Интеграция
08.02.2023

Блиц-опрос: ЕАЭС сделал еще один шаг к созданию общего энергетического рынка

Первое в 2023 году заседание Евразийского межправительственного совета прошло в Алма-Ате. Участники говорили об энергетике, развитии логистических маршрутов и цифровой повестке #ЕАЭС. Эксперты рассказали Ia-centr.ru о практическом значении подписанных соглашений для каждой страны экономического союза.

Норайр Дунамалян, кандидат политических наук, преподаватель кафедры политологии Российско-Армянского (Славянского) университета (Армения):

Заседание Межправительственного совета ЕАЭС подвело итоги 2022 года, который выдался достаточно сложным для евразийской интеграции. Сегодня на фоне переформатирования всего постсоветского пространства и проведения специальной военной операции ЕАЭС, можно сказать, переосмысливает себя.

В начале конфликта даже были разговоры, что экономический союз постепенно разрушается, но сейчас стало очевидным, что санкции против России и всевозможные ограничения, которые были введены со стороны Запада, предоставили новые возможности странам ЕАЭС. Например, те же банковские переводы, та же релокация российских граждан в другие страны евразийского объединения, как это ни парадоксально, усилили экономические связи между странами объединения. По крайней мере, мы уже видим краткосрочные результаты.

Нужно отметить, что в рамках союза заметно изменилась ситуация в плане экспорта и импорта. Например, что касается Армении, то по отношению к предыдущему периоду, 2021 году, торговля нашей республики со странами ЕАЭС, по некоторым данным, выросла на 90 %. Это огромный скачок.

Ему способствовали различные факторы, многие из которых, как, например, волна релокации, не стабильны и могут прекратить свое существование уже в этом году - новой волны, скорее всего, не будет.

Сюда же можно отнести перевод бизнеса из России в страны союза. Многие факторы возникли из-за спецоперации на Украине и, возможно, имели только краткосрочное влияние, тем не менее они сыграли важную роль, обеспечив экономический рост. Так, ВВП Армении увеличился на 12 % - это значительный рост по сравнению с предыдущими годами, что стало этакой подушкой безопасности и компенсировало политические риски. Это особенно важно, учитывая, что на протяжении нескольких лет наша страна находится в постоянном политическом кризисе.

Самый важный вопрос, который обсуждался на данной встрече, на мой взгляд, касался создания единого рынка газа. Мы знаем, что есть определенные противоречия между экспортерами и импортерами газа среди стран ЕАЭС, но экстремальная ситуация в международных отношениях приводит к переосмыслению в этой сфере.

Можно допустить, что рост цен на газ в той же Европе, изменение маршрутов транспортировки энергоносителей и другие обстоятельства приведут к тому, что общий рынок газа может стать реальностью уже в ближайшие годы, и переговоры по данному вопросу не будут затягиваться ввиду изменившейся ситуации.

Для Армении этот вопрос также очень важен, поскольку, если будет достигнута договоренность о фиксированной цене на газ для стран ЕАЭС, то это позволит нашей стране в определенной степени обеспечить свою энергетическую безопасность.

Второе направление, важное для нашей республики, - это коммуникации. Нужно понимать, что для Армении существуют экономические и политические вопросы, которые в некоторых случаях могут противоречить друг другу. Например, если облегчение экономического взаимодействия со странами ЕАЭС может давать кратковременные ощутимые результаты в плане экономики, то перспективы вовлечения того же Азербайджана или Турции в процесс создания Большой Евразии с политической точки зрения противоречит нашим интересам.

Рустам Бурнашев, эксперт по безопасности в Центральной Азии (Казахстан):

Заседание Межправительственного совета ЕАЭС, пошедшее в Алматы, носило технический характер и, скорее всего, выполнило роль дискуссионной площадки, а не форума по выработке и принятию решений. Какого-либо политического значения оно не имело как в силу уровня участников (как известно, за редким исключением, премьер-министры в странах - участницах ЕАЭС не имеют полномочий принимать политические решения), так и в соответствии с обсуждаемой повесткой.

Вместе с тем и техническое значение встречи было ограниченным - в ее рамках обсуждались в основном перспективы и проекты развития ЕАЭС, но каких-либо принципиальных решений не принято.

По итогам встречи были лишь обозначены приоритеты дальнейшей работы: выработка единой политики продовольственной безопасности, создание общих энергетических рынков и транспортно-логистической инфраструктуры, выстраивание отношений с «внешними» партнерами, развитие технологического потенциала, в том числе промышленной кооперации, и цифровой трансформации.

Как будет реализована работа по этим направлениям, в настоящее время предсказать крайне сложно, так как позиции стран-участниц по ним на данном этапе расходятся.

Игорь Шестаков, политолог, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» (Киргизия):

Повестку прошедшей встречи глав правительств стран Евразийского экономического союза можно охарактеризовать фразой премьер-министра Казахстана: «В ЕАЭС должен доминировать экономический прагматизм».

Перечень вопросов, которые обсуждались на саммите, отвечает насущным вопросам и требованиям экономической интеграции на данном этапе. На первый план вышли темы продовольственной безопасности, усиления сотрудничества в энергетической сфере и расширения транспортно-логистических возможностей ЕАЭС.

Если говорить о продовольственной безопасности, то в прошлом году Евразийский экономический союз не стал исключением и не избежал влияния мирового роста цен на продовольствие. В странах союза эти показатели составили примерно 13 %. Эта ситуация как раз и повлияла на обсуждение повестки по расширению взаимодействия именно в сфере сельского хозяйства. Премьеры рассматривали вопросы, связанные со снятием барьеров при экспорте продовольственных товаров, а также с производством сельхозтехники, которая необходима не только для увеличения производства продуктов питания, но и обеспечения их ценовой доступности для граждан евразийского объединения.

Также одним из важнейших был вопрос кооперации - как в агропромышленном комплексе, так и в производственной сфере в целом. Нужно отметить важность участия в данном форуме премьер-министра Узбекистана, который является одним из бенефициаров деятельности ЕАЭС, имея статус наблюдателя.

Что касается перспектив, то я думаю, стоит ожидать новых инновационных решений. Вероятно, будет продолжаться расширение инвестиционных возможностей союза, поскольку многие российские компании с прошлого года из-за санкций и ухода с европейских рынков стали переориентироваться на рынки ЕАЭС. В этой связи бизнесу, прежде всего российскому, будет что предложить в плане реализации важных интеграционных проектов.

Для Киргизии наиболее актуальны вопросы, связанные с кооперацией в агропромышленном секторе, потому что в 2022 году шел рост цен на продукты питания, и по-прежнему остаются острыми вопросы занятости населения. Эти факторы могут негативно влиять не только на социально-экономическую, но и общественно-политическую ситуацию в стране, а за счет экономических проектов ЕАЭС наша республика могла бы скорректировать данные проблемы.

Сергей Маргулис, старший преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения ИОН РАНХиГС:

Прошедший 2-3 февраля в Алма-Ате саммит глав правительств стран - членов ЕАЭС интересен в первую очередь тем, что страны Союза, даже в сложных современных политических реалиях и порой расходящиеся между собой по некоторым вопросам международной повестки дня, по-прежнему демонстрируют заинтересованность в дальнейшем углублении экономической интеграции в рамках объединения.

Прошедшая встреча, как и предыдущий саммит глав государств, чётко показывает, что страны намерены реализовывать уже намеченные ранее проекты и формировать что-то новое. Это, безусловно, вселяет оптимизм в плане дальнейшего углубления интеграции в рамках Евразийского экономического союза.

Если говорить о конкретных проектах, то, на мой взгляд, для России, как, собственно, и для других стран - членов объединения, наибольший интерес представляют следующие два подписанных соглашения. Во-первых, это интеграция проекта «Евразийский агроэкспресс» с транспортным коридором Север - Юг. Это должно привести к расширению поставок агропродукции из России и стран ЕАЭС на рынок Исламской Республики Иран, с которой в настоящий момент, особенно у Российской Федерации, достаточно позитивно развиваются экономические отношения. А также на рынок Объединённых Арабских Эмиратов, с которыми в декабре прошлого года был начат процесс переговоров относительно создания зоны свободной торговли. Вероятно, этот процесс завершится положительно. В нынешних условиях расширение поставок агропродукции могло бы вызвать большой интерес и принести достаточно высокую прибыль.

Также положительным моментом является тот факт, что на прошедшем саммите Евразийский межправительственный совет наконец-то утвердил правила доступа к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии в рамках реализации проекта единого электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза. На мой взгляд, это является очень важным шагом в рамках формирования единого рынка электроэнергии, который только планируется реализовать в рамках ЕАЭС.

Что касается иных документов, подписанных по итогам прошедшего саммита, то они являются в основном либо дополнениями, либо некоторыми уточнениями к ранее подписанным соглашениям. Поэтому вряд ли сейчас можно говорить о том, что они вносят что-то фундаментально новое в процесс углубления интеграции.

https://ia-centr.ru/experts/natalya-krek/blits-opros-eaes-sdelal-eshche-odin-shag-k-sozdaniyu-obshchego-energeticheskogo-rynka-/

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320