rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Экономика

Госбюджет.kg: нет прозрачности и предсказуемости

Предложеный проект госбюджет страны на текущей год вызывает в экспертном сообществе не мало вопросов. Свою точку зрения на этот актуальный для страны вопрос изложил в ходе состоявщихся парламентских слушаниях эксперт Азамат Акелеев.

О дефиците

Прежде всего хочу с этой трибуны внести ясность в вопросе с бюджетным дефицитом. На слушаниях проекта бюджета 2011 года основной претензией к госбюджету был огромный дефицит бюджета - порядка 22 миллиардов сомов. К концу года господин премьер министр заявил о профиците в 3 миллиарда сомов. Так вот - это был не профицит, а кассовые остатки на счетах госорганов, или неистраченные средства, что скорее говорит о плохом менеждменте при планировании и исполнении бюджета, а также об общей непредсказуемости и спонтанности процессов. При таком менеждменте к сожалению мы не можем быть уверены в прозрачности и должном контроле в распределении государственных денег.

В проекте бюджета 2012 года Минфин назвал, неизвестно по какой причине, дефицит отрицательным финансовым балансом, что согласно всем научным словарям - является ничем иным как дефицитом бюджета. Уточненный дефицит бюджета на 2011 год составил 17% от ВВП и был покрыт за счет выпуска государственных цб, международных кредитов и увеличения налоговых и таможенных сборов. В этом году вновь планируется 16 миллиардный дефицит бюджета, хотя уважаемый министр финансов Акылбек Жапаров говорил о бездефицитном бюджете. По внешним источникам финансирования, сумма порядка 4,4 млрд сомов согласно справке получается что данные средства находятся под риском непоступления в случае невыполнения условий матрицы реформ. Таким образом исполнение существенной части бюджета находятся под риском и в прямой зависимости от успешности реформ, а также от доброй воли доноров.

Хочу отметить что вновь ожидается покрытие за счет внешней помощи, и наша внешняя помощь на 2012 и последующие годы будет приобретать все более и более кабальные условия. Например на следующий год доля кредитов в общей массе внешнего покрытия вырастет до 70%, а выплаты основных сумм внешних кредитов придутся уже на 2015 год. Увеличивается доля двухсторонних кредитов, которые всегда идут с определенными условиями, по сравнению с многосторонними кредитами.

Вызывает много вопросов планируемый объем ВВП в 319 миллиардов сомов. МВФ дает более скромную цифру в 278 миллиардов сомов. В январе и феврале наш ВВП показал падение на 12.5% из-за проблем на руднике Кумтор, который является флагманом нашей экономики. В тоже время планируется рост налоговых поступлений от Кумтор почти на 87%. Планируется дальнейший спад отрасли торговли из-за Таможенного союза. Поэтому планируемый годовой темп роста ВВП в 7.5% может быть сорван.

В 2012 году предполагается увеличение налоговых доходов на 32%, хотя ВВП у нас вырастет всего на 7.5%. Похоже что правительство планирует наступление на теневой сектор и планируется рост штрафов и санкций на 80% по сравнению с 2011 годом. Но как мы знаем, зачастую подобные кампании оказываются охотой на ведьм и лишь повышают уровень коррупции.

Проблемы, поднятые на слушаниях 2011 года сохраняют актуальность и в бюджете 2012

Общий рост госрасходов - в этом году мы наблюдаем вновь увеличение с 37% до 38%. Общая доля государственных расходов по сравнению с 2009 годом выросла почти на 40% и остается на уровне 40% от ВВП. Госапарат после апрельской революции вырос в своих размерах, и продолжает висеть тяжким бременем на экономике страны. Теперь становится известно о намерениях государства создать еще несколько государственных институтов - Госбанка развития, Государственной ипотечной компании и т.д. В первых, у нашего государства нет средств чтобы создавать такие инструменты, во-вторых такие организации имеют тендецию превращаться в частные лавочки или неэффективные затратные шараги.

Продолжаем наблюдать присутствие таких статей как "прочие услуги" в размере 20% от общих государственных расходов. Это слишком большая сумма чтобы помещать ее в столь непрозрачную статью. Кроме этого есть даже прочие расходы в прочих расходах в размере 2 млрд сомов!

Доходы от приватизации - планировалось привлечение порядка 4 млрд сомов, однако государственных активов было реализовано всего лишь на около 1.7 млрд сомов. В этом году приватизация не заложена совсем, вместо этого предполагается рост дивидендов на 90%, а также появилась новая статья "Прибыль государственных предприятий" в размере 522 миллиона сомов, что предположительно является доходом от Мегакома.

В прошлом году мы поднимали вопрос о сельхозкредитах и целесообразности выделения 1 миллиарда сомов. Как показала практика, лишь 40% денег было освоено. Сельское хозяйство продолжает оставаться в ступоре, потому что проблемы сельского хозяйства не в недостатке финансирования, а в проведении земельной реформы, инвестициах в ветеринарию и лаборатории, повышении экспортных возможностей фермеров.

Соответствие бюджета программам правительства

Основная задача бюджетного процесса состоит в поддержке программы правительства. Те кардинальные меры заявленные Правительством Омурбека Бабанова в программе "100 дней" являются необходимостью для получения быстрых результатов в ближайшее время.

Однако что мы видим в проекте бюджета 2012 года:

1. Объем спесредств или доходов от оказания услуг госорганами остались практически на прежнем уровне, а общее количество госорганов получающих спецсредства увеличилось с 110 до 115. В то же время в программе 100 дней говорится о снижении количества госуслуг с 20 тыс (!) до 384.

2. Объем спецсредств заграничных представительств которые в основном зарабатывают на выдаче виз снижен всего на 15%. В то же время в программе "100 дней" говорится о введении безвизового режима со странами с доходами выше 7000 долларов.

3. В программе 100 дней говорится неоднократно об усилении потенциала местных органов власти. Проект бюджета также предусматривает большую долю налогов в местные бюджеты. Однако на деле оказывается что доходы местных бюджетов вырастут лишь на 10% с 20 млрд в 11 году до 22 млрд в 12. В масштабах страны это получится мизерная сумма роста доходов местных бюджетов.

4. Предполагается также перевести финансирование базовой части пенсий за счет республиканского бюджета и ежегодно увеличивать эту долю на 20%. Если такое движение в конечном итоге приведет к ликвидации Соцфонда, консолидации внебюджетных средст и пенсионной реформе, то это положительная тенденция. Однако сегодня отчисления в Соцфонд продолжают оставаться тяжелым бременем для компаний и экономики страны, а сам Соцфонд, который управляет колоссальными средствами и активами - непрозрачной, закрытой системой.

Рекомендации

Граждане старны до сих пор не имеют доступа к полноценному, сравнительному отчету по исполнению бюджета. Вывешиваемая Минфином информация непригодна для анализа и сравнения. Необходмо внедрить и регулярно обновлять, я еще лучше автоматизировать форму "План/Факт/Отклонения" для сравнения принятого и исполняемого бюджета. А также ужесточить наказание чиновников нарушающих бюджетную дисциплину. Сегодня абсолютно неизменилась организационная культура высших чиновников министерства финансов. Общение и взаимодействие с гражданами, общественностью сводится лишь к отпискам и формальным поверхностным мерам. Необходимо осознавать что без кардинальных реформ именно в сфере управления государственных финансов и изменения подходов и культуры чиновника, внедрение активного подхода к прозрачности и подотчетности, всегда будет присутствовать недоверие граждан и низкая легитимность власти.

ОНС Минфина вносил многократные рекомендации по автоматизации, прозрачности, кадровым вопросам, нарушениям в местных органах финансового управления. Однако, мы до сих пор не видим серьезных реформ. Мне представляется, что одними выговорами нельзя решить эти давние, застарелые проблемы.

Предложения:

1. Министерство финансов КР должно публиковать содержание проекта Закона «О республиканском бюджете КР на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы», в частности данные по силовому и оборонному комплексу;

2. Разработать и принят бюджетный кодекс, который бы установил жесткие органичения по изменениям в принятый бюджет, а также установил новые стандарты планирования и формирования бюджета.

3. Внедрить и осуществить в 2012 программное бюджетирование в пилотных министерствах.

4. Еще более увеличить нормативы отчислений в местные бюджеты, как минимум до 50%го увеличение абсолютной суммы поступлений МСУ.

5. Внедрить Единый казначейский счет, 100% автоматизировать все платежи казначейства и предоставить доступ общественности к информации онлайн.

6. Министерство финансов КР должно внедрить и регулярно обновлять, я еще лучше автоматизировать форму "План/Факт/Отклонения" для сравнения принятого и исполняемого бюджета;

7. Пересмотреть расходную часть бюджета с учётом проведения реформ сокращения госаппарата и сокращения списка предоставляемых государством услуг;

8. Отказаться от планирования роста поступлений от штрафов, санкций и конфискаций;

9. Масимально сократить объемы бюджетного дефицита за счет сокращения расходов;

10. Использовать термин «дефицит» вместо «отрицательного финансового баланса»;

11. Ограничить статью расходов «Прочие» до 1%, и по отчетному периоду раскрыть их сущность;

12. Остановить тенденцию создания новых государственных предприятий стимулирующих новые расходы;

13. Внедрить измеримые критерии оценки эффективности для министра финансов, такие как «исполнение бюджета в %» и «прозрачность бюджетного процесса».



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir