rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Безопасность

Управлять войсками будет Генеральный штаб

kgarmy

Военной доктриной Кыргызстана предусмотрены кардинальные изменения в существующей системе Вооруженных сил.

Реформой предусмотрено создание Генерального штаба Вооруженных сил КР (ГШ ВС КР), как Единого центра управления и изменения структуры Вооруженных сил - включение в их состав Национальной гвардии.

В связи с этим, на рассмотрение парламентариев выносятся законодательные проекты о внесении поправок в "Закон об обороне и Вооруженных силах КР" и в "Закон о Национальной гвардии КР".

В первом документе определено, что Вооруженные силы страны состоят из центрального органа управления (ГШ ВС КР), органов управления, соединений, частей и учреждений войск уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами обороны (Министерство обороны), уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами охраны и защиты государственной границы (Государственная Пограничная служба) и Национальной гвардии. При этом ГШ руководит подготовкой и применением ВС и других воинских формирований и является главным органом оперативного их управления. Подчиняется новая структура президенту страны - главнокомандующему ВС КР.

Интересно, что применяться Вооруженные силы могут не только для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности, но и для ликвидации незаконных вооруженных формирований, последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для обеспечения безопасности граждан, общества и государства в период кризисных ситуаций. Под последними проект закона подразумевает вооруженный мятеж, межэтнические конфликты, террористические акты, повреждение, блокирование и захват стратегических объектов, отдельных местностей, деятельность незаконных вооруженных формирований, и иные ситуации, сопряженные с угрозой жизни и здоровью людей, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны.

А вот использовать Вооруженные силы для достижения внутригосударственных целей - запрещается. Между тем, военные и эксперты высказывают определенные опасения. По их мнению, создание Генерального штаба может привести к сосредоточению военных сил в одних руках. Это уже было при экс-президенте, когда его брат, генерал Жаныш Бакиев, возглавлявший Службу государственной охраны, фактически управлял и командовал всеми силовиками. Чем это закончилось, всем известно.

Проектом закона определено, что начальник Генерального штаба представляет Президенту - Главнокомандующему Вооруженными Силами лиц для назначения на должности и освобождение от них руководителей уполномоченных государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, охраны и защиты государственной границы и их заместителей. Кроме того, в пределах своих полномочий он присваивает воинские звания военнослужащим органов управлений, соединений, частей и учреждений Вооруженных Сил. Начальник Генштаба также определяет планы дислокации войск и военных объектов, территориальной обороны республики и обеспечения военной безопасности страны.

По мнению Первого заместителя секретаря Совета обороны КР Кубанычбека Орузбаева, опасения по поводу концентрации военной силы в одних руках - начальника Генерального штаба - необоснованны.

- На протяжении 20 лет главнокомандующим Вооруженными силами КР является президент страны - человек, представляющий гражданскую власть в стране. Генеральный штаб, создаваемый в рамках реформ, будет проводить единую политику подготовки войск, единое планирование их применения. В результате этой деятельности боеготовность всех элементов нашей оборонной системы вырастет значительно. Что касается материально-технического обеспечения и распределения финансирования, ресурсов - главная идея реформы заключается в том, что у Генерального штаба будут чисто военные функции: стратегическое планирование, оперативные вопросы, подготовка и применение войск. А вопросы бюджета, всестороннего обеспечения ВС с той традицией, которая существует в современном мире и применяется в развитых государствах, постепенно сфокусируются в Министерстве обороны. Более того, будущее переоснащение всех элементов военной структуры: вооружение, военная техника, будет осуществляться на комплексной основе, чтобы вся система была охвачена. Повторюсь, Генеральный штаб будет обеспечивать единую подготовку войск, а Министерство обороны - осуществлять реализацию военной политики, обеспечение планирования бюджета, законодательную составляющую в области обороны. К настоящему моменту разработаны новые положения о Генштабе, Министерстве обороны, НГ и проекты других документов, которые будут приняты в ближайшее время. Понятно, что и командующие проводят сейчас на своем уровне работу, чтобы в сроки выполнить указы, - отметил Орузбаев в интервью "Региону. kg".

Он подчеркнул, что для успешного проведения военной реформы необходимо придерживаться трех основных принципов: во-первых, учитывать собственный двадцатилетний опыт военного строительства; во-вторых, учитывать достижение современной военной науки и, наконец, учитывать опыт проведения военных реформ, как положительный, так и отрицательный, других государств. И далее он продолжил:

Военная реформа, как отмечают в Совете обороны, рассчитана на целый ряд лет, но есть ключевые решения, которые должны быть осуществлены в достаточно короткие сроки. В решении Совета Обороны есть только одна конкретная дата - к началу следующего года должны быть выполнены основные ключевые решения по разграничению функций, по созданию генерального штаба, Национальной гвардии.

- Сегодняшний этап можно охарактеризовать как законодательный. Любая реформа должна основываться на соответствующей законодательной базе. Иначе она будет нелегитимной. Поэтому к настоящему моменту завершен процесс создания и доработки некоторых законодательных актов, обеспечивающих военную реформу. В частности, отметил бы два законопроекта "О национальной гвардии" и "Закон внесения изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об обороне и Вооруженных силах КР". Также законодательные акты, которые должны подкреплять военную реформу, находятся на переработке и будут вноситься постепенно в ЖК. Параллельно проводится работа по указанному разделению функций, готовятся проекты Указов президента, проекты Постановлений правительства, - разъяснил Орузбаев.

Но не все разделяют радужные надежды первого секретаря. В частности, военный эксперт, полковник запаса, Юрий Погребняк считает, что предлагаемые в проекте закона задачи, возлагаемые на Генеральный штаб, слишком обширны, требуют профессионально подготовленный и значительный по численности управленческий аппарат.

- В то же время, считаю, что создание Генерального штаба ВС для объединения усилий в обеспечении военной безопасности - целесообразно. Поскольку сил у нас мало, меньше полнокровной мотострелковой дивизии, не говоря уже о ее боевых возможностях. Объединить усилия давно пора, но как? Необходимо разделить задачи и полномочия создаваемого ГШ на мирное время и военное. В мирное время Генеральный штаб должен быть рабочим органом Совета обороны и заниматься только планированием стратегических и оперативных вопросов на военное время. Кроме этого, заниматься мобилизационной готовностью государства, территориальной обороной, организацией противовоздушной обороны, радиоэлектронного противодействия, коммуникационными мероприятиями на военное время и другими общегосударственными задачами обеспечения военной безопасности, - заявил военный эксперт "Региону.kg".

Также, по мнению экспертов, вызывает недоумение, почему проект закона, во-первых, разработал и предлагает не Совет обороны, а Министерство обороны без привлечения к разработке представителей других силовых структур, которых он касается. Ведь предлагаемый законопроект не является законодательным регламентом деятельности только Минобороны.

Мария Орлова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir