Inbusiness.kz представляет обзор ключевых региональных новостей соседствующих с Казахстаном стран за минувшую неделю.
Американская компания инвестирует в проекты в Андижанской области Узбекистана
Американская инвестиционная компания Oppenheimer заявила о готовности участвовать в финансировании трех крупных проектов в Андижанской области Узбекистана на общую сумму 1,2 миллиарда долларов, сообщила пресс-служба областного хокимията, передает Trend.
В рамках визита делегации во главе с хокимом области Шухратом Абдурахмановым в Вашингтон состоялись переговоры с управляющим директором Oppenheimer Джоном Тонелли. Стороны обсудили ключевые проекты, которые планируется реализовать в регионе.
Среди них — создание текстильной промышленной зоны стоимостью 180 миллионов долларов, где будут работать современные предприятия по производству и переработке текстильной продукции.
Кроме того, рассматривается проект строительства искусственного озера за 20 миллионов долларов в Ханабаде, которое должно превратить город в привлекательный туристический центр для местных и зарубежных гостей. Еще одной инициативой является масштабный градостроительный проект «Новый Андижан» стоимостью 1 миллиард долларов.
По итогам переговоров представители Oppenheimer подтвердили заинтересованность в финансировании этих стратегически важных инициатив.
Кыргызстан принял снежного барса в качестве национального символа
Логотип с изображением снежного барса станет национальным символом Кыргызстана и будет использоваться на государственном уровне, сообщил Эркинбек Мамаев, начальник департамента животного мира министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора. Это решение принято в соответствии с указом президента Садыра Жапарова от декабря 2023 года о признании снежного барса официальным символом республики.
Кабинету министров поручено разработать логотип и обеспечить его использование в государственных, культурных и рекламных инициативах.
Есть надежда, что новый статус снежного барса облегчит задачу по увеличению его популяции, позволит создать больше охраняемых территорий и выделить больше ресурсов властям Кыргызстана для мониторинга среды его обитания и борьбы с браконьерством.
КТК возместил 2,1 млн долларов ущерба от утечки нефти на морском терминале в августе
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в досудебном порядке возместил ущерб, причиненный Черному морю в результате утечки нефти, случившейся на морском терминале в акватории порта Новороссийск. Как передает Report со ссылкой на Интерфакс, об этом сообщают КТК и Росприроднадзор.
Ведомство оценило ущерб в 179 млн 298 тыс. 490 рублей (2,125 млн долларов).
«Надзорный орган установил, что при ликвидации последствий разлива объем безвозвратных потерь составил 8,43 куб. м, или 6,7 тонны нефти. 8 сентября 2025 года в адрес руководства Каспийского трубопроводного консорциума поступило требование о добровольном возмещении вреда», – говорится в сообщении.
Ранее сообщалось, что внештатная ситуация произошла 29 августа на танкере T. Semahat. При грузовой операции через шланги выносного причального устройства N2 некоторое количество нефти вышло на поверхность моря. Ликвидация последствий ситуации в акватории морского терминала завершена 30 августа.
Отмечалось, что ВПУ-2 выведено из эксплуатации на неопределенный срок.
Ожидается, что резкий рост мировых цен на золото принесет пользу экономике Кыргызстана
Значительный рост мировых цен на золото открывает новые экономические возможности для Кыргызстана. За последние недели цена на золото на Лондонской товарной бирже выросла более чем на 400 долларов, что свидетельствует о потенциальном росте экономики страны, зависящей от золота.
Еще в 2022 году на фоне обострения глобальной геополитической напряженности власти Кыргызстана начали призывать граждан хранить свои сбережения в золоте. Спустя три года эта стратегия, похоже, себя оправдала: цены на золото выросли почти вдвое.
По данным Национального банка Кыргызстана, международные резервы страны в 2025 году превысили 7 миллиардов долларов США, увеличившись всего за год на 2 миллиарда долларов США. Значительная часть этих резервов хранится в золотых слитках, что подчеркивает роль драгоценного металла как краеугольного камня финансовой устойчивости Кыргызстана. Ожидается, что текущий рост цен на золото дополнительно защитит национальную экономику от внешних шоков.
В 2024 году горнодобывающие предприятия Кыргызстана добыли 24 тонны золота. При сохранении стабильного уровня добычи экспортная выручка может превысить 2,5 млрд долларов США в 2025 году. Это обеспечит значительный прирост налоговых поступлений, пополнение государственного бюджета и валютных резервов страны.
Недавний рост цен на золото открывает для Кыргызстана редкую возможность. Но использование этого момента будет зависеть от того, насколько эффективно власти смогут направить богатство природных ресурсов на долгосрочное национальное развитие.
Талибы потребовали вернуть военные вертолеты Узбекистану и Таджикистану
Министр иностранных дел Амир Хан Муттаки, работающий в нынешнем правительстве Афганистана, обратился к соседним странам – Узбекистану и Таджикистану. По его словам, в августе 2021 года, когда талибы захватили власть, афганские военные пилоты вывезли несколько вертолетов из страны и доставили их в соседние страны. Муттаки на встрече в Кабуле с участием дипломатов и представителей международных организаций подчеркнул необходимость возвращения этой техники афганскому народу.
«Мы просим вернуть вертолеты, которые были вывезены из страны несколько лет назад в результате политических изменений и доставлены в соседние страны. Они будут использоваться в интересах народа, только в гуманитарных целях», – сказал министр.
Ранее, 8 сентября, издание Afghanistan International со ссылкой на свои источники сообщило, что Узбекистан может в ближайшие дни вернуть Афганистану 57 военных вертолетов, вывезенных в 2021 году. 11 сентября газета The Kabul Times приводит слова представителя правительства талибов Забихуллы Муджахида: «Узбекистан согласился вернуть авиатехнику.»
Однако министерство иностранных дел Узбекистана опровергло эту информацию. Пресс-секретарь Ахрор Бурханов подчеркнул, что «распространяемые сообщения не соответствуют действительности, позиция Узбекистана остается неизменной, и такая информация фейковая.»
Согласно данным, опубликованным в феврале 2025 года, 7 вертолетов серии Black Hawk уже возвращены в США, а еще десятки единиц техники хранятся в Узбекистане.
Известно, что дискуссии вокруг этого события продолжаются, и правительство Афганистана ожидает четкого ответа от соседних стран по этому вопросу.
Туркменистан при поддержке Турции реализует ключевой узел Среднего коридора
Глобальная торговля меняется, и на первый план выходит новый маршрут между Китаем и Европой, который называется Средний коридор или Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Этот маршрут проходит через Центральную Азию, Каспийское море и Кавказ, становясь важной альтернативой традиционным путям.
В этом новом раскладе ключевую роль играет сотрудничество между Туркменистаном и Турцией. Туркменистан – это «морские ворота» в Центральную Азию, а Турция – западный хаб, который открывает путь в Европу. Вместе они создают новую ось для мировой логистики, повышая стабильность цепочек поставок.
В июле 2025 года государственное агентство «Туркмендениздеряеллары» объявило тендер на проектирование и изготовление двух железнодорожных паромов типа Ro-Ro и одного сухогрузного судна, что стало ответом на растущий спрос на транзит через Каспий. В первые девять месяцев 2024 года грузоперевозки морским и речным транспортом составили 2410 тонн, увеличившись на 11,88 процента по сравнению с предыдущим годом.
Стремление Туркменистана к диверсификации маршрутов подтверждается и другими проектами. В начале 2025 года был запущен новый крупный грузовой маршрут из Китая через Казахстан, Туркменистан, Иран и Турцию до границы с Европейским союзом. Это подтверждает, что страна не просто участвует в существующих проектах, но и играет активную роль в создании новых логистических артерий.
Помимо морского и сухопутного транспорта, Туркменистан развивает и воздушные перевозки. Грузовой терминал Международного аэропорта Ашхабада является крупнейшим и самым современным авиагрузовым хабом региона, способным обрабатывать до 200 тысяч тонн грузов в год. Это позволяет перевозить не только контейнеры, но и чувствительные к срокам товары, включая скоропортящиеся и медицинские грузы.
Турецкие компании активно участвуют в создании транспортной инфраструктуры Туркменистана. Это не просто коммерческие сделки, а стратегическое партнерство.
Помимо этого, страны активно работают над устранением возможных барьеров. Таможенные службы обсуждали создание Упрощенного таможенного коридора (УТК), который позволит ускорить процедуры. Было подписано соглашение о международных координированных перевозках грузов, которое помогает оптимизировать логистические процессы.
По данным Всемирного банка, при дальнейшем развитии Среднего коридора объем торговли по маршруту к 2030 году может утроиться, а время доставки сократится вдвое. Сейчас путь из Китая в Европу занимает 19-23 дня, а к 2027 году планируется сократить его до 12-13 дней.
Сотрудничество Туркменистана и Турции демонстрирует, как страны используют глобальные изменения для достижения общих целей. Партнерство превращается в долгосрочный стратегический союз, где обе стороны заинтересованы в успешном развитии Среднего коридора.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320