гипертрофированная роль будет снижаться.
В мире есть группа сверхбогатых людей. Основная их часть — это потомственная аристократия той же Европы, которая по всему миру скупает земли и месторождения, т.е. реальные материальные активы, поэтому их надвигающийся кризис не сильно затронет, а вот как мы будем выживать — это большой вопрос. Выживать мы сможем только совместно, поэтому я очень надеюсь, что национальный государственный эгоизм отдельных стран той же Средней Азии поубавится, и пойдут реальные интеграционные процессы.
Сейчас много говорят на счет союза тюркских государств. Но я там не вижу больших перспектив. Скорее всего, нам придется, хотим мы этого или нет, интегрироваться в той или иной степени с Пекином и с Москвой. Китай, вы сами видите, он всюду проникает и всюду старается продвигать свою концепцию «Один пояс – один путь», хоть и не всегда удачно. КНР вложил больше $70 млрд в Венесуэлу, а в итоге Трамп все отобрал себе, мол, мы будем продавать нефть Китаю по справедливой цене, т.е. с американской маржей.
Поэтому все это показывает, нам надо объединяться, в рамках того же ЕАЭС, который будет расширяться на прагматичной основе. В него никто никого силком не будет тащить, страны будут присоединяться из соображений собственной экономической выгоды. Мы сейчас видим пример той же Армении, которая все тянется в Евросоюз. Фактически же ее экономический рост и развитие связано больше с Россией. Аналогичная ситуация была с Грузией. Саакашвили говорил, да мы с нашей продукцией прекрасно впишемся в европейский рынок, но потом выяснилось, что грузинские вина никому в ЕС не нужны. И сейчас их по-прежнему потребляет в основном Россия. Поэтому грузины, может, ее и не любят, но деваться некуда, развивать экономику нужно, поэтому они продолжают сотрудничать с российской стороной.
Если говорить про горную промышленность, то она требует обеспечения энергетикой, высокими технологиями и финансами. Обеспечит ли нам Запад все эти необходимые компоненты – это очень большой вопрос. Нам нужно стремиться к тому, чтобы самим развивать это направление, а для этого нужны высококвалифицированные специалисты. И поэтому я приветствую, что в Казахстане и Узбекистане открываются филиалы ведущих технических, в основном, российских вузов в области физики, горной добычи, авиастроения.
Ближайшие десятилетия будут связаны с нашим фактическим выживанием, но поодиночке мы не выживем. Поэтому я призываю, давайте объединяться и вместе выживать, - подытожил Б. Саипбаев.
В свою очередь экс первый замминистра обороны КР, кандидат философских наук Мурат Бейшенов обратил внимание, что в современном мире выживает не сильнейший, а тот, кто лучше умеет приспосабливаться и адаптироваться к новым условиям. Соответственно для Кыргызстана важно адаптироваться к новым реалиям.

- Не ошибается тот, кто ничего не делает. Да, у нас были допущены какие-то промахи в прошлом, которые, возможно, слишком дорого обошлись нашей стране, но сейчас мы можем выстраивать свою работу, учитывая эти ошибки. Я преподаю безопасность, и могу сказать, что принятие ошибочных государственных решений может угрожать безопасности государства не меньше, чем терроризм или экстремизм. Поэтому нам нужна четкая стратегия безопасности – военной, экономической, энергетической и т.д. Не просто какой-то красиво написанный документ, а конкретный план, рабочая пошаговая инструкция, как и какими методами мы будем достигать поставленных целей, - подчеркнул спикер.
А для этого, по его мнению, необходимо растить свои кадры, т.е. нужно заняться обучением и подготовкой специалистов в тех сферах, которые будут особенно активно развиваться в ближайшие десятилетия. А это, прежде всего, энергетика и горнодобывающая отрасль.
- Я считаю, что к обсуждению глобальных вопросов, связанных с экономической, экологической и в целом национальной безопасностью, к каковым, безусловно, относятся вопросы разработки недр и добычи полезных ископаемых, и прежде всего, критически важного минерального сырья, нужно привлекать и экономистов, и геологов, и политологов. Потому что сейчас данная тематика выходит за пределы только экономической плоскости. Принятие решений в данной сфере затрагивает и социальную сферу, и защиту окружающей среды, и вопросы энергетики, и вопросы не просто политического, а геополитического плана.
Критически важное минеральное сырье и доступ к его запасам – это вопрос развития новейших технологий в самых разных сферах, которое в свою очередь будет определять степень лидерства тех или иных центров силы в новом мировом порядке. Поэтому, естественно, геополитические игроки будут серьезно конкурировать друг с другом на этом поле, - резюмировал М. Бейшенов.
Аналогичное мнение высказал замдиректора ИСАП при КРСУ Арсен Усенов.

- Сегодня в мире наблюдается конкуренция больших мировых держав за минеральные ресурсы. В том числе наблюдается конкуренция и в части развития технологий и технологического лидерства. На форуме в Давосе Илон Маск обозначил, что к 2031 году ИИ будет умнее всего человечества. Этот момент важно учитывать, т.к. в этой связи в мире будет возрастать интерес к странам и регионам, которые обладают ресурсами, необходимыми для производства новейших технологий.
Кыргызстан богат ресурсами, у нас имеется практически вся таблица Менделеева, и я согласен, что это вопрос, который напрямую касается наших национальных интересов и национальной безопасности, поэтому к вопросам сотрудничества с разными игроками в данном направлении государственные структуры должны подходить взвешенно, используя научно-аналитическое сопровождение. Причем важно консультироваться не только со специалистами горного дела и экономистами, но и с экспертами в сфере международных отношений и политики, которые будут давать свои рекомендации и выводы относительно вектора мировой геополитики. И только на основании всестороннего анализа принимать решения, - поделился мнением эксперт.
Как отметила директор ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназарова, обсуждая глобальные тренды, важно исходить, прежде всего, из внутренней ситуации Кыргызстана. А для республики сейчас крайне важна общественно-политическая стабильность, основой которой является развитие экономики. В свою очередь для роста экономики необходимо обеспечить энергетическую безопасность.

- Сейчас одни эксперты настаивают на том, что нужно строить тепловые электростанции, другие приводят логичные обоснованные доводы в пользу малых атомных электростанций, но мы вместо этого строим большие гидроэлектростанции. Но когда от них будет результат, еще не известно. Мы сами себя загоняем в тупик ошибочными решениями. Я считаю, что должна быть закреплена персональная ответственность за нашими чиновниками, прежде всего, высшего эшелона, за принятие тех или иных решений. Как в вопросах энергетики, так и в стратегической для экономики и безопасности сфере горной добычи. Нельзя разбазаривать народное достояние. Никто не понес персональную ответственность за то, что 30 лет нашу страну разграбляли иностранные инвесторы, вывозя наше золото с Кумтора. Этого не должно повториться. Нужно привлекать только ответственных инвесторов, чтобы не получилось, как с Кумтором, - подчеркнула спикер.
В свою очередь советник посольства Беларуси в КР Виталий Семашко выразил уверенность, что Кыргызстан прекрасно справится с решением вопросов, связанных с использованием своих недр и разработкой своих месторождений без внешнего вмешательства.

- Я бы хотел пожелать странам Центральной Азии успешного развития, и могу заверить, если потребуется, Беларусь всегда готова подставить дружеское плечо, в том числе в плане сотрудничества в сфере образования и науки, - заверил дипломат.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320