Бишкек отказался подвергать себя опасности в 2011 году и сделает это снова.
«Пандемия коронавируса снова актуализировала тему строительства биолабораторий в Кыргызстане. Тему обсуждают не только представители НПО, но и эксперты с журналистами на площадках, поддерживающих подобные инициативы. Специфический подбор спикеров и СМИ говорит о заинтересованности в обсуждении темы со стороны иностранных заказчиков», — политолог Игорь Шестаков рассказал в интервью StanRadar.com кто и для чего обсуждает тему размещения биолабораторий в Кыргызстане.
— Китай обозначил обеспокоенность биолабораториями США, находящимися на территории постсоветских стран. Подобная структура есть в Казахстане и совсем недавно могла появиться в Кыргызстане. Напомните, почему Бишкек отказался от проекта?
— Бишкек отказался от проекта и сделал это не в первый раз. В 2011 году Канада предложила 60 миллионов долларов за строительство международной биолаборатории в центре Бишкека на территории Ботанического сада. Канадская сторона обещала, что эта биолаборатория будет защищать Кыргызстан от вирусов, связанных, в том числе, с болезнью животных. По задумке в стране должна была появиться лаборатория «широкого действия» где бы хранились и изучались особо опасные вирусы со всего мира.
Несмотря на то, что над этой идеей развевался флаг Запада, часть неправительственных организаций в Кыргызстане выступили категорически против идеи строительства подобных объектов. Вместе с ними проект раскритиковали депутаты, ученые из Академии наук Кыргызстана и активисты.
Основных аргументов было два. Первый — соблюдение техники безопасности. Противники проекта опасались, что из лаборатории возможна утечка микробов опасных для человека. Второй — местоположение предполагаемой лаборатории в Ботаническом саду. Ботанический сад — один из немногочисленных зеленых участков столицы, который без преувеличения остается легкими города.
Позиция официального Бишкека, критика ученых, представителей неправительственного сектора «похоронили» проект в 2011 году. Несмотря на приличную сумму, которую предполагалось выделить на строительство и оснащение биолаборатории.
Тогда же в СМИ появилась информация, и ее озвучили депутаты, что «уши» этой лаборатории растут из Пентагона.
— Тогда почему неправительственные организации критиковали эту идею, хотя ее продвигали их же работодатели?
— Во-первых, в Кыргызстане неправительственный сектор неоднороден. Есть те, кто пляшет под «грантовую дудочку» и не задумывается ни о чем, а есть люди и организации, которые в первую очередь работают в интересах Кыргызстана, но получают зарплату из США и других стран Запада.
Например, организации, которые работают с ЛОВЗ или помогают жертвам домашнего насилия и так далее.
Во-вторых, вопрос лаборатории версии 2011 года поставил на первое место вопрос экологии Бишкека и страны.
В-третьих, предложению строительства лаборатории в Кыргызстане предшествовал 2010 год. Режим бывшего президента страны Курманбека Бакиева, который сделал многое для сохранения военного присутствия США в Кыргызстане, как известно, был свергнут. Тогда Вашингтон действовал очень жестко и, по сути, наплевав на все правозащитные принципы, которые он транслирует для внешней аудитории, пытался сохранить в неприкосновенности свою военную базу в нашей стране. Возможно, после этих событий в грантополучателях возросло разочарование в своих грантодателях.
— Сейчас некоторые представители неправительственных организаций, видимо, изменили свое мнение. Они открыто сожалеют о том, что Кыргызстан отказался строить лабораторию на своей территории, как предлагал Вашингтон.
— Да, пандемия коронавируса снова актуализировала тему строительства биолабораторий в Кыргызстане. Тему обсуждают не только представители НПО, но и эксперты с журналистами на площадках, поддерживающих подобные инициативы. Специфический подбор спикеров и СМИ говорит о заинтересованности в обсуждении темы со стороны иностранных заказчиков.
Меня позабавили аргументы людей, которые сейчас «рыдают» в социальных сетях об «упущенных возможностях» из-за отказа реализации проекта по заказу США. Они рассказывают о «положительном опыте Грузии и Казахстана». Но я не совсем понимаю, о каком опыте идет речь. Вирус есть в Грузии, и он есть в Казахстане. Наличие биолаборатории не дает гарантий защиты и, как показывает опыт Казахстана, не повышает уровень подготовки медперсонала, не дает преимуществ в поисках вакцины или еще чего-то.
— То есть эти лаборатории не дают вообще ничего?
— Смотря кому. Заказчику, по всей видимости, они очень нужны на территории стран СНГ.
Сейчас США и КНР обмениваются обвинениями в том, кто виноват в пандемии. По информации международных СМИ, нынешний коронавирус на 70% совпадает с вирусом MERS-CoV, вспышки которого были зафиксированы в 2012 и в 2015 годах.
В американских биохимических лабораториях, которые расположены в Грузии, последние четыре года исследуются летучие мыши, которые являются переносчиками различных заболеваний, включая вирус Эббола и пневмонию нового типа, которую находят в COVID-19. Все, что я перечислил — это информация из СМИ.
Если говорить об обсуждении темы строительства лабораторий в Кыргызстане, то я вижу в нем признаки внешнеполитического заказа. У лоббистов этого проекта нет новых аргументов и ответов на ключевые вопросы.
Например, кто и как будет контролировать работу этой структуры? Сможет ли кыргызская сторона контролировать биологические испытания и процесс исследований опасных вирусов, которые происходят на нашей территории?
В варианте проекта 2011 года Кыргызстан не мог контролировать от слова «никак». Если не ошибаюсь, лаборатория США в Казахстане работает в похожих условиях — Нур-Султан не вмешивается и не контролирует деятельность иностранных специалистов.
Я помню, что идеология этого проекта в 2011 году сводилась к следующему: «берите 60 миллионов и не лезьте» и «мы вам даем деньги — вы не задаете лишних вопросов». Тогда это не устроило кыргызстанцев.
— А сейчас?
— Если тема строительства биолаборатории на деньги США в Кыргызстане вдруг всплывет в переговорах, не думаю, что у Бишкека изменятся подходы и позиции. Здравый смысл перевесит.
Кроме того, если подобный проект вдруг появится в Кыргызстане, то во-первых, он не вызовет радостных эмоций у партнеров нашей страны по ОДКБ. А во-вторых, едва ли Пекин обрадуется таким соседством в разгар своего противостояния с США.
http://asiais.ru/society/25794.html?fbclid=IwAR3ZRw3ji7UfdZrPubiY2aG3tfAsTAHx0qqq9-bJkVnDuQrBxtwfphYEVaA
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320