Правительство готово приступить к реализации проекта «Безопасный город», теперь дело – за инвесторами. Об этом в рамках круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир», рассказал зампредседателя Госкомитета информационных технологий и связи КР Кубаныч Шатемиров.
По его словам, долгое время у правительства не было четкого плана по реализации «Безопасного города». Сегодня же Госкомсвязи имеет на руках четкое техзадание и технико-экономическое обоснование для потенциальных инвесторов. Аукцион по проекту состоится 4 сентября. Государственный комитет связи надеется, что тендер пройдет удачно.
Как рассказал Кубаныч Шатемиров, тендер от 23 августа провалился из-за того, что один из участников ввел некорректные данные по предварительной сумме тендера, в связи с чем, система заблокировала дальнейший ход аукциона.
- Всего было три участника, это минимальное количество при котором может проходить тендер, поэтому когда один из них ввел сумму предложения в несколько раз превышающую стартовую цену, система заблокировала всех. Учитывая историю проекта, признание аукциона не состоявшимся, выглядит подозрительно. Портал госзакупок проводит сотни тендеров, но это уникальный случай, когда из-за технических обстоятельств, аукцион был сорван. Сомневаться, что портал гозакупок является не эффективным, неправильно. Метод, который используется, самый открытый и конкурентоспособный, потому что аукцион проводится в режиме реального времени, - рассказал чиновник.
Говоря непосредственно о проекте «Безопасный город», он отметил, что на первом этапе, который рассчитан на 2018-2019 годы, камерами фиксации нарушений планируется оснастить 38 перекрестков в Бишкеке, а также основные республиканские магистрали. Снимки с камер с четким изображением госномера автомобиля, совершившего нарушение, будут передаваться в госорганы, которые и будут выполнять основную часть работы – перепроверять факт нарушения, выяснять данные на водителя, готовить постановления на штраф и т.д.
Также на первом этапе планируется установить 52 блока по скоростным рубежам, а также 20 передвижных комплексов, которые будут перемещаться с одного места в другое, дисциплинируя водителей.
Как рассказал Кубаныч Шатемиров, пакет документов по «Безопасному городу» Госкомитет информационных технологий и связи КР подготовил на основании конкретных данных, как статистических, так и фактических, полученных от партнеров и с 4-х пилотных комплексов, запущенных в Бишкеке в начале этого года.
- Мы не случайно выбрали конкретные 38 перекрестков, это те участки, где чаще всего происходят ДТП. Кроме того, анализируя ситуацию на дорогах Бишкека, мы пришли к уникальному выводу, что нарушителей среди участников на самом деле не более 5-ти процентов, но мы надеемся при помощи цифровизации снизить этот уровень до 2-х процентов. Также мы прогнозируем повышение собираемости штрафов. Сейчас она составляет 18 процентов, мы же планируем поднять ее до 32-х процентов. Исходя их этих данных, инвесторы могут увидеть срок окупаемости проекта, который по нашим расчетам, составит около пяти лет, - добавил зампредседателя Госкомсвязи.
Продолжил тему эксперт в сфере госуправления Шерадил Бактыгулов. В своем докладе, он подчеркнул, что внедрение «Безопасного города» снизит количество правонарушений, связанных с дорожным движением, т.к. система будет работать днем и ночью, при любой погоде для обеспечения работы принципа неотвратимости наказания за нарушение ПДД.
- Кроме того снизится количество споров, жалоб и обращений по оспариванию действий сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. Система поставит препоны коррупционным действиям сотрудников ОБДД и водителям, нарушающим правила дорожного движения, - отметил эксперт.
Помимо всего прочего, по мнению Шерадила Бактыгулова, внедрение элементов «Безопасного города» заложит основы для создания интегрированных автоматизированных комплексных систем обеспечения безопасности жизни и деятельности населения Кыргызстана.
- Конечной целью должно стать создание системы, способной аккумулировать разнородные данные из различных источников и направлять их экстренным службам. В будущем к комплексам «безопасного города» можно будет присоединить камеры, вплоть до установленных жильцами в их подъездах. Кроме того для совершенствования системы хорошо было бы предусмотреть подсистемы «Трафик» и «Перехват» и ряд других функций, таких как моделирование транспортных потоков, управление логистикой общественного и личного транспорта и т.д., - предложил докладчик.
В свою очередь председатель комитета содействия экспорту и логистике ТПП КР экономист Кубат Рахимов отметил, что сейчас, когда улеглась «политическая пыль», проект наконец-то обретает реальные очертания и шанс на реализацию, если этому не помешают общество и эксперты, которые убеждены, что самостоятельно реализовать столь серьезный проект у государства не получится.
- Логистика хорошо продумана. В данный проект Кыргызстан не вкладывает ни копейки, но получает жизненно необходимую систему, которая положит начало целой цепочке последующих мер, отвечающих интересам безопасности на дорогах столицы. Мы, наконец, начнем делать разметку на дорогах, начнем покрывать светофорами перекрестки, заниматься вопросом дорожной безопасности. Вот только я считаю, что оплата штрафов не должна идти в МВД. Необходимо создать специальный фонд с нормальным наблюдательным советом, а также установить прозрачную систему отчетности. На мой взгляд, стоит направить те средства, которые будут идти от штрафов, на спецтехнику по эвакуации пострадавших в ДТП и учебную литературу по безопасности для школьников, - подчеркнул Кубат Рахимов.
При этом эксперт указал представителям Госкомсвязи и на некоторые недоработки, которые следует устранить до начала внедрения проекта.
- Прежде чем ставить аппаратно-программные комплексы нужно поставить на перекрестках светофоры. Нужно продумать альтернативные источники энергии для АПК. Плюс, как показывает опыт развитых стран, гораздо перспективнее работает не столько видеонаблюдение, сколько геопозиционирование даже с помощью сотовых операторов. Если оно поможет в обеспечении большей безопасности, то эту меру стоит внедрить, - добавил эксперт.
Проект «Безопасный город» является одним из приоритетов, как правительств и столичных мэров, так и депутатов Жогорку Кенеша начиная с 2011-го года. Однако по тем или иным причинам приступить к внедрению проекта до сих пор не удалось.
По словам сопредседателя Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолога Игоря Шестакова, он мог бы реально помочь в решении вопросов безопасности на дорогах Бишкека.
- На дорогах столицы и республики в целом ежедневно происходят дорожно-транспортные происшествия, уносящие жизни людей. За 10 лет в Кыргызстане в ДТП погибло больше населения, чем за весь период боевых действий в Афганистане и во время Баткенских событий, - подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что поводом для проведения круглого стола стало обращение жителей одного из районов Бишкека, которые требуют от президента КР Сооронбая Жээнбекова и мэра столицы Азиза Суракматова обеспечить безопасность на дорогах.
Поводом для обращения бишкечан к руководству страны и города стали многочисленные дорожно-транспортные происшествия на одной из столичных улиц, унесшие десятки человеческих жизней, в том числе жизнь десятилетнего ребенка, о чем «Регион.kg» писал в материале «Убийцы на дорогах».
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320