Политика
19.09.2012
Отставки правительства не должны вызывать вопросов
Работа правительства и Жогорку Кенеша остается одной из основных тем СМИ. По мнению политолога Асели Доолоткельдиевой, деятельность этих ветвей власти не должна вызывать в обществе элементарного непонимания.
«Регион.kg»: Вы сейчас часть времени проводите в парламентской Англии, в связи с этим, как вы оцениваете нашу нынешнюю политическую систему?
- Международными опытами парламентаризма интересуемся не только мы, политологи и юристы, но и кыргызские политики. В недавнем выступлении в программе «Ынгайсыз суроолор», один из наших парламентариев ссылался на многократные развалы коалиций и кабинетов министров в Италии, сделав тем самым неудачную попытку успокоить общество. Да, нашему, как и другому обществу, нужно свыкнуться, что многие процессы происходят намного быстрее и более непредсказуемо, чем раньше.
Но разница между Италией и Кыргызстаном состоит в том, что в этой европейской стране уход в отставку правительства объясняется вполне объективными причинами, например, неэффективностью плана действий по выходу из кризиса. В Кыргызстане же отправление в отставку премьер-министра Омурбека Бабанова все-таки имело под собой персонально-политическую основу.
Именно несовпадение между реальными событиями и формальными объяснениями не позволяет сделать из развала правительства Бабанова банальное и рутинное явление, коим попытались представить три партии. Это несовпадение будоражит общество, которое пытается найти и выяснить более правдоподобные и реальные причины произошедшего.
В конечном итоге, изначально противоречивая постановка конфликта, когда Омурбек Бабанов выступил против истеблишмента, не придаст доверия ни новому правительству, ни новой парламентской коалиции, состоящей из СДПК, «Ата Мекена» и «Ар-Намыса». Поэтому они обречены на общественное подозрение и недоверие с самого начала их деятельности.
«Регион.kg»: К чему, все-таки, могут привести Кыргызстан политические игры в Жогорку Кенеше, связанные с развалом правительства и коалиции, учитывая мощный экономический кризис в стране?
- Долгое время политические конфликты в Кыргызстане преподносились в довольно примитивных рамках: борьба кланов, борьба между северными и южными элитами и т.д. Хотя были проведены исследования об элитах еще в акаевские времени, которые показывали, что большинство чиновников при «северном» Акаеве все же были «южане». Также и сегодня, непонятно, по каким критериям выбор на должность премьер-министра пал на Жанторо Сатыбалдиева. Основное объяснение, которое звучит среди наших экспертов и политиков, его принадлежность к южным кланам и лояльность президенту.
Действительно, с одной стороны, существует реальная и серьезная проблема политических коммуникаций между Ошом и Бишкеком, судя по «всенародной» версии, для решения этих межрегиональных проблем и был призван в кресло премьера Сатыбалдиев. Однако если это так, то возникает закономерный вопрос: насколько фигура Жанторо Сатыбалдиева способна воссоединить и нормализовать отношения между двумя столицами? Но в то же время, насколько оправданно ставить экономический коллапс в противовес гипотетическому примирению с мэром города Ош Мелисом Мырзакматовым?
Необходимо понимать, что политический конфликт с Мырзакматовым давно вышел за рамки клановости и региональности. Это современный конфликт, основанный на поиске признания, удовлетворения политического эго и сохранения своего доминирующего положения. Если верить вышеупомянутой версии, то новое правительство планирует решить эту современную задачу путем старых региональных перестановок.
Не исключено, что Жанторо Сатыбалдиева назначили по совершенно иной причине, но официально ее не озвучили. Однако при парламентской форме правления необходимо давать обществу вразумительные объяснения, по таким ключевым моментам, как смена правительства и развал коалиции. Этого элементарно требуют новые правила игры. Ведь общество выбирает Жогорку Кенеш и делегирует ему право на формирование правительства парламентариям.
Именно новые правила игры дают обществу право сегодня требовать законные и вразумительные объяснения происходящих ключевых политических событий. И, собственно, от способности политической системы быть подотчетной перед обществом, во многом зависит уровень социальных протестов и риски переворотов.