Для Центральной Азии на Западе вырабатывают новые деструктивные стандарты.
На этом фоне в политологических кругах России выражают обеспокоенность появлением термина «большая Средняя Азия».
Как заявил пресс-секретарь президента Россиси Владимира Путина Дмитрий Песков: «Когда заговорили о «большом Ближнем Востоке», это был, наверное, конец прошлого века, специалисты начали использовать эту терминологию, и эта терминология начала звучать в устах лидеров. Какое-то время это даже выглядело академизмом, потому что прикладное значение не просматривалось»
По словам пресс-секретаря главы РФ, только сейчас, «ретроспективно», с большой долей уверенности можно говорить о том, что «цепочка цветных революций, которые сначала должны были ограничиваться «управляемым хаосом», она произошла именно на том пространстве, которое именовалось «большим Ближним Востоком».
Дмитрий Песков также отметил, что данный термин стал звучать из уст официальных представителей власти. Ранее он сравнил начало дестабилизации в Сирии с ситуацией на Украине.
По мнению экспертов в Кыргызстане, проект «большой Средней Азии» прежде всего, выгоден Западу, чтобы использовать его в противодействии стратегическому партнерства Кыргызстана с Россией, которое базируется на взаимовыгодных условиях.
- Первая получает экономическую и военно-техническую поддержку, а также содействие в минимизации рисков процесса евразийской интеграции, вторая – расширяет сферу своего геополитического влияния и обеспечивает безопасность своих границ через укрепление буферной зоны, - считает эксперт Наргиза Мураталиева.
Линия Вашингтона за последнее время дала сбой по реализации своих проектов не только в Афганистане, но и в Центральной Азии, и на Ближнем востоке. По мнению аналитиков, не сумев решить задачи, поставленные перед собой в Сирии и Афганистане «традиционным» для себя, т.е. силовым путем, Вашингтон начал действовать на дипломатической ниве. Именно этим можно объяснить октябрьскую поездку в страны Центральной Азии госсекретаря США Джона Керри. Но уже можно говорить о том, что Центрально - азиатский тур главы Госдепа всего лишь подтвердил уже высказывавшиеся ранее мнения о том, что американское влияние в регионе за последнее время заметно упало. Г-н Керри не нашел тут должного понимания своего видения ситуации, а его рекомендации в местных столицах особого впечатления не произвели. Региональные политологи считают, что это вызвано несостоятельностью озвученных предложений Вашингтон, который так и не смог обозначить ни средств, ни путей, ни методов обеспечения поступательного и планомерного развития государств ЦА. Кроме прочего, всем уже видно, что слова американцев часто расходятся с их реальными поступками. Подтверждение тому - результат военного вмешательства США и его союзников по Североатлантическому альянсу в дела Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии.
Вообще же, надо сказать, что стремительные, но скоротечные "набеги" Джона Керри в страны Центральной Азии вряд ли смогут конкурировать с целенаправленной и основательной работой по укреплению сотрудничества между государствами региона в рамках таких структур, как ЕАЭС, ТС, ОДКБ и ШОС. Кроме того, эффективная борьба российской авиации с боевиками ИГИЛ в Сирии также продемонстрировала способность и серьезный настрой Москвы в вопросе борьбы с исламским терроризмом на Ближнем Востоке, а также то, что Россия своих союзником в беде не бросает, при этом, предпочитая действовать в рамках международных норм. В этой связи, можно констатировать, что образ США как вселенского гаранта безопасности, как они себя сами долгое время преподносили миру, в последнее время заметно померк. Теперь же, явно отчаявшись расшатать ситуацию в Центральной Азии методом «цветных революций» и давления, Вашингтон намерен отыграть свои просчеты, предлагая центральноазиатским странам переговоры. Но сладостно-примирительная американская риторика уже никого в регионе не убаюкает, ведь попытки США и их ближайших партнеров оказывать негативное влияние на обстановку в ЦА здесь по-прежнему ощущаются.
Между тем, политолог Токтогул Какчекеев считает, что официальный Бишкек сделал правильный выбор, отказавшись от унизительной «попрошайнической» дружбы с Западом.
- С Россией нас связывают не просто дружеские отношения, а вполне реальные исторические и культурные события, факты. В свое время, 160 лет назад, наши предки на Коране присягнули верности России, и мы просто обязаны выполнять завет праотцов. Иного пути для современного Кыргызстана нет,- резюмирует эксперт.
Аида Мамбетова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320