rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Политика

Депутатов избавили от партий

B460DB5B-E277-4B7C-922D-8B9ADC48E6E2 mw800 s

Парламентарии в Кыргызстане обрели законное право не входить в состав фракций.

Нет партий - нет фракций

Накануне Алмазбек Атамбаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О статусе депутата Жогорку Кенеша КР», который предусматривает право депутата при несовпадении политических взглядов остаться свободным депутатом и не входить в состав фракции. Также введена норма, согласно которой депутаты, игнорирующие мнение своих однопартийцев, вправе объединиться, как внутри фракции, так и благополучно ее покинуть.

Обсуждение законопроекта хотя и вызвало бурно обсуждение среди «слуг народа», но в итоге привело к голосованию за его принятие. Учитывая, что прецеденты парламентской «неверности» фракциям уже были. Начало положила фракция «Ар-Намыс», часть которой отреклась от Феликса Кулова, став «фан-клубом» коалиции большинства. Затем та же участь постигла «Ата-Журт» и «Ата-Мекен».

Ряд депутатов охарактеризовали этот закон, как еще один логический шаг к досрочному прекращению полномочий Жогорку Кенеша.

«Приняв закон, мы узаконим нарушение Конституции, а это только усилит тенденции разделения в парламенте, что в свою очередь приведет к роспуску», - полагает депутат от «Ар-Намыс» Айнура Алтыбаева.

В то же время, представитель СДПК Дамира Ниязалиева считает, что депутат должен быть свободен в своем политическом выборе.

« Почему мы должны ограничивать право депутатов, вышедших из партии или фракции, примыкать к оппозиции или коалиции? У него это право должно быть. Он может сдать свой мандат, только написав заявление по собственному желанию», - убеждена народная избранница.

Однако в любом случае раскол фракций еще раз продемонстрировал, что действующая система партийного формирования власти оставляет желать лучшего. Наспех внедряя парламентскую модель правления, ее идеологи не учли, что партии, как институты власти находятся в республике еще в зачаточном состоянии.

Еще предвыборная парламентская кампания показала, что созданные под выборы «картонные» политические конструкции, стали мгновенно менять местами кандидатов из партийных списков.

Основная проблема заключается в том, что партийное строительство в стране базируется не на идеологических принципах, а в виде корпоративного объединения родственников, земляков, знакомых и спонсоров, которые, исходя из своих личных интересов, группируются вокруг вождя. Поэтому маловразумительное функционирование партийной системы страны все чаще демонстрирует, что члены партий и народ имеют разные цели и задачи.

Вместо коалиции – ОПГ?

Впрочем, и до принятия закона в парламентских фракциях существовали скрытые группировки, которые торговались за свою долю в распределении кресел в комитетах Жогорку Кенеша и министерских портфелей. Теперь этот процесс наверняка получит более активный импульс, который выразится в открытых депутатских политических торгах.

Вполне возможно, что нардепов начнут теперь «скупать» по принципу футбольных или хоккейных звезд. Однако имидж и роль лидеров парламентских фракций становится еще более незавидной. Ведь у депутата появляется еще больше поводов, чтобы на законных основаниях послать руководителя фракции на всем известные буквы.

В то же время, сторонники законодательной поправки считают, что теперь у фракций коалиции появляется больше поводов для политических маневров. Они могут без развала коалиционного большинства проводить перестановки внутри своей конструкции и вербовать новых сторонников из числа оппозиционных фракций.

В результате, вместо коалиции, Жогорку Кенеш может получить объединенную парламентскую группу, где будет всего один политический лидер, а остальные руководители фракций будут выполнять примитивную роль статистов.

Для действующего парламента, который все больше демонстрирует неспособность принимать необходимые и эффективные для страны решения, возможно создание депутатских групп даст возможность для некоей передышки. Учитывая, что многие эксперты прогнозируют, что новых коалиций уже может и не быть, как и самого парламента.

«Безусловно, перетягивание депутатов в отдельные группы решает сиюминутные задачи фракций большинства. Но этот тактический маневр наносит серьезной ущерб партийно-парламентскому строительству в Кыргызстане в целом, дробя политическое поле страны на мелкие группировки, которые не имеют никакого отношения к партиям», - считает политолог Марс Сариев.

А на избирателя наплевать

Крайними в новом переформатировании парламента в любом случае остаются интересы избирателей.

Мнение электората в процессах развала фракций и создании неких депутатских групп абсолютно не учитывается. Хотя граждане страны голосовали не за непредсказуемые шараханья и смену политических ориентаций у нардепов, а за конкретные партийные бренды.

Депутаты еще раз продемонстрировали, что избиратели со своими и без того скромными правами, им абсолютно до лампочки, поскольку данная законодательная инициатива элементарно не прошла общественные слушания. И разрабатывалась без участия гражданского общества.

С созданием депутатских групп, обратная связь у «слуг народа» с населением становится еще более неопределенной. Так как реально достучаться до внимания нардепов, теперь будет также сложно, как добраться до высокой горной вершины. В отличие от партий, депутатские группы вряд ли кинутся создавать общественные приемные и будут тратить на это благое дело личные средства.

Загадочным стал для общественности статус беспартийного «депутата-отшельника», и кого он в данном случае представляет теперь в Жогорку Кенеше. Может быть, логичнее вернуться к одномандатной или смешанной системе формирования главной законодательной ветви власти, раз попытка создать эффективный парламент по партийному принципу, потерпела очередное фиаско.

Игорь Шестаков,

политический обозреватель



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir