rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Общество

Галина Чиркина: Надо уметь адекватно реагировать на вызовы времени.

portret

Появление в образовательных учреждениях Кыргызстана брошюры на тему сексуального воспитания и профилактики здоровья подростков вызвала широкий резонанс среди ряда общественных организаций.

По итогам заседания парламентского комитета по образованию, науке, культуре и спорту, правительству поручено рассмотреть ответственность заместителей глав ведомств, министерств образования и здравоохранения, за несвоевременное принятие мер по нераспространению данных брошюр.

Генеральной прокуратуре - проверить факты распространения брошюр в общеобразовательных организациях и при выявлении нарушения привлечь к ответственности виновных лиц согласно законодательству, мэрии Бишкека - рассмотреть ответственность директоров школ, причастных к распространению брошюр.

Сложившеюся ситуацию ,комментирует глава ОО «Альянс по репродуктивному здоровью» (АРЗ) Галина Чиркина, по чей инициативе распространялись брошюры.

- Наши буклеты не прошли утверждения в Кыргызской академии образования и министерствах образования и здравоохранения. Мы также не указали авторов и тираж. При этом ни одно из этих обвинений не является законным, потому что мы имеем право выпускать материалы, связанные с репродуктивным здоровьем. Минздрав и минобразование заявили об этом официально, что у них нет к нам претензий, поскольку никто не нарушал никаких законов, инструкций и положений. Однако нас всё равно требуют наказать.

- Когда были выпущены эти брошюры? Помнится, я держала их в руках лет 8-10 назад?

- Было четыре издания. Первое в 2003 году при поддержке ЮНИСЕФ. Проект был реализован совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и страновыми партнерами. «АРЗ» помогал в проведении фокус-групп, собирать вопросы для буклетов, приглашал экспертов в обозначенных областях: гинекологов, психологов, урологов, андрологов и др.

Второе издание было в 2006 году под логотипом ЮНФПА, который просто перепечатал предыдущие буклеты.

Третье, переработанное, было сделано в 2011 году с помощью GIZ в количестве 3, 5 тысяч экземпляров.

- Получается, что Альянс не является автором данной продукции?

- Здесь наблюдается двойственная ситуация. Как Галина Чиркина, я, действительно, считаю себя автором этих буклетов. Меня и еще несколько человек, которые являются экспертами в той или иной области и работали в «АРЗ», приглашали при первых и последующих изданиях. Мы разрабатывали ответы на вопросы и проводили фокус-группы, чтобы понять, насколько людей, это устраивает.

Поскольку «Альянс» является партнером всех перечисленных организаций, которые выпускали эти буклеты, он всячески помогал и продвигал их в стране. «АРЗ» не отказывается от того, что эти буклеты являются частью его работы и реально являются очень полезным вспомогательным инструментом при работе с молодежью.

Четвертое издание, которое было перепечатано с материалов GIZ , один в один повторяет всё, что было издано в третьем. Единственное, что там было добавлено, что публикация произведена в рамках проекта «Услуги, дружественные к молодежи». Параллельно вместе с этими клиниками буклеты получала студенческая поликлиника в небольшом тираже и партнеры, которые заявляли, что хотят работать по услугам, дружественным к молодежи.

- До скандала поступали ли к Вам какие-либо жалобы на содержание данной продукции или какие-то отрицательные мнения от частных лиц?

- За десять лет последних выпуска этих буклетов была одна единственная негативная реакция, связанная с напечатанной в первом издании фотографии. Прореагировала мама, которая увидела на обложке брошюры сына с сигаретой в руках. После разбирательства оказалось, что это была постановочная фотография, и её сын давал расписку в детском медиацентре, которым и были подготовлены иллюстрации к брошюрам.

- Может быть, представителей общественности насторожило и возмутило, что эта брошюра была сделано вопреки нашему менталитету? А, может, эту информацию надо было преподнести каким-то другим языком?

- Вопрос споров вокруг терминологии до сих пор актуален. Как сказать или написать «половое» или «сексуальное» образование? Какие термины использовать? ЮНЕСКО в 2009 году по этому поводу собирал в Алматы специальную конференцию, где определялось, какой же всё-таки термин лучше использовать. Даже в контексте общего наименования это достаточно сложно, хотя «пол», «секс» это слова, которые используются в обозначении одного и того же.

Достаточно вспомнить споры вокруг того же закона о репродуктивных правах, когда предлагали внести в него слово «сексуальные права». Тогда возник вопрос с переводом на кыргызский язык. Споры эти продолжаются как самый большой показатель и индикатор того, что в принципе ни общество, ни государство в целом сегодня вообще не определились ни со стандартами, ни с подходами, связанными с образованием подростков в области их сексуального и репродуктивного здоровья. Наверно, потому и возникают все остальные проблемы.

К примеру, возьмем наши ответы на вопросы подростков. Сразу подчеркиваю, что это были не наши вопросы. Многие сокрушаются, это как же так авторы задали такие вопросы, что их даже читать стыдно. Мы сохранили вопросы, которые озвучили и написали сами молодые люди и ни в коем случае не были придуманы взрослыми авторами. Таким было условие проекта. Свои вопросы задавали 6 тысяч молодых людей практически из всех 7 регионов, т.е. из Таласа, Нарына, Каракола, Оша, Баткена, из Чуйской области, Бишкека.

Собирать вопросы нам помогали разные организации. Мы проводили фокус-группы, и ребятам было предложено задать тот вопрос, на который, к сожалению, невозможно получить ответ в семье или в школе. Я понимаю, что часть молодых людей, возможно, задавала провокационные вопросы в пику к тому подходу, который используют взрослые по отношению к сексуальной жизни молодежи и т.д. Понятное дело, откуда появились такие вопросы типа «Как сделать так, чтобы девушка привыкла к сексу?». Но это те вопросы, которые скомбинировали сразу несколько задач, и поэтому из 6 тысяч вопросов было выбрано по 25-30 в каждый буклет по тематике. Получилось, что выбрали наиболее яркие, интересные вопросы, которые отвечали запросам сразу нескольких молодых людей. Это были реальные люди, реальные подростки, которые задавали реальные вопросы.

Если говорить об ответах, они и у авторской группы вызывали споры. Ну, к примеру, вопрос «Может ли быть сразу несколько сексуальных партнеров у человека?» Ответ очень четко обозначает некие задачи. Там сразу написано, что с точки зрения физиологии человек может иметь несколько сексуальных партнеров. Мы пытались четко выверять предложения для того, чтобы быть правдивыми.

Это еще одна задача, которая стояла перед нами, ответить честно и постараться заставить задуматься того, кто читает этот ответ. С точки зрения физиологии мы не соврали, ведь, это, действительно, так, что у человека может быть несколько сексуальных партнеров. Но дальше идет ссылка, что иметь их несколько или вообще не иметь это твое решение, и здесь мы тоже не врем и не пытаемся морализировать «спроси у папы», «пусть тебе мама позволит или расскажет». Мы же понимаем, что тогда есть опасность увести молодых людей в дебри морализации и демагогии, и подросток не пойдет спрашивать у папы с мамой!

Мы также пытались донести до читателя, что любое решение, которое принимает сегодня подросток в нашем обществе, это его личное решение, даже если оно спровоцировано влиянием папы, мамы, религиозного лидера, гуру или еще кого-то, всё равно это его решение. Окончательные действия, которые он производит в этой жизни по отношению к своему здоровью, это только его действия, если только речь не идет о сексуальном насилии и принуждении.

Поэтому, когда наши оппоненты говорят, что мы делаем скрытую пропаганду сексуальных отношений, это, по меньшей мере, смешно, потому что любой из нас, если это не касается насилия, в отношении своей сексуальной жизни, действительно, принимает решения самостоятельно, в каком бы возрасте мы не находились.

Но опять же, может, эти разговоры и рановаты для нашего общества. Может, мы еще не привыкли к тому, что несем ответственность за собственное здоровье. Нам всегда хочется, чтобы за нас отвечали папа, мама, потом во взрослой жизни доктор, чтобы он был виноват в тех решениях, которые мы принимаем. Например, за инфекции, передающиеся половым путем должен отвечать доктор, за потерю девственности религиозный лидер. Понятное дело, что каждый из нас должен сам нести эту ответственность.

В нашей стране и в обществе, по-моему, сейчас налицо все пороки, какие только есть в мире, поэтому, думаю, об этом актуально сегодня говорить.

Возвращаясь к нескольким сексуальным партнерам, мы сразу можем вытащить тот самый аргумент многоженства, за который ратуют некоторые депутаты. А что многоженство не есть факт множественного сексуального партнерства у одного мужчины с несколькими женщинами? Зачем самому себе врать и врать своему ребенку, что это не может быть?!

- Лучшего пиара к 10-летию со дня выхода этих брошюр, наверно и не придумаешь. Скандальная слава, тоже слава.

- Мы получали много положительных отзывов. И самое удивительное для меня было то, что эти отзывы были от родителей. Это были просто звонки или отзывы во время визитов в наши клиники.

Я согласна, конечно же, что нужна коррекция подходов. Мы можем так договориться до того, что Ги де Мопассан нам тоже не нужен. Или, что Айтматов в «Джамиле» явно пропагандировал неподчинение женщины мужу и т.п. Мы можем договориться до очень странных вещей, ведь чаще всего сама литература и сам информационный материал лишь повод к тому, чтобы этот начать этот воспитательный процесс и поговорить. Вот таким образом господа от религии решили начать этот разговор с обществом, т.е. клеймить всех, выжечь буклеты, а потом, возможно, и вообще замолчать.

Да, мы предложили иногда вызывающие вопросы. Да, ответы на них порой были очень откровенными. Но зато тот же родитель, учитель, врач, те же друзья рядом с подростком, они уже могут начать эту дискуссию и коррекцию восприятия этих вещей.

Мы не ставили цель, чтобы наши буклеты претендовали на какую-то там литературную ценность. Но это всё-таки ответы специалистов и экспертов, которые знают, как начинать разговор, и которые сталкиваются с этим ежедневно и понимают, какую информацию нужно дать подростку в первую очередь.

Мы уже имеем печальный опыт запрета учебного пособия для учителей по ЗОЖ. Прошло уже немало лет после той пресс-конференции, на которой истерично и варварски разрывали книгу в клочья на глазах у зрителей.

- Не видите ли Вы в сегодняшней ситуации еще один шаг назад в деле полового воспитания наших детей?

- В философии развития общества есть понятие цикличности и спиралевидного развития, оно присуще и нам. Возможно, в следующие 10-12 лет мы снова вернемся к этому вопросу.

Если говорить о запрещенном учебнике по ЗОЖ, то он ведь прошел заключение Кыргызской академии образования, получил одобрение министерства образования, но тем не менее не был спасен экспертами. Наши оппоненты сегодня просто прикрываются заключением академии, мол, нам не принесли эти буклеты и не показали.

Иногда просто не хочется спорить с теми, кто постоянно твердит «черное, черное, черное», при этом не разбираясь в данном конкретном вопросе. У нас сейчас происходит подмена понятий. Очень многим людям хочется верить в сильную власть, в идеологию, которую продвигает эта власть, в защиту и принципиальность того общества, в котором мы живем. Но, когда мы видим, что это невозможно, тогда мы начинаем искать другие ценности. Чаще всего такой ценностью становится религия, которая может подменить какие-то вещи, может пообещать что-то и где-то. И ты идешь к этим ценностям, потому что хоть что-то тебя должно ориентировать. По сути, контролируемая сексуальность – это контролируемая свобода. Всё начинается с контроля над сексуальностью. Обратите внимание, как начинал Гитлер, какие идеи он продвигал, - идеи чистоты нации, голубоглазых блондиноИ как это продвигалось на уровне фертильности, репродуктивной функции женщин и т.д. В истории мы уже видели, к чему это привело. Периодически такие идеи взращиваются.

Поскольку у нас нет великих имперских замашек, тогда нам надо подправить это некой национальной самостийностью. Например, господин Каныбек Осмоналиев, председатель Комитета ЖК КР по образованию, науке, культуре и спорту, на заседании 12 октября вообще сказал фразу, которая меня сильно удивила: «Мы веками жили, как кочевой народ, выжили, размножались, и без этой информации нам было хорошо. Так зачем же она нам сейчас нужна?!» Налицо отсутствие исторического анализа, анализа среды, общества, ситуации в этом обществе. Такие заявления могут делать люди, далекие от науки. Сплошнейший популизм.

Среда вокруг нас настолько изменилась. Сегодня мы говорим об измененном качестве воздуха, которым дышим, о совершенно ином информационном поле, о новых инфекциях, которых раньше не было, и от которых мы пытаемся защититься. В конце концов, наш кочевой народ ездит сегодня на «Мерседесах», а не на лошадях, и у нас совершенно другой уровень жизни, комфорта и, следовательно, состояния здоровья, связанного с опорно-двигательным аппаратом, деятельностью мочеполовой системы и т.п.. Эта среда нас меняет. Она меняет наше физическое состояние, здоровье, сознание. И мы должны реагировать на эти вызовы среды.

Сейчас я могу точно сказать, что оптимизма мне придаёт сознание того, что мы можем и должны это знать, и никто не может нам этого запретить. Моя дочь сейчас учится в третьем классе, ей 8 лет. То, о чем она знает сейчас, я узнала только в 30, но это не травмирует её, потому что в силу своего возраста она воспринимает это очень органично, потому что я знаю, как это подать.

- Так, для какого всё-таки возраста предназначены Ваши брошюры?

- Этот вопрос связан с этическими и идеологическими аспектами. Наши девочки начинают менструировать и в 9, и в 13, и в 15 лет. С детьми можно начинать разговаривать и в 4, и в 5 лет. Мы же обходим в этих разговорах, к примеру, наименование половых органов. Мы говорим ребенку: «Чисти зубки, умой глазки, почисти палочкой ушки...» Но нам очень сложно говорить о половой гигиене. Мы даже не знаем, как нам половые органы правильнее назвать. Как привлечь ребенка к этой гигиене, как научить, как дать ему навыки? Ведь уже к 5 годам у ребенка должно быть понятие личного пространства, личной зубной щетки и полотенца, белья, своей постели. Мы, к сожалению, и это не всегда выполняем. «А почему у меня должно быть мое белье?» Как на этот вопрос ответит мама? Потому что должно, надо и всё. Для любопытного детского ума это простая неясная отговорка. Все эти вещи завязаны на сексуальности. Кого мы можем пустить в свое пространство? Наверно, маму. А вот того дядю, который идет к тебе с конфетой, ты можешь пустить в свое пространство, позволишь ты ему себя обнять или нет?

Это вопросы безопасности, реакции, адекватности на те или иные действия других людей, своих близких. Все они лежат в основе таких понятий, как любовь мамы и папы. Или еще один вопрос «А мама так же любит меня, как папу, или нет?» Все они идут в сравнительном ряде у ребенка и, если ему дают адекватную информацию, и он может это различать, ему гораздо легче ориентироваться потом. Если же ему эти ориентиры не дают, ему гораздо сложнее сопротивляться. Он не может сообщить, например, о насилии над собой только потому, что он в этих ценностных ориентирах не разбирается. Он не может сказать, что кто-то посягает на его независимость. Он или она не могут сказать «нет» небезопасному сексу, потому что их не научили это говорить, им не дали этот навык. Сколько таких ситуаций, когда девочка говорит, что он предложил и сказал, что женится на мне, и я пошла. Это так называемые браки по залету, хотя она ведь очень четко могла сказать ему «нет», сориентировать его на это, сохраняя уважение и свою любовь к нему. Но её ни кто не научил этому. Безусловно, всё это ложится в основу полового воспитания. Есть еще очень много глубинных вещей, без которых просто невозможно обойтись в современном мире.

Елена Баялинова, специально для «Регион.kg»



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir