В центре внимания
18.07.2011

Александр Зеличенко: То, что происходит в милиции сегодня, иначе, как системным кризисом назвать нельзя

Директор ОФ «Центрально-Азиатский центр наркополитики», кандидат исторических наук, в прошлом начальник штаба МВД, Александр Зеличенко считает, что для проведения реальных реформ органов внутренних дел требуются не политизированные декларации, а реальное и системное виденье ситуации. Мы предлагаем читателю «Region.kg» ознакомиться с его взглядом на реформирование системы.

Реформаторский зуд

Правоохранительные органы у нас не переустраивал разве что ленивый. На волне апрельских преобразований, когда милиция только-только начала приходить в себя, ретивые штатные реформаторы  были тут как тут: "Долой милицию, даешь полицию!!!" Как будто смена вывески что-то изменит...

И "заинтересованные" международные организации на подхвате: в десятый раз, несмотря на прошлые кромешные провалы, они вновь "готовы поддержать и повести за собой реформы". А НПО? "Возглавим реформы!" Дескать, нам по плечу...

Опыт создания полиции-next и мультиэтнических сил правопорядка в Косово, советническая деятельность на Балканах, участие в правоохранительных реформах в Сербии, сотрудничество со многими международными и авторитетными неправительственными организациями, добивавшимися реальных реформ, в недалеком прошлом руководящая должность в Центре реформирования МВД, наконец, позволяют сделать следующий вывод. Настоящих реформ у нас НИКТО и НИКОГДА не хотел. В лучшем случае предпринимались попытки пустить пыль в глаза международному сообществу. Сами реформаторы, в том числе фигуры политОлимпа, не постигнув сути, ограничивались полумерами, бесчисленными сокращениями, введением невиданных названий и функций - так им было понятно и удобно.

Заверяю со всей ответственностью: нельзя всерьез говорить о реформе правоохранительной системы в отрыве от реальных, действительно демократических преобразований в государстве и в обществе!

Почему, например, не рассматривая даже пример традиционных западных демократий, реформы полиции за короткий срок стали возможны в Грузии? Ведь особенно криминальные, коррупционные корни там гораздо более глубокие, чем у нас. Да потому, что реформируется, оздоравливается и излечивается все государство и общество! Достаточно политической воли одного человека, чтобы реформы не только пошли (причем по все направлениям), но и в достаточно короткие сроки дали свои результаты.

Готовы ли мы к этому?!

А по-другому реформ не получится! В лучшем случае это будут короткое головокружение от малюсеньких успехов (как было с квартальной полицией, например). Повторюсь: только одновременно, в русле общих демократических реформ общества, государства, сознания. Сомневаюсь, что мы до такого созрели. А значит, грядет лишь очередная смена вывески...

Реалии сегодняшнего дня

То, что происходит в милиции сегодня, иначе, как системным кризисом назвать нельзя. Взять хотя бы тот факт, что кто бы ни возглавлял МВД за последнее время (а ведь были и есть нормальные руководители), каких только реформ не проводилось, добиться хотя бы чуть заметного улучшения состояния дел не удалось. Для этого теперь уже нужны системные изменения.

А значит, ждать больше нельзя! Затянувшийся системный кризис чреват её полным разрушением. Это – аксиома. Боюсь даже, что уже опоздали – грядущие президентские выборы с неизбежным использованием милиции в качестве адмресурса вполне могут стать последней каплей. Понимают ли это вознамерившиеся воевать за власть политиканы?! Но – к делу. Пусть тезисно, схематично, но рискну предложить свое видение первого, самого неотложного, этапа реформы.

Переименование в полицию. Одновременная демилитаризация – в отличие от послушной слуги государственной машины - милиции, Police должна стать прозрачным социальным институтом. Не подвластным воле и приказам одного человека, пусть даже Верховного Главнокомандующего.

Параллельно создаются и действуют Органы гражданского наблюдения за деятельностью полиции. Желательно в каждой области, в крупных городах и районах. С реальными правами, обязанностями и полномочиями.

Одновременно, на качественно иных принципах, создается Служба внутренних расследований, куда на основе специальных Правил отбираются лучшие из лучших. Одна из основных обязанностей СВР – постоянное взаимодействие с Органами гражданского наблюдения. На первое время в качестве советников и наблюдателей за каждым крупным подразделением полиции закрепляются эксперты-международники – есть такой, хорошо зарекомендовавший себя «миротворческий» опыт.

• В социально ориентированной полиции создаются профсоюзы, омбудсмен. Налаживается далекая от формализма работа общественных формирований – Судов чести, Советов наставников, ветеранов.

•Из полиции окончательно уходят несвойственные функции (борьба с терроризмом, экстремизмом, например). Ими должны заниматься спецслужбы. Решается правовой статус Внутренних войск.

•В то же время, в ответ на криминальные вызовы, в рамках собственных штатов возможно создание новых структур – полиции нравов, подразделений по борьбе с организованной преступностью, мобильных групп по пресечению скотокрадства, и др.

•Полностью перестраивается деятельность Академии МВД. Обсуждаемый сегодня вариант создания на ее базе органа для подготовки кадров всех силовых структур предлагался нами еще в середине 1990-х, и значит, опоздал как минимум на 15 лет. Сегодня при каждой одетой в униформу структуре созданы колледжи, институты, училища... И в каждом сидит генерал, а то и два. Представляете, сколько драгоценного времени уйдет, чтобы сломить их сопротивление?!

•Итак, вырабатываются новые программы (здесь тоже весьма пригодится опыт создания полиции на постконфликтных Балканах, в Грузии) и, в зависимости от рода службы, в Академию приходят кадеты «новой волны». На три месяца – патрульные, на шесть – участковые и ИДН, на 9 – элита, сыщики и следователи.

•Патрульно-постовые отбираются преимущественно из числа прошедших службу в пограничных, внутренних войсках, и отбор начинается еще в армии. Желательно также привлекать лиц, имеющих среднее специальное образование. За три месяца им даются базовые сведения о законодательстве, правах человека, чисто полицейские навыки (физподготовка, стрельба, вождение, использование средств индивидуальной защиты).

•Участковые, инспектора по делам несовершеннолетних, детективы и следователи набираются из числа выпускников юридических вузов. Благо, сегодня их готовят с избытком. При этом безоговорочно соблюдается этнический и приемлемый гендерный баланс.

•Схема та же – 6-9 месяцев на казарменном положении. За это время вполне можно разобраться "Who is Who". Спецподготовка, по положенности – оперативно-розыскная деятельность, криминалистика, спецтехника.

Параллельно ведется тщательная подготовка ко второму этапу реформ – разрабатывается, например, Положение о замещении вакантных должностей руководящего состава.

Для этого создаются Отборочная (из числа кадровиков, начальников служб) и Конфликтная (ветераны, представители общественности) комиссии.

В конкурсе, объявляемом через широкую прессу, участвуют все желающие сотрудники, для каждой должности разрабатываются критерии. Отборочные беседы, сдача нормативов и пр. фиксируются на видео.

Конкурс проводится в несколько этапов:

1 – определение на основании полученных рапортов реальных кандидатов, соответствующих критериям отбора для каждой конкретной должности (опыт, возраст, состояние здоровья и т.д.);

2 - проверка физических, моральных и социально-волевых качеств отобранных кандидатов;

3 - индивидуальные и групповые собеседования, интерактивные психологические формы и методы с использованием в необходимых случаях полиграфа;

4 – принятие решения.

На каждом из перечисленных этапов кандидат имеет право обратиться за разъяснениями, аппелировать к Конфликтной комиссии и т.д. Возможен и третий, а может даже и четвертый этап реформирования. Но к первому следует приступать незамедлительно.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320