Указом президент Главный штаб министерства обороны преобразован в Генеральный штаб Вооруженных сил КР .
Генштабу предстоит быть основной структурой управления Вооруженными силами и другими воинскими формированиями страны. Возглавил Генштаб экс-командующий Национальной гвардией генерал-майор Асанбек Алымкожоев, который представил на утверждение председателя Пограничной службы Раимберди Дуйшенбиева и командующего Нацгвардией Мелиса Сатыбалдиева..
Президент Алмазбек Атамбаев подчеркнул особую важность задачи, стоящей перед Генеральным штабом ВС. Глава государства отметил, что военнослужащие Кыргызстана начнут ощущать должную поддержку со стороны государства, подчеркнув важность укрепления основ Вооруженных сил страны.
- Офицеры должны находиться на передовых позициях в деле укрепления государственности, — сказал Алмазбек Атамбаев.
Напомним, что решение о создании Генерального штаба было принято Советом обороны в прошлом году. В военной среде его приняли положительно, отметив важность единого центра управления.
Генерал-майор запаса Малик Джумагулов заявил «Регион.kg», что данный вопрос назрел давно. В то же время, как отмечает эксперт , деятельность Генштаба будет контролироваться и президентом, и парламентом, а также Советом обороны.
- Именно поэтому опасения о создании военной хунты или появления второго Жаныша Бакиева, беспочвенны, - утверждает он. - Генеральный штаб по своим функциям является координатором всех силовых структур в обеспечении военной безопасности в стране. Он будет заниматься вопросами боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки. У Генштаба очень много функций, и у начальника много полномочий. Поэтому очень много зависит от того, кто возглавит Генштаб.
В свою очередь экс-заместитель предстедателя ГКНБ генерал-майор Артур Медетбеков отметил, что Генеральный штаб необходимо было сделать уже давно.
- Но в свое время этот вопрос тормозили и в Министерстве обороны, и в Белом доме, возможно потому, что не хотели делиться властью. Потому что, когда есть Генеральный штаб – ему полностью переходит оперативное и военное управление. И из определенных соображений отдельные личности не допускали его создания. Я считаю, что если бы такая структура была создана изначально, то мы смогли бы избежать больших потерь во время Баткенских событий. С их началом начали создавать объединенную группировку войск, но она никаким законом не была закреплена, - сказал он в интервью «Регион. kg»
В то же время опасения вызывает факт применения Вооруженных сил во время кризисных ситуаций внутри страны. По мнению Медетбекова это взрывоопасно, вызывает много вопросов. Генерал уверен, что законодатели, совет обороны, должны дать четкое разъяснение, что такое кризисная ситуация. В предложенном законе дается определение этому понятию. Но в Конституции прописано, что военнослужащие Вооруженных сил не имеют права вмешиваться во внутренние дела, не могут быть задействованы, например, для наведения порядка во время массовых беспорядков, конфликтов. Для этого есть органы внутренних дел, служба национальной безопасности. И только при введении чрезвычайного положения, а такие полномочия есть и у президента, и у Жогорку Кенеша, Вооруженные силы могут быть задействованы.
- Кроме того, в рамках военной реформы хотят ликвидировать Внутренние войска и за их счет усилить Национальную гвардию. Получается, что последняя будет использоваться для разгона демонстрация, митингов, шествий, - говорит Медетбеков.
Политолог Аида Алымбаева не видит больших плюсов в проведение данной реформы.
- Создание такой структуры вызывает только удивление, поскольку мы видим создание еще одной надструктуры над частью силового блока страны. И в результате управление становится еще более централизованным, но приведет ли такая форма к созданию эффективных рычагов взаимодействия сказать сложно. Но при этом не меняются системы по обеспечению прозрачности для общества военного бюджета страны. Закрытость вопросов безопасности не приводит к их эффективному решению. Система становится более ирархичной и удобной для управления главой государства, - отмечает эксперт.
Также, на ее взгляд, непонятными в связи с военной реформами становятся функции вице-премьера , который курирует силовой блок.
Военная реформа, как отмечают в Совете обороны, рассчитана на ближайшие несколько лет, но есть ключевые решения, которые должны быть осуществлены в достаточно короткие сроки.
Мария ОРЛОВА.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320