Влияние общественно-политических процессов в Афганистане на регион - в экспертной повестке дня.
Уйдут, чтобы остаться
Несмотря на то, что войска коалиции намерены покинуть Афганистан в следующем году, эксперты скептически оценивают этот вариант.
Как было отмечено на состоявшемся в Институте общественной политики Круглом столе, посвященном проблемам Афганистана в преддверии 2014 года, ключевая роль внешнего фактора в политических и экономических процессах управления этой страной не изменится.
«Нужно отказаться от иллюзий, что войска на самом деле уйдут. По крайней мере, из того, что говорят сегодня в США и НАТО — это сокращение военного персонала и отказ от участия в военных действиях, передача этих функций афганским силам. Но это означает, что останутся базы, советники, материально-финансовое обеспечение. То есть, по сути дела, останется военная инфраструктура. Поэтому в обозримом будущем военное присутствие останется. Не стоит ожидать кардинальных изменений в самом Афганистане после вывода войск — там принципиально будет все то же самое», - отметил руководитель аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев.
В свою очередь, президент Института общественной политики, экс глава МИД КР Муратбек Иманалиев считает, что страны, которые имеют непосредственное отношение к разрешению афганского конфликта, пока не демонстрируют согласованных и консолидированных действий. Эти государства действуют самостоятельно и отдельно ведут переговоры с различными политическими группировками этой страны, включая представителей движения «Талибан». Впрочем, по мнению эксперта, у США и НАТО до сих пор нет стратегии или концепции вывода войск из Афганистана в 2014 году.
«Ведь до сих пор не ясно, какой именно должна быть помощь Афганистану со стороны международного сообщества, чтобы разрешить проблемы», - сказал Иманалиев.
По его мнению, плотно и в системном режиме решением проблем Афганистана сегодня занимаются только Соединенные Штаты. Поэтому американские власти будут продолжать принимать непосредственное участие в происходящих в стране политических и экономических процессах.
«Государства Центральной Азии, для которых ситуация в Афганистане представляет ключевое значение, пока не демонстрируют должного внимания к событиям в этой стране. Также государства региона не координируют и не вырабатывают единые действия по афганскому вопросу», - констатировал эксперт.
Определенные надежды глава Института общественной политики возлагает на региональное экспертное сообщество, которое, возможно, даст нужный импульс правительствам своих государств в данном направлении.
Политолог Игорь Шестаков высказал мнение, что пока не ясен дальнейший путь цивилизованного и стабильного развития Афганистана.
«За длительный период военных действий и политических катаклизмов эту страну покинули представители интеллектуальной элиты страны. И за последние 12 лет масштабного возвращения на родину эмигрантов, тех, кто мог внести свой вклад в укрепление потенциала страны, так и не произошло. Если не считать возвращения Хамида Корзая. Но это скорее исключение, чем правило. В таком случае, возникает вопрос, а кто будет участвовать в проведении экономических и политических преобразований в стране? Ведь мы видим, что центральная власть не контролирует ситуацию даже в самом Кабуле, а провинции находятся под контролем полевых командиров. Афганистан также является примером для стран Центральной Азии, что может произойти со страной, которая теряет интеллектуальную элиту», - отметил эксперт.
Нужен отчет ООН
Обсуждение афганского вопроса в формате Кыргызстана напрямую связано с военным присутствием США.
На эту тему Муратбек Иманалиев высказал точку зрения, что пока ЦТП будет находиться в ведении Пентагона, он никогда не станет гражданским.
«Когда речь заходит о переформатировании авиабазы в гражданский объект, то это может произойти, если Вашингтон передаст его Министерству транспорта», - считает эксперт.
Также он отметил, что военное присутствие США - не является негативным фактором для Кыргызстана. По мнению Иманалиева, «нашей республике надо поблагодарить американцев за антитеррористические действия в Афганистане и нейтрализацию угроз».
«В то же время, Кыргызстан понес имиджевые потери из-за существования американской военной базы на своей территории. Речь идет не о финансах. Кыргызстан, как член антитеррористической коалиции, вправе попросить доклад о деятельности этих сил в Афганистане, которые были созданы на юридической основе ООН. Поэтому открытие авиабазы создано с соответствующей резолюцией этой организации. Мы должны знать, что сделано, а что нет. И, в конце концов, этот отчет также связан с имиджем ООН, и это было бы полезно для всех участников организации», - резюмировал глава Института.
Между тем, Иманалиев считает, что у Кыргызстана нет четко обозначенных интересов по Афганистану, включая и экономических, в отличие от Узбекистана и Таджикистана. Однако вопросы безопасности республики напрямую связаны с решением афганских вопросов, в том числе и противодействия наркопотоку.
Геополитические игры
Что касается актуальных геополитических аспектов, то эксперты указывают не только на угрозы безопасности, международный наркотрафик и терроризм, но и огромный сырьевой потенциал Афганистана.
«В Афганистане были обнаружены очень крупные месторождения железа, меди, кобальта и золота, и что очень важно — залежи редкоземельных металлов. Там есть месторождения меди. По оценке Пентагона, которые были сделаны в 2010 году, стоимость открытых полезных ископаемых в Афганистане — 1 триллион долларов. Естественно, это очень интересует всех игроков, но в большей степени, это интересует Китай», - констатирует Валентин Богатырев.
На эту тему были озвучены мнения специалистов Антитеррористического центра СНГ.
"Вся террористическая, партизанская активность в Афганистане после 2014 года может быть связана с фактором внеэкономического контроля над его ресурсами", - такую точку зрения высказал на заседании представителей АТЦ его руководитель Андрей Новиков.
Он отметил, что прогноз террористической и внутренней военно-политической активности Афганистана связан с переделом полезных ископаемых этой страны и включением ее и Пакистана в систему транзита энергоресурсов.
"Сегодня мы имеем дело с новым типом государственных кризисов. Речь идет и о перманентной "арабской весне", и о развитии кризисных ситуаций по "сирийскому сценарию", когда фактически мы стали свидетелями локальных вооруженных конфликтов", - заявил руководитель АТЦ СНГ.
По его словам, терроризм все чаще используется для урегулирования возникающих проблем - как достаточно масштабных проектных конструкций, так и кланово-экономических взаимоотношений.
"Эксперты фиксируют устойчивое явление - наемнический терроризм. Деятельность сетевых структур оформилась в нападениях международных террористических банд наемников на инфраструктурные объекты суверенных государств, прежде всего - объекты экономики", - отметил Новиков.
Однако именно Афганистан является страной с наиболее высоким рейтингом террористической активности, которая граничит с южными рубежами СНГ.
В этой связи, в АТЦ полагают, что решение о выводе войск альянса к 2014 году создало новую стратегическую ситуацию в Центральной Азии. Но, в то же время, главный итог операции таков, что военный способ разрешения конфликта и урегулирования ситуации в Афганистане, пока не является эффективным.
Аналитическая группа «Регион.kg»
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320