rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Экономика

Возможное повышение энерготарифов напрямую связано с неэффективным управлением стратегической отрасли страны.

lep

Когда недавно правительство озвучило необходимость повышения энерготарифов, группа экспертов объявила, что этого шага можно избежать за счет внутренних резервов энергосектора.

Требуется восстановление оптимальных форм управления и функционирования энергосистемы, соответствующее ее характеристикам, а именно - необходимо объединение существующих госэнергокомпаний в две крупные – генераторно-передающую и распределительную.

Начавшаяся в 2001 году в 4 этапа реформа в электроэнергетике должна была в конечном итоге привести к ее приватизации. Реформа проводилась по стандартной рецептуре международных финансовых институтов: раздробление вертикально-жестко интегрированной структуры нашей электроэнергетики. В результате появились 40-процентные потери электроэнергии при ее распределении, которые особо не заботили Всемирный Банк, "освятившие" начало четвертого этапа приватизации (продажа активов распределительных энергокомпаний в частные руки), но который своевременно был свернут в результате событий апреля 2010 года. Затем были приложены усилия, чтобы в два раз снизились потери электроэнергии, также осуществлялись попытки экспорта электроэнергии по более высоким ценам, чем ранее, но эффективности в целом электроэнергетика так и не добилась, госэнергокомпании объявляются убыточными. В чем причина?

Первая причина состоит в том, что дезинтеграция образца 2001 года в электроэнергетике привела к тому, что на местах было утрачено стратегическое видение развития сектора, каждая госэнергокомпания сейчас сама по себе, они разобщены, каждая изо всех сил должна предоставлять успешные отчеты, добиться прибыли, но заботы "соседа по сектору" не становятся общими едиными заботами для всех, как должно было быть.

Центр принятия решений в лице Министерства энергетики и промышленности, в свою очередь, также несколько оторван от реальных забот и нужд сектора, что ведет к нечетко составленным стратегиям его развития. В министерстве считают, что заключение контрактов с членами совета директоров госэнергокомпаний, как часть повышения корпоративной ответственности, может это отчасти компенсировать, но этот вопрос дискуссионный.

Вторая и основная причина заключается в том, что игнорируются особенности технико-экономического функционирования электроэнергетики Кыргызстана. Вся энергетика – это, в сущности, только гидроэнергетика, а бишкекская ТЭЦ работает для целей централизованного отопления. Производство электроэнергии в основном осуществляется благодаря ее выработке на одной реке - Нарын. При этом государство контролирует почти 99 процентов выработки электроэнергии, что делает его естественным монополистом.

За все прошедшие 12 лет реформ так никто из частных инвесторов не решился вложиться в строительство средних ГЭС по реке Нарын. Строительство Верхненарынского каскада ГЭС было начато только под государственные гарантии. Но ведь только при наличии конкурентного частного капитала в секторе генерации, а это должно быть хотя бы не менее 10-30 процентов от общего объема производства электроэнергии (то есть, хотя бы не менее 1,3 млрд. квт-часов электроэнергии), будет экономически оправдано введение некоторых рыночных принципов, создание регуляторов отрасли. Но сегодня этого нет, и уже не будет в ближайшие 10-15 лет. Так как в надвигающийся мировой кризис ни один частный капитал не может позволить себе долгосрочные, сопряженные со многими рисками инвестиции, коими являются вложения в строительство новых средних и крупных ГЭС.

Пока же идеологическими усилиями разных международных кредиторов и доноров в стране был создан квазирынок с квазирегулятором, а до этого были выведены в частный сектор многие вспомогательные службы энергосектора. Это лишило госэнергокомпании возможности самостоятельного проведения масштабных работ по реконструкции электрических сетей, а услуги редеющих местных частных компаний с каждым годом дорожают, не говоря уже о том, что процесс госзакупок всегда вызывает огромные нарекания. В результате снижается надежность поставок электроэнергии. Не забудем фиаско и с Энергобанком, который также был некогда создан по плану реформ 2001 года.

Государство естественным монопольным образом контролирует генерацию, передачу электроэнергии. Однако когда требуется получить, наконец, доходы на стадии распределения электроэнергии, чтобы окупить сполна предыдущие расходы, его вдруг принуждают отказаться от части доходов в пользу частных компаний. Почему-то считается, что последние нужны там, куда не доходят госэнергокомпании, например, в районе новостроек. Но никто не объясняет, почему же многие крупные объекты, доселе бывшие доходными клиентами госэнергокомпаний, вдруг стали клиентами частных компаний? Как случилось, что даже Национальный банк КР обслуживается частной энергокомпанией? Никто не объясняет населению, почему у них отключают свет, а в находящемся через дорогу развлекательном центре, который обслуживаются частной энергокомпанией, он есть? Хотя электрическая сеть может принадлежать частной компании, в реальности она подчас обслуживается госэнергокомпанией, которой порой почему-то забывают вернуть деньги за это. То есть, возникает вопрос, раз обслуживается госэнергокомпанией, зачем упускать государству свои доходы?

Подобный квазирынок провоцирует сложные, запутанные технические схемы поставок электроэнергии, возникают схемы замещения. Ставки, по которым частным компаниям отпускаются электроэнергия, объявляются коммерческой тайной. В конечном итоге, это ведет к выводу из сектора тех финансовых средств, которых катастрофически ныне не хватает в бюджете госэнергокомпаний. Речь идет о выводе не менее 300 млн. сомов в год, о которых можно сказать не иначе как "формально – все вроде правильно и по закону (разрешенные лицензии), а по сути – издевательство над здравым смыслом".

Подорванное доверие граждан к энергетикам сейчас не просто восстановить. Но именно энергетики сумели настоять на внедрении системы АИИСКУЭ впротивовес идеи очередного правительства о массовой установке счетчиков с предоплатой. Благодаря чему, после публикации фактов о ряде оскандалившихся крупных потребителей, стала налаживаться система учета потребления электроэнергии в Чуйской области. Поэтому, когда специалисты предлагают изменения в секторе, следует внимательнее отнестись к их предложениям, ибо они предоставляют обоснованные расчеты о необходимости объединения госэнергокомпаний.

Такое решение в конечном итоге увеличит надежность и оптимальное распределение поставок электроэнергии, как между различными категориями внутренних потребителей, так и на экспорт. Замечу, что снижение потерь электроэнергии – это задача на предстоящие пару лет, а следующая задача государства - добиться высоких доходов при снижении потерь. Это станет возможным лишь при появлении новых крупных объектов в областях. Об этом наше правительство должно позаботиться уже сейчас.

Зульфия Марат, эксперт по энергетическим вопросам



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir