По мнению экс-генпрокурора КР Кубатбека Байболова, говорить об изменениях в работе МВД нельзя без связки с судебно-правовой реформой.И полагаться на то, что при таком разношерстном составе власти изменения настигнут правоохранительную систему, нецелесообразно. Пока силовые структуры будут обслуживать власть, никакой реформы не будет.
Депутат от фракции «Республика» Роза Акназарова утверждает, что, прежде чем реформировать МВД Кыргызстана, нужно деполитизировать правоохранительную систему. По ее словам, в республике давно наблюдается общий системный кризис, и, чтобы выйти из него, необходимо переходить, правоохранительному ведомству от количественных к качественным показателям в борьбе с преступностью. А кроме того нужно также сократить количество структурных подразделений, а сотрудникам милиции повысить заработную плату.
А вот эксперты Кесилиш Club высказали следующие предложения по реформированию органов внутренних дел.
Основной функцией правительства является обеспечение безопасности своих граждан, их имущества и собственности. Безопасность – главный приоритет, на котором правительству следует сосредоточиться. В отсутствии безопасности невозможно говорить об экономическом росте, Таможенном Союзе, улучшение показателей, налоговой реформе и др. Развитие бизнеса не актуально для бизнесмена, пока он не почувствует безопасность для себя, своей семьи и близких.
МВД Кыргызстана уже давно не внушает доверия гражданам страны. Согласно исследованию Международного республиканского института, уровень доверия к МВД Кыргызстана в 2010 году составил всего 15%..
Если мы хотим реальных изменений, нужны реальные реформы. В частности , оценивать МВД путем опросов общественного доверия и избирать районных полицейских
Граждане Кыргызстана являются клиентами всех государственных услуг, так как они платят налоги. Поэтому все государственные органы, включая МВД, должны быть клиентоориентированными. Налогоплательщики республики не получают качественных услуг обеспечения безопасности за свои деньги.
МВД имеет монополию на обеспечение безопасности граждан страны. Налогоплательщики не могут обратиться к другим органам, если услуги МВД их не удовлетворяют. Чтобы сделать систему МВД подотчетным гражданам и налогоплательщикам, нужно регулярно проводить опросы и мониторинг общественного мнения.
Цель проведения регулярных опросов – выявить тенденцию доверия населения к МВД. Доверие населения должно быть главным критерием оценки работы министерства и самого министра. Если народ не доверяет министерству, и не видит в нем гаранта безопасности, любые «достижения», даже задержание членов ОПГ или перевозчиков наркотиков не дают ощущение безопасности гражданам. Метод оценки результативности милиции, базирующиеся на проценте раскрываемости, показал свою несостоятельность, стимулируя работников милиции совершать противозаконные действия ради выполнения плана.
Предлагаем правительству, парламенту и обществу оценивать работу министра внутренних дел на основе показателя уровня общественного доверия к МВД. Каждый год показатель должен повышаться на 10%, пока не достигнет 80%. При отсутствии роста доверия из года в год, руководство МВД должно уходить в отставку. Этот механизм позволит сделать работу МВД ориентированной на граждан-клиентов.
Орган, охраняющий участок должен избираться населением, проживающим на участке. Это повысит ответственность охраняющего органа за свой участок, так как он будет подотчетным местному населению. Для охраны участка, заявку могут подать частные охранные агентства, народные дружинники или МВД. Организация, которая получит наибольшее доверие среди местного населения, будет уполномочена охранять участок.
Это приведет к созданию муниципальной полиции, которая хорошо знает свой район и заинтересована в местном правопорядке. Иначе, следующий раз местное население выберет другую организацию для охраны участка. При конкуренции на предоставление наилучших услуг обеспечения безопасности, охраняющая организация будет постоянно искать новые способы улучшения безопасности на участке.
Финансирование работы охраняющей организации будет осуществляться из местного бюджета.
Грузия уволила 16,000 сотрудников ГАИ, на их место набрали 2,000 патрульных полицейских. Это был один из путей решения проблемы финансирования патрульных полицейских. Кыргызстан тоже может решить проблему финансирования путем сокращения функционально неважных органов МВД.
Во главе МВД должен стоять профессиональный гражданский менеджер. Этот принцип практикуется в развитых странах. В США, например, ЦРУ и ФБР считаются гражданскими агентствами и возглавляются гражданскими лицами.
После реформы МВД количество сотрудников должно быть сокращено за счет повышения эффективности деятельности. На сегодняшний день в Кыргызстане по нашим подсчетам 1,000 граждан обслуживают 4 сотрудник правоохранительных органов .. Для сравнения в Европе на 1,000 граждан приходиться в среднем 2 сотрудника правопорядка). Заявления о недостаточном количестве сотрудников для обеспечения безопасности беспочвенны.
Реформа МВД давно назрела и рано или поздно произойдет. Однако если откладывать и затягивать реформу, напряженность в обществе сохранится и может привести к непредсказуемым последствиям. Изучение успешных реформ в постсоветских странах показало, что ключом к успешным преобразованиям была политическая воля руководства этих стран. Когда наше правительство решится и приступит к реальным реформам на деле, а не на словах?
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320