rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Политика

Мыктыбек Абдылдаев: Без верховенства закона реформы невозможны

IMG Абдылдаев М.

 

Регион.kg» продолжает дискуссию, посвященную реформе МВД. Свою оценку предстоящим преобразованиям в системе органов внутренних дел дает председатель парламентского комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностью, депутат от фракции «Ата-Журт» Мыктыбек Абдылдаев, который долгое время занимал ключевые посты в правоохранительных структурах республики.

- Все двадцать лет независимости республики идет речь о том, что нужна реформа МВД. Серьезная концепция была подготовлена в 1998 году, но, к сожалению, она не была реализована, в связи с тем, что через год произошли баткенские события, и основное внимание руководства страны было привлечено к деятельности других силовых структур.

Начиная с 2005 года, Кыргызстан получал большие средства на системные преобразования по линии ОБСЕ, работа в этом направлении велась достаточно неплохо. Однако законченного варианта реформ так и не было достигнуто.

О реформе правоохранительных органов шла речь в начале текущего года, на первом заседании Совета обороны страны, где президентом было дано соответствующее поручение правительству в отношении МВД. Свои варианты концепций подготовили представители гражданского общества и депутаты парламента, в итоге было разработано 3 или 4 проекта реформ.

Однако проблема заключается в том, что все эти проекты по преобразованиям в МВД пока не объединены в единый документ, каждая сторона настаивает именно на своем реформаторском видении. Также непонятно, какая ветвь власти готова взять на себя всю ответственность за данную реформу. Инициатива сейчас в этом вопросе принадлежит кабмину, но, вероятнее всего, до парламентских каникул согласованный проект реформ не будет вынесен на обсуждение Жокорку Кенешем и все будет перенесено на осень. Но в сентябре в депутатском корпусе могут опять возникнуть вопросы по деятельности самого правительства, и в результате вновь все может быть отложено на неопределенный срок.

Но просто так разбрасываться реформаторскими идеями мы не должны. Ведь как только происходит смена высокопоставленного чиновника, тут же заходит речь о необходимости реформ. А может быть руководителям и государства и ведомств стоит просто начать совершенствовать свою работу. Иначе значение реформ будет опущено до самого низкого уровня.

Еще одна серьезная проблема заключается в том, что сегодня в Кыргызстане нет авторитета закона. Хотя и парламентом законы принимаются, и президент указы издает, но их исполнение оставляют желать лучшего. Без верховенства закона и четко работающей судебной системой осуществлять реформы бессмысленно.

«Регион.kg»: Сегодня предлагаются варианты реформирования МВД по образцам ряда европейских стран. Есть сторонники и грузинской модели выстраивания работы органов внутренних дел. На ваш взгляд, какой путь для Кыргызстана наиболее приемлем?

- Я считаю, что активно предлагаемый в качестве модели грузинский опыт реформ является для Кыргызстана нецелесообразным.

К примеру, территория нынешней Грузии - это примерно 50 тысяч квадратных километров и она практически равна Иссык-Кульской области. При этом бюджет Грузии составляет примерно 5 миллиардов евро, наш - 2 миллиарда долларов. Такие финансовые ресурсы позволяют грузинскому руководству содержать 30 тысяч сотрудников правоохранительных органов, которым не составляет труда полностью контролировать такую небольшую территорию. Глава МВД Грузии, вообще, может по несколько раз в день объезжать всю страну на автомобиле и лично инспектировать ситуацию в каждом районе.

Что касается территории Кыргызстана, то у нас могут разместиться все республики Закавказья и Прибалтийские страны. В отличие от Грузии, наш госбюджет независим на все 100 процентов от внешней помощи западных государств, которые по-своему пытаются моделировать и форматировать эту страну.

Да, мы отстаем от той же Грузии по материально-техническому обеспечению МВД. Но эта страна опять же не самостоятельно решает данную проблему, а за счет зарубежных займов по линии МФВ, Всемирного банка и других международных финансовых институтов. Но легко представить, что произойдет с грузинскими реформами, если прекратится выдача зарубежных кредитов.

Наша страна сегодня выживает самостоятельно, решая основные социально-экономические вопросы в основном за счет собственных ресурсах. Учитывая все эти важные факторы, возникает вопрос: почему Кыргызстан не может опираться на собственный опыт. Почему мы должны идти именно грузинским путем?

Я уверен, что по наличию профессиональных кадров в системе правоохранительных органов мы от своих коллег по бывшему СССР не отстали. К тому же, в Грузии одним махом были уволены более 10 тысяч сотрудников различных силовых структур. Вы представляете, к каким общественно-политическим и социальным последствиям это может привести в Кыргызстане. Мы не можем с Финполом уже полгода разобраться, а там было уволено всего около 400 сотрудников.

Да, сегодня многие наши чиновники говорят о необходимости внедрения грузинского опыта, и постоянно в эту страну ездят парламентские делегации. Но я однозначно считаю, что пусть грузинский опыт реализуется в самой Грузии. Кыргызстан должен идти своим путем, и положительный опыт у нашей страны то же есть. Мы должны в первую очередь полагаться и рассчитывать на собственные силы, а не на некое «грузинское чудо». Что действительно нам нужно, так это прекратить порочную практику увольнять из системы правоохранительных органов профессионалов. Нужно больше брать на работу молодые перспективные кадры. Если будут у наших правоохранительных органов необходимые бюджетные средства, то и их работа станет эффективней.

«Регион.kg»: А если проблема в том, что средства, которые выделяются правоохранительными органами, не всегда используются эффективно? Об этом не раз заявляли представители гражданского общества, которые требуют, чтобы бюджетное финансирование силовиков было более прозрачным.

- Если говорить объективно, то фактически все силовые структуры не получают финансирования на закупку современных технических средств и укрепления своей материальной базы. Это касается и МВД, ГКНБ и Министерства обороны. Если бы не поддержка ОБСЕ, то и экипировка сотрудников милиции была бы еще с советских времен.

Наши вооруженные силы тоже не укомплектованы новейшими образцами оружия. Посмотрите, как вооружают и оснащают свои силовые структуры Россия и Казахстан, причем за собственные средства. Многие проблемы правоохранительных органов Кыргызстана упираются именно в отсутствие полноценного финансирования. И никакие реформы мы не сможем реализовать, пока они не будут подкреплены материально. Иначе это все будут только декларации.

Для проведения реальных и эффективных реформ в Кыргызстане должна быть сильная власть и соответствующая государственная идеология.



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir