Кыргызский центр экспертных инициатив «Ой Ордо»», пожалуй, одна из немногих экспертных площадок в Центральной Азии, оценки которой служат для политиков и «лоцманов» внешнего курса руководством к действию.
Говорю это не с комплиментарной точки зрения, а, что называется, со знанием дела: что ни резонансная тема в Кыргызстане или странах Центральной Азии, то обязательно последует оценка событий со стороны экспертов «Ой Ордо».
Руководитель Центра, политолог Игорь Шестаков не скрывает, что благодаря наличию большого числа экспертов из разных сфер удается сделать то, чего не могут другие коллеги, – создать надежный инструмент влияния и коммуникации. Впрочем, сам Шестаков также достаточно часто выступает в СМИ, но мы решили пойти дальше – представить слово руководителю Центра, который, обобщив кыргызскую повестку, рассказал о процессах, происходящих в данный момент в стране и других регионах Центральной Азии.
– Начнем не с НПО, Блинкена, прошедшего недавно визита Кэмерона и давления на страну со стороны (об этом позже), а с сугубо мирных новостей – Кыргызстан и Таджикистан спокойно, без огромной армии посредников решают свои приграничные споры… Кто или что стоит за этими усилиями?
– Да, это хороший знак во взаимоотношениях двух стран. Кстати, я бы отнес это событие – урегулирование вопросов спорных участков границы между Кыргызстаном и Таджикистаном – в разряд главных в ушедшем 2023 году.
Начиная с 2021 года ситуация в нашей самой южной Баткенской области не просто обострилась, а перешла в стадию боевых действий, которые привели к человеческим жертвам и большому числу беженцев. Кыргызская сторона всегда придерживалась дипломатических путей решения данного вопроса, учитывая, что последствия такого противостояния негативно сказывались не только на безопасности, но и на экономических процессах, затрагивающих ЦА в целом, и, конечно, сейчас, когда идут положительные сдвиги со стороны другого государства, есть надежда на добрый мир.
Очень важно напомнить, что Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» также не стоял в стороне от приграничной проблемы.
Как отмечалось военными экспертами на круглых столах «Ой Ордо», ключевую роль в продвижении кыргызско-таджикского диалога сыграла Россия. Эксперты акцентировали внимание на том, что для Москвы важно было не допустить обострения событий в Ферганской долине, ведь это достаточно непростой с социально-экономической точки зрения регион с большой плотностью населения, где, на минуточку, проживает примерно 9 млн граждан трех государств.
Кроме того, военное противостояние негативно влияло на деятельность ОДКБ, особенно в контексте обеспечения региональной безопасности. Ведь Таджикистан граничит с Афганистаном, где ситуация далека от стабильности, а к южным рубежам СНГ стянуты отряды боевиков. И в этой связи властям и спецслужбам важно было не допустить прорыва таджикско-афганской границы. Подключение России способствовало тому, что спорные участки обсуждали за столом переговоров, а не на поле боя.
В итоге, на мой взгляд, все движется к тому, что заключительные этапы согласования спорных участков будут завершены в ближайшее время. Наверняка российское участие заключалось в проведении консультаций с Бишкеком и Душанбе, понятно, что такие действия не носят публичного характера.
– В 2024 году один из первых круглых столов с участием большого количества экспертов был посвящен глобальным вопросам безопасности стран Центральной Азии. Потенциальные «объекты» опасности – большое сборище боевиков в Афганистане, готовых в любой момент перейти границу. Опять же вопрос: «Кто может удержать радикалов и дать им отпор»?
– Хороший вопрос, особенно в свете последних событий в Подмосковье. Я не военный эксперт, но скажу то, что говорят многие в Бишкеке: альтернативы ОДКБ в Центральной Азии нет. Достаточно вспомнить Баткенские события, когда большая группа радикалов вторглась в страну и получила отпор именно благодаря силам ОДКБ.
Еще про силы сдерживания. Все они в Кыргызстане безусловно связаны с РФ. В 2023 году мы отмечали юбилей российской военной базы в Канте, где российский контингент несет службу по охране воздушного пространства не только нашей страны, но и всей Центральной Азии. И то, что фактически Россия все годы независимости Кыргызстана оказывала ключевую военно-техническую поддержку нашим ВС, говорит тоже о многом – армия получает современное вооружение, а у страны есть возможность направить средства на решение социальных проблем. Думаю, этот тренд, несмотря на СВО, продлится и в этом году.
Теперь что касается «нашумевшего» круглого стола. Факт наличия афганской угрозы в виде 100 тысяч боевиков обнародовал секретарь Совбеза КР Марат Иманкулов. В целом, как он сообщил, обстановка в регионе «характеризуется как стабильная с наличием традиционных вызовов и угроз, которые исходят, прежде всего, из Афганистана».
И это происходит не случайно, а по замыслу заинтересованных государств, которые финансируют, вооружают, одевают и направляют террористические группировки в нужное им русло. И по словам нашего эксперта, при наличии глобальной угрозы мало усилий одной страны. Для этого и существуют ОДКБ и Россия как государство.
Так что ответ на вопрос о том, кто может дать отпор боевикам, очевиден.
– Нельзя пройти мимо темы биологической безопасности, скажем так, той заразы, которую в страны ЦА могут запустить преднамеренно… Ваши спикеры откровенно говорили об этой угрозе и ее последствиях уже в наступившем 2024 году, но снова спрошу, какова была реакция?
– Для ЦЭИ «Ой Ордо» тема биобезопасности стала ключевой буквально с самого начала нашей работы. Мы не просто проводили круглые столы в формате власть – общество – эксперты – СМИ, но и продвигали вопрос по разработке первого закона по биобезопасности Кыргызстана. Пандемия коронавируса повлияла на процессы восприятия в обществе биологической безопасности не как некой темы, которая рассчитана только на специалистов, она стала одним из приоритетных вопросов с точки зрения обеспечения интересов национальной безопасности. Причем в наших мероприятиях принимали участие эксперты из Казахстана, Узбекистана, Армении и России, и COVID-19 воспринимается ими не как обычный вирус, а как биологическое оружие.
Нарастающие эпидемиологические вызовы для Кыргызстана и наших партнеров по СНГ, ОДКБ и ЕАЭС делают более актуальным решение вопросов обеспечения биологической безопасности, прежде всего, исходя из национальных интересов.
Поэтому еще два года назад ЦЭИ «Ой Ордо» выступил с инициативой по закрытию американских биолабораторий в странах ЕАЭС. Опыт у Кыргызстана в этом плане есть, поскольку в 2011 году наша общественность решительно выступила против размещения в Бишкеке канадской биолаборатории. Одна из основных причин заключалась в том, что власти республики не должны были вмешиваться и контролировать ее деятельность.
Подобная ситуация складывается сейчас в Грузии, где биологическая деятельность находится под контролем США.
На наших круглых столах эксперты отмечали, что американские лаборатории необходимо рассматривать и с точки зрения инструмента политического влияния на страны ЕАЭС и ОДКБ. Пентагон – это не благотворительная организация, финансирующая научные исследования, а военное ведомство США, имеющее свои стратегические цели и задачи, которые в плане биологической безопасности вряд ли совпадают с национальными интересами стран Центральной Азии. Главным итогом наших дискуссий по данной теме стало продвижение разработки первого для КР законопроекта по биобезопасности. В настоящее время этот документ проходит согласование в профильных министерствах и ведомствах. Надеюсь, что законопроект, который учитывает опыт в этом вопросе стратегических партнеров Кыргызстана, станет надежным правовым механизмом в обеспечении эпидемиологической безопасности, а также эффективным регулятором этих актуальных вопросов, где приоритетом будет национальный интерес.
Недавно мы провели совместное экспертное мероприятие со специалистами Минздрава Казахстана, которые занимаются вопросами биобезопасности. Впервые наши эксперты могли обсудить ситуацию с биобезопасностью в соседней республике, получить ответы на интересующие вопросы о деятельности их биолабораторий. Важно, что в диалоге приняли участие представители РФ, которые также выразили заинтересованность в обеспечении региональной биобезопасности. Полагаю, что этот начавшийся диалог будет продолжен, учитывая, что одной из основных рекомендаций форума стала идея создания Координационной рабочей группы Кыргызстана и Казахстана с участием представителей госорганов, парламентов, экспертного сообщества и т.д. Такая структура позволила бы на регулярной основе обсуждать наиболее резонансные острые вопросы, которые связаны с биоугрозами.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320