Странам региона необходимо расширять межгосударственное взаимодействие в рамках ОДКБ для укрепления безопасности и эффективного противодействия исходящим из Афганистана вызовам и угрозам.
От сотрудничества к корпорации
Для создания корпорации по развитию Центральной Азии, необходимой для эффективной борьбы с наркотрафиком, необходимо 2 млрд рублей.
Об этом сообщил на текущей неделе глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Виктор Иванов.
Он отметил, что для более эффективной борьбы с наркотрафиком России необходимо принять участие в развитии стран Центральной Азии.
«Я на парламентских слушаниях предложил две позиции. Первая – это вопросы, связанные с альтернативным развитием Афганистана через создание корпорации сотрудничества стран Центральной Азии. Этот проект до сих пор, к сожалению, находится в правительстве. Не находится 2 млрд рублей для создания этой корпорации», – сказал журналистам В.Иванов по итогам парламентских слушаний, посвященных деятельности ОДКБ в период председательства России.
Глава ФСКН также считает необходимым укреплять полицейское сотрудничество стран ОДКБ. По его словам, «в целях повышения потенциала необходимо создание непосредственно в структуре ОДКБ Центра антинаркотических операций».
«Конечно, необходим дополнительный потенциал, связанный с оперативным предоставлением возможностей спецслужбам ряда государств проводить согласованные операции в том или ином регионе стран ОДКБ», - отметил глава службы.
Он напомнил, что данное решение поддержано всеми президентами стран ОДКБ.
«Сейчас разрабатывается положение об этом центре с тем, чтобы получить дополнительные компетенции, связанные с возможностью применения международных сил, коллективных сил оперативного развертывания, специалистов антинаркотических сил для применения в том или ином регионе государств ОДКБ», – сказал Виктор Иванов.
Угрозы не за горами
По оценкам экспертов ОБСЕ, положение дел с безопасностью границ в Центральной Азии может осложниться уже нынешней весной. Различные бандформирования все больше активизируются в афганских провинциях, откуда выводятся войска коалиции. Но уход сил коалиции также резко сократит поступления финансовых средств в экономику страны, которая и без того находится в глубоком кризисе. Компенсировать это можно будет только за счет увеличения производства наркотиков и роста наркотранзита в страны Центральной Азии.
Выручка от продажи нарковеществ направляется и на повышение боевого потенциала экстримистских и террористических групп, чьи лагеря действуют на территории Афганистана. Что касается финансовой подпитки, то по словам главы ФСКН, она оценивается в 1 триллион долларов. Именно столько Афганистан за последние 13 лет «инвестировал» в криминальную деятельность за пределами своих границ.
«По сути, это деньги на рост насилия, повышение экстремизма, повышение организованной преступности», – констатировал В.Иванов.
По прогнозам директора Центральноазиатского центра по наркополитике КР Александра Зеличенко, в регионе может обостриться не только наркоситуация со стороны таких экстремистских группировок, как «Исламское движение Узбекистана» и «Исламское движение Туркестана», могут появится даже и территориальные претензии к региону.
«Причем каждое из них ориентировано на определенную территорию. Скажем, ИДУ конкретно на Узбекистан, «Исламское движение Туркестана» на Туркестан и Синьцзян-Уйгурский автономный регион и так далее. Все эти силы, несомненно, оживятся. В Афганистане они уже давно свили себе очень удобные, уютные гнездышки, у них есть лагеря, в которых они готовят своих бойцов», – отметил эксперт в интервью Институту общественной политики.
На фоне этих вызов и угроз непростой остается ситуация и в самом Кыргызстане. Согласно статистике, за последние два года в республике было выявлено более 400 преступлений экстремистской направленности, задержано около 370 активных членов террористических организаций. Еще более 1700 членов радикальных организаций состоят на учете в органах внутренних дел. Силовые структуры в постоянном режиме ликвидируют террористические ячейки, которые планируют теракты в Бишкеке и Оше. Также граждан республики, особенно молодежь, вербуют для участия в военных действиях в Сирии на стороне боевиков. Эти граждане также проходят обкатку в афганских лагерях и могут в любой момент быть направлены в Кыргызстан с диверсионными целями. Неспокойно и на рубежах Кыргызстана, о чем свидетельствуют недавние события в Иссык-Кульской области, где была ликвидирована группа религиозных радикалов.
В этой связи эксперты констатируют, что странам региона необходимо будет увеличить в значительной степени финансирование своих силовых структур.
– Я думаю, что страны Центральной Азии вряд ли самостоятельно способны обеспечить собственную безопасность, кроме наших региональных лидеров, я имею в виду Казахстан, Узбекистан, они, пожалуй, в состоянии себя обезопасить, – считает Александр Зеличенко. – Наша страна и Таджикистан – вряд ли. Единственное, на что мы можем реально надеяться в сложившейся ситуации – это на помощь со стороны ОДКБ.
По его мнению, необходимо всемерно укреплять деятельность ОДКБ, для этих целей уже подписаны необходимые договоры, создана законодательная база для того, чтобы можно было адекватно ответить на вторжение.
«Если взять за пример события в Оше в 2010 году, тогда стояла задача вообще создать законодательную базу для вмешательства ОДКБ в подобные конфликты. Тогда не было законодательной базы для реагирования на подобные события, была создана ОДКБ и считалось, что она будет что-то делать, а как, что, зачем и почему, оговорено не было. Сегодня уже подписаны все необходимые законодательные акты для того, чтобы ОДКБ имела возможность вмешиваться, как только будет совершена агрессия против государства-члена ОДКБ извне. Посмотрим, насколько этот механизм будет эффективен, дай Бог, чтобы ничего не случилось, чтобы вообще не испытывать эту организацию на эффективность и на прочность», – отмечает эксперт
В тоже время, по его словам, необходимо пересмотреть часть договорной базы ОДКБ в соответствии с существующими для стран-участниц угрозами. Особенно оперативных усилий требует ситуация с охраной южных границ СНГ, чтобы не дать возможности бандформированиям проникнуть в страны региона.
«В этом плане необходима очень мощная детализация действий, вплоть до того, что, допустим, на наиболее прорывоопасных направлениях необходимо работать с местным населением. Даже простой чабан в горах должен знать, что ему делать в момент, когда он увидел группу лиц, идущих в направлении границы Кыргызстана. Он должен четко понимать, как связаться с представителями власти, с милицией, пограничниками и так далее. Необходима детализация действий до такой степени. Я бы посоветовал, если я вообще имею право советовать такой солидной и мощной организации, как ОДКБ, очень плотно заняться этим. Страны-участницы должны определить наиболее вероятные пути прорыва банд-формирований на свою территорию, включая так называемые накротропы, они ведь известны, пограничники о них знают, милиция о них знает», – говорит Александр Зеличенко.
Еще один важный момент заключается в региональных межгосударственных разногласиях по ключевым приграничным и экономическим вопросам. По оценкам международных экспертов существующие противоречия заметно ослабляют коллективные и совместные действия по противодействию радикальным силам, которые могут использовать эти факторы для активизации своей деятельности в странах ЦА. Как известно, между Ташкентом и Душанбе существуют разногласия по проекту строительства Рогунской плотины, если международные эксперты вынесут положительное решение по возведению данного объекта, то противоречия могут перейти в более острую фазу, что скажется на Ферганской долине и Кыргызстане.
Политический обозреватель Кубатбек Асанов полагает, что региональные конфликты могут только усугубить проблемы безопасности.
На его взгляд, в целом для Кыргызстана будет полностью оправдано продолжение курса на активное членство в ОДКБ, правда, важно, чтобы эта организация, активно позиционирующая себя на международной арене, имела необходимый финансовый и технический потенциал для обеспечения безопасности и территориальной целостности входящих в нее государств.
Юрий Гаспарянц
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320