Миграционная тема на протяжении всех лет независимости Кыргызстана была одной из ключевых, учитывая масштабы трудовой миграции и роль в решении социально-экономических проблем страны денежных переводов от работающих за рубежом граждан.
Как в Кыргызстане должны решаться эти острые социальные проблемы, в интервью Главному редактору «Регион.kg» Игорю Шестакову прокомментировала руководитель Рабочей группы по вопросам государственной миграционной политики при президенте КР Айгуль Рыскулова, которая является одним из ведущих специалистов страны в миграционных вопросах.
Игорь Шестаков: Айгуль Маратбековна, недавние события в московском Бирюлево еще в большей степени акцентировали общественно-политическое внимание вокруг происходящих в России миграционных процессов. Одни политики настаивают на введении со странами Кавказа и Центральной Азии визового режима, другие - требуют от российского правительства временно заблокировать денежные переводы из России. Даже Омбудсмен РФ Владимир Лукин, который, как известно, является достаточно взвешенным политиком, и то заговорил о необходимости виз. Опросы общественного мнения россиян также демонстрируют, что отношение к мигрантам, мягко говоря, далеко от позитивного. В этой связи, к чему должны готовиться власти Кыргызстана, в случае, если российская сторона введет ограничения на привлечение мигрантов?
Айгуль Рыскулова: Происходящие сейчас в России события вокруг темы миграции были вполне ожидаемы. Я часто бываю в различных российских городах, и уже давно заметила, что отношение к присутствию мигрантов со стороны местного населения менялось далеко не в лучшую сторону.
Особенно эти процессы заметны в Москве, куда устремились в поисках работы миллионы граждан других государств СНГ. Российская столица и так достаточно многолюдна, а тут еще ежегодно происходит значительное увеличение их числа. Что и вызвало соответствующий резонанс в обществе. Такие огромные потоки требуют от профильных российских ведомств создание системы, которая бы четко регулировала миграционные моменты. По разным оценкам, в российских регионах сегодня работает до 10 миллионов мигрантов, но я полагаю, что эта цифра не является окончательной. Понятно, российским властям за достаточно непродолжительный период сложно было выстроить эффективную миграционную систему, учитывая, что между странами СНГ и Россией существует безвизовый режим.
В итоге, как следствие, мы видим сейчас обострение этих проблем на различных уровнях. Безусловно, для Кыргызстана это является сигналом того, что в вопросах миграции нужно принимать конкретные меры на случай массового выдворения наших граждан, которые работают в городах России на нелегальных условиях.
Игорь Шестаков: Что на ваш взгляд необходимо делать в первую очередь, чтобы эта ситуация негативно не отразилась на общественно-политической ситуации в Кыргызстане? Ведь неслучайно говорят о том, что если сотни тысяч мигрантов вернутся из России, то революции могут происходить почти каждый день.
Айгуль Рыскулова: По оценкам ФМС РФ, наших мигрантов сейчас в России почти 500 тысяч человек. Для Кыргызстана это серьезный показатель, учитывая проблемы с наличием свободных рабочих мест.
Но наша страна просто не готова к массовому возвращению мигрантов. Согласна с вами, что последствия такого возвращения могут привести к резкому обострению социальной напряженности, что повлечет за собой непредсказуемые процессы.
Я считаю, что правительству республики необходимо вести переговоры с российской стороной. Наши граждане сегодня занимают определенную нишу на российском рынке труда. Если 5-8 лет назад многие кыргызстанцы работали дворниками, то сегодня наши граждане востребованы в сфере услуг, общепите, торговле и строительстве. Поэтому нужно вести переговоры с россиянами о целевой подготовке и обучении квалифицированных специалистов, которым будет уже гарантирована работа в России. Для этого процесса профориентации можно привлечь и российскую сторону, которая наверняка проявит заинтересованность к подготовке специалистов рабочих профессий. Их можно сертифицировать российскими дипломами. У нас же есть опыт КРСУ и других совместных учебных заведений. Надо поставить современное оборудование в учебные заведения системы профтехобразования.
Требуется вести и эффективную домиграционную подготовку, чтобы наши граждане хорошо владели русским языком и имели представление, в какой стране им предстоит жить и работать. Нужно уделить особое внимание их культуре поведения.
Необходимо переориентировать наших мигрантов, которые стремятся в основном в Москву и Санкт-Петербург. Но ведь российская столица не резиновая, и всех работой обеспечить не сможет. Есть много рабочих в Сибири и на Дальнем Востоке. Также обязательно надо использовать тот фактор, что в России к выходцам из Кыргызстана относятся более толерантно, чем к представителям других республик Центральной Азии.
Все эти вопросы нам надо прорабатывать и решать как можно скорее. Когда я была назначена на должность руководителя Госкомитета по миграции в 2005 году, первый мой шаг был связан с предложением ФМС РФ вывести из Москвы бомжей из Кыргызстана, которых было тогда очень много. И этот вопрос был нами решен, люди без определенного места жительства были возвращены на родину. Подобные инициативы должны исходить из Бишкека, не надо ждать, когда российские ведомства сами начнут депортировать наших граждан, которые нелегально находятся в России.
Нашим легальным мигрантам опасаться нечего, они трудоустроены, имеют гарантированный доход и социальный пакет. Все проблемы возникают из-за нелегальной миграции и криминала, который тоже едет в Россию в немалом количестве.
Игорь Шестаков: Вы считаете, что вопросы и проблемы трудовой миграции должны быть, прежде всего, урегулированы здесь в Кыргызстане?
Айгуль Рыскулова: Да, именно так, российская сторона должна поверить, что мы в состоянии это сделать, и имеем четкую программу действий.
Кроме этого, вопросы миграции нужно регулировать двусторонними отношениями на уровне Кыргызстан-Россия. Не надо надеяться, что мы сможем добиться многого в рамках того же СНГ, или наивно полагать, что вступив в Таможенный союз, вопрос по свободному перемещению мигрантов решится автоматически. Я считаю, что никакое из государств, входящих в ТС, согласия просто так на свободную миграцию давать не станет.
Игорь Шестаков: Какие задачи придется решать рабочей группе, которую вы возглавили? В чем заключается ее необходимость?
Айгуль Рыскулова: Инициатива по созданию этой группы была высказана представителями неправительственного сектора и экспертного сообщества. Экспертные форумы на тему миграции показали, что у Кыргызстана за последние несколько лет появились серьезные проблемы в плане урегулирования этих процессов.
Поэтому было принято решение подготовить записку на имя президента страны, чтобы в рамках национальной стратегии по устойчивому развитию подготовить концепцию по миграции в целом. После того, как Алмазбек Атамбаев дал свое принципиальное согласие, была сформирована рабочая группа, задача которой заключается в выработке предложений по созданию государственной миграционной политики.
Наша группа состоит из 11 человек, и мы провели интенсивную работу с министерствами и ведомствами, а также ряд семинаров по обсуждению предложений. Однако после проведенной работы мы поняли, что выработки рекомендаций явно сегодня недостаточно. С учетом того, что сегодня происходит в России и других государствах, где работают наши граждане, страна, которая отправляет мигрантов, должна более конструктивно подходить к решению ключевых проблем этой формы миграции.
Нужно, чтобы трудовая миграция из Кыргызстана имела цивилизованный характер и регулировалась на государственном уровне. Нельзя оставлять трудовых мигрантов в таком положении, когда они сами вынуждены защищать свои права. И в целом у нашей страны давно не было концепций по развитию человеческих ресурсов. А когда мы ведем речь о человеческих ресурсах, то это, прежде всего, трудовые ресурсы.
Сегодня, к сожалению, ни в экономике, но в социальной политике у Кыргызстана нет видения по созданию рабочих мест, поэтому неизвестно, как будет развиваться внутренний рынок труда. Нет анализа и не учтены предложения специалистов по решению проблем, связанных с безработицей. В этой связи, поручение президента заключается в том, что необходимо определить основные контуры миграционной политики нашего государства.
Миграция для Кыргызстана заключается только в денежных переводах и отъезде наших граждан. К сожалению, пока других показателей нет. Ведь неизвестны самые элементарные вещи, такие как средний возраст мигрантов, где они работают, каково их правовое положение.
Как я уже говорила, если трудовой мигрант, приехав в Россию, не знает русского языка, не имеет никаких профессиональных навыков, то он автоматически пополняет рынок нелегалов и становится уязвимым в правовом положении. Как следствие - трудовая эксплуатация и торговля людьми.
Нельзя забывать, что нужно регулировать и внутренний рынок труда в Кыргызстане, он не такой большой. Если учесть, что примерно 700 тысяч граждан страны работает за рубежом, то нужно просчитывать, как это влияет на демографическую безопасность страны. После распада СССР, у Кыргызстана и Таджикистана было примерно одинаковое количество граждан, по 4,5 миллиона. А сегодня в Таджикистане уже 8 миллионов, а у нас в стране всего лишь чуть более 5 миллионов. Надо постоянно думать и просчитывать, кто останется в стране в случае массового оттока мигрантов.
Поэтому деятельность нашей рабочей группы направлена именно на решение этого широкого комплекса проблем.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320