Железная дорога «Китай–Киргизия–Узбекистан» пойдет в обход Казахстана и России
Строительство железной дороги «Китай–Киргизия–Узбекистан» начнется в октябре нынешнего года. Об этом накануне визита в Москву сообщил президент Киргизской Республики (КР) Садыр Жапаров. Новая магистраль откроет для Киргизии выход «в мир» в обход Казахстана и России, что, по словам Жапарова, станет «собственным путем» страны. Маршрут пройдет через Туркменистан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию, а затем в Европу. Эксперты считают, что Бишкеку без поддержки международных инвесторов дорогу не построить.
По словам Садыра Жапарова, у Киргизии самый решительный настрой, и страна планирует завершить строительство магистрали «Китай–Киргизия–Узбекистан» за ближайшие несколько лет. Однако именно Киргизия была тормозом на пути реализации проекта. Напомним, что проект строительства дороги был предложен Пекином в конце 90-х годов. Первый президент Киргизии Аскар Акаев положительно оценивал его экономические преимущества для республики. Тогда строительство дороги оценивалось в 2 млрд долл. Однако Киргизия испытывала финансовые трудности и не смогла взять на себя обязательства по финансированию своей части дороги.
После того как Китай в 2013 году включил проект в свою инициативу «Один пояс, один путь», второй президент Киргизии Алмазбек Атамбаев решительно взялся за его реализацию. По словам Атамбаева, дорога остро необходима республике. Она не только свяжет Север и Юг, и тогда Киргизия станет единой, но и принесет транзитную прибыль. По прикидкам экспертов, Киргизия должна была выделять на финансирование 210 млн долл. в год. Однако разногласия по выбору маршрута и ширине колеи снова затормозили проект (см. «НГ» от 10.09.13).
Теперь, похоже, все препятствия преодолены, и строительство долгожданной железной дороги наконец-то начнется. Это событие имеет огромное значение для Киргизии и всего региона, открывая новые возможности для экономического развития и международного сотрудничества.
Ожидается, что железная дорога «Китай–Киргизия–Узбекистан» принесет значительные экономические выгоды всем странам-участницам. Она сократит время и стоимость перевозки грузов, повысит конкурентоспособность региона и создаст новые рабочие места. Кроме того, проект будет способствовать развитию туризма и культурного обмена.
Однако реализация такого масштабного проекта сопряжена с определенными трудностями. Помимо финансовых затрат необходимо решить вопросы экологической безопасности и обеспечения устойчивого развития региона. Также важно учитывать интересы местного населения и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
Несмотря на все сложности, строительство железной дороги «Китай–Киргизия–Узбекистан» – это важный шаг на пути к интеграции Центральной Азии в мировую экономику. Проект имеет огромный потенциал для развития региона и повышения благосостояния его жителей. Успешная реализация этого проекта станет примером взаимовыгодного сотрудничества и внесет значительный вклад в укрепление региональной и глобальной стабильности.
Но эксперты обращают внимание, что строительство дороги кратно подорожало. Как сообщил на Ташкентском инвестфоруме замминистра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев, 454 км стальной магистрали обойдутся трем странам в 5,1 млрд долл. Чиновник добавил, что основные договоренности по проекту между участниками достигнуты.
Серьезность намерений киргизской власти в отношении реализации проекта железной дороги подтвердил на мероприятии и глава кабинета министров Киргизии Акылбек Жапаров. Он заявил: дорога «Китай–Киргизия–Узбекистан» выведет наш регион из транспортного тупика, соединит около 4 млрд людей, расширит географию перевозок из Азии через Турцию в Европу, в регионы Ближнего Востока, Ирана, страны Персидского залива и Северной Африки».
Несмотря на объявление о скором начале строительства, остаются вопросы финансирования проекта. Ни президент, ни правительство Киргизии не представили подробностей того, откуда будут взяты средства на реализацию столь масштабного проекта.
Директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков указал «НГ» на необходимость прояснить схему финансирования проекта. Кто будет инвестором? Будет ли создана управляющая компания или консорциум? На каких условиях будут распределяться средства после завершения проекта? Эти вопросы остаются открытыми и требуют дальнейших переговоров.
Часто упоминается Китай как главный потенциальный инвестор, однако конкретных заявлений от китайской стороны пока не поступало. Шестаков отметил, что на конференциях в центре «Ой Ордо», посвященных обсуждению проекта, китайские участники говорили лишь о преимуществах дороги для региона, обходя стороной вопрос финансирования. Киргизии будет крайне сложно самостоятельно финансировать проект без привлечения крупных международных и региональных инвесторов, а также без возможной финансовой поддержки со стороны международных финансовых организаций.
Для поддержания баланса в Центральной Азии Игорь Шестаков считает важным привлечь к проекту Россию и Казахстан, даже несмотря на то, что маршрут дороги пройдет в обход этих стран. Участие может быть на уровне компаний, производящих вагоны, оборудование и т.д. Геополитическая ситуация вносит свои коррективы, и проект все больше рассматривается в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь», но кооперация всех региональных игроков остается важной для его успешной реализации.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320