rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

pobeda75

pobeda75 2

Политика

Новый Узбекистан - новая модель внешней политики

flag-ruz

Новая концепция внешней политики должна наполнить международное сотрудничество Узбекистана новым конкретным содержанием

В конце прошлого года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем послании парламенту определил дальнейшие цели и поставил важнейшие задачи, направленные на обеспечение последовательного повышения уровня благополучия и благосостояния населения страны.

Одно из центральных мест в выступлении главы государства заняли вопросы проведения эффективной внешней политики, способной обеспечить необходимые условия для реализации масштабной программы реформирования и модернизации всех сфер жизнедеятельности общества и государства.

Шавкат Мирзиёев указал на необходимость совершенствования внешнеполитической стратегии республики и принятия обновленной концепции деятельности в этой сфере. При том особо подчеркнута важность обеспечения последовательности, проводимой Узбекистаном открытой, проактивной и конструктивной внешней политики.

Востребованность концептуализации внешнеполитической деятельности обусловлена высокой динамикой трансформации Узбекистана, переходом к новому этапу формирования демократического правового государства с развитой рыночной экономикой. Можно без преувеличения сказать, что в стране закладывается фундамент новой эпохи Ренессанса, требующей качественно новых подходов во внешней политике.

В этих условиях принятие указанной Концепции внешнеполитической деятельности призвано ускорить последовательное формирование благоприятной внешней среды для устойчивого внутреннего развития страны, эффективного продвижения национальных интересов на международной арене и поступательного повышения конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке.

В связи с этим сегодня первоочередными задачами являются консолидация и мобилизация всех внутренних и внешних ресурсов для безусловного достижения национальных целей развития.

В целом системный анализ базовых принципов и характерных черт современной внешнеполитической стратегии Узбекистана демонстрирует глубокую продуманность проводимой внешней политики, которая сегодня могла бы служить в качестве образцовой модели для многих стран, особенно в условиях, когда международные отношения переживают кризис доверия, дефицит диалога и взаимовыгодного сотрудничества.

Характерной чертой современной внешней политики Узбекистана является прагматизм в выстраивании взаимоотношений со всеми традиционными партнерами, а также странами ближнего и дальнего зарубежья.

Достижение этих целей невозможно без сопровождения запущенных масштабных внутренних реформ соответствующей региональной стратегией, налаживания тесных отношений с ближайшими соседями, координации планов в рамках международных организаций, таких как ООН, ШОС, СНГ, Тюркский совет, ВТО, ЕАЭС, ЕББР, и других структур.

Словом, внешнеполитические интересы Узбекистана основываются прежде всего на приоритетах внутреннего развития, что фактически означает очевидный сдвиг в сторону экономизации международного сотрудничества страны, усиление экономического прагматизма во внешних связях.

Благодаря активному использованию такого подхода значительно возросла эффективность работы по привлечению иностранных инвестиций и новых технологий, расширению туристского потока, а также увеличению экспорта национальной продукции на мировые рынки.

В частности, одним из драйверов экономического роста в последние годы был резкий рост инвестиционной активности. За прошедшие 4 года среднегодовые темпы роста инвестиций составляли 22 процента. Общий объем привлеченных иностранных инвестиций достиг 26,6 млрд долларов, в том числе прямых - 17,5 млрд. Для сравнения: такой объем инвестиций был привлечен в экономику страны за 2007-2017 годы.

В целом общий объем инвестиций за последние 4 года вырос более чем в 2,1 раза, в том числе иностранных инвестиций - в 2,7 раза. Доля инвестиций в ВВП по итогам 2019 года впервые превысила 38 процентов, что создает прочную базу для обеспечения экономического роста на предстоящие годы.

В то же время ВВП Узбекистана по итогам 2019 года вырос на 5,6 процента. Вопреки возникшим сложным условиям, связанным с последствиями пандемии, эксперты Всемирного банка предсказывают рост ВВП страны в 2021 году на 4,8 процента, что является одним из наилучших показателей среди развивающихся государств.

При этом внешнеторговый оборот Узбеки­стана растет значительно быстрее ВВП и в 2019 году увеличился на 26,2 процента, составив 42,2 млрд долларов. В то время как всего лишь за 9 месяцев 2020 года, несмотря на пандемию, внешняя торговля страны достигла 27,5 млрд долларов.

Новый импульс получили также планы Узбекистана по усилению роли в формировании международных транспортных коридоров и совместной реализации с зарубежными партнерами других инфраструктурных проектов.

Так, широкая вовлеченность Узбекистана в реализацию трансафганского коридора и присоединение к различным международным транспортным коридорам (Север–Юг, Транскаспийский коридор, Китай–Кыргыз­стан–Узбекистан) создают благоприятные предпосылки не только для выхода страны из состояния транспортной замкнутости, но и повышения ее значимости в качестве транспортно-транзитного хаба и обеспечения доступа к перспективным рынкам.

Реализация этих планов также будет способствовать усилению роли республики в процессе оформления новой транспортной карты мира и укрепления ее позиций в формирующейся современной модели глобальных цепочек поставок.

Во-вторых, Узбекистан сегодня неизменно продвигает принцип многосторонности во внешнеполитической деятельности страны, выступая за развитие созидательных процессов глобализации, налаживание взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества, основанного на диалоге, взаимном доверии и уважении интересов друг друга.

Это диктует трансграничный характер современных вызовов и угроз. Среди них актуальными остаются эпидемиологический кризис и его социально-экономические последствия, терроризм, трансграничная преступность, продовольственный кризис, борьба с нищетой и проблема глобальных климатических изменений, которым можно противостоять только совместными усилиями.

Осознавая это, Узбекистан сегодня проявляет активность в формировании не только региональной, но и глобальной повестки, выстраивании коллективных механизмов противостояния различным вызовам и угрозам, непосредственно влияющим на безопасность, процветание и устойчивое развитие международного сообщества.

В-третьих, страна делает ставку на проактивность во внешней политике и дистанцируется от роли пассивного наблюдателя за происходящими процессами в регионе и мире.

Подтверждением этому служит тот факт, что к настоящему времени Узбекистан стал членом более 100 различных международных организаций и участником более 200 международных многосторонних договоров. В данном контексте особое внимание обращает на себя активизация страны в рамках ШОС, принятие председательства в СНГ и вступление в качестве постоянного члена в Тюркский совет. Об активизации внешнеполитической деятельности Узбекистана также говорит растущая инициативность страны на данных площадках, взаимовыгодный характер выдвинутых предложений и их направленность на решение задач, отвечающих коллективным интересам.

В частности, в 2017-2020 годах узбекской стороной на саммитах ШОС выдвинуто более 30 инициатив, а за указанный период в рамках СНГ инициировано 36 предложений. За последние годы интенсивную динамику приобрело участие Узбекистана и в рамках ООН. Знаменательным событием в этом плане стало избрание страны впервые в своей истории членом Совета ООН по правам человека. Одновременно республика начала активный диалог по вступлению во Всемирную торговую организацию с целью обретения своего достойного места в мировой системе торговли, соответствующего нашим ресурсно-экономическим возможностям и человеческому потенциалу.

Еще одним примечательным событием в этом плане считается получение Узбекистаном статуса наблюдателя в ЕАЭС, что открывает для страны новые возможности в достижении целей поступательного экономического развития. Кроме того, завершаются переговоры по Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, которое будет способствовать созданию более благоприятных условий для взаимной торговли и смягчения внешнеторгового режима.

В-четвертых, важной отличительной чертой нововведенной стратегии считается открытость, можно сказать, демократизация внешнеполитической деятельности. Диалог с народом, который объявлен ключевым принципом деятельности органов государственной власти и управления, в последние годы превратился и в открытый диалог с внешним миром.

При этом значительно возросла роль общественности при формировании внешнеполитической повестки, расширяется круг субъектов, вовлеченных в ее реализацию. В частности, растет активность парламентской и народной дипломатии.

Парламентарии, а в их лице народ, сегодня определяют вектор и ориентиры внешней политики, берут на себя роль активных проводников внешнеполитических приоритетов и выразителей интересов страны на международной арене. Подтверждением открытости внешней политики также становится расширение круга политически чувствительных тем, обсуждаемых и совместно решаемых с зарубежными партнерами. Так, в стране возобновлено сотрудничество с международными правозащитными организациями, разблокирован доступ к различным иностранным новостным ресурсам.

В-пятых, еще один значимый принцип – конструктивизм. В Узбекистане убеждены, что конфронтационное отстаивание национальных интересов во внешних делах, особенно с соседями, не даст ожидаемого долгосрочного эффекта.

Важен поиск разумных компромиссов и взаимоприемлемого баланса интересов при решении острых вопросов двустороннего и многостороннего взаимодействия. При этом любой спорный вопрос должен быть предметом обсуждений, а не препятствием к политическому диалогу. В основе такого подхода лежат другие принципы внешней политики нашей страны. Это миролюбие и добрососедство, которые отражают особенности менталитета народов, проживающих в Узбекистане.

Практическое воплощение вышеуказанных принципов за короткий период времени привело к урегулированию накопившихся в Центральной Азии проблем, которые многие годы считались системными раздражителями, сдерживающими развитие регионального сотрудничества.

Нашли свое решение вопросы водопользования, делимитации и демаркации государственных границ между Узбекистаном и соседними странами, использования транспортных коммуникаций и пересечения границ. В том числе благодаря такому подходу Узбекистан значительно активизировал свое участие в миростроительстве в Афганистане, содействует укреплению международного и регионального консенсуса по вопросам достижения долгосрочного и устойчивого мира в соседней стране. При этом усилия Узбекистана на афганской арене не ограничиваются только целями недопущения появления новых очагов напряженности или обеспечения безопасности в регионе. Приоритетными остаются практическое содействие в переводе Афганистана на рельсы социально-экономического восстановления и обеспечении его интеграции в систему регио­нальной взаимосвязанности. Данному вопросу президент Узбекистана уделил отдельное внимание в своем послании, подчеркнув усиление работы по созданию трансафганского коридора. Это показывает долгосрочную приверженность страны целям содействия восстановлению мирной экономики Афганистана и обеспечения ее интеграции в международные торгово-экономические связи.

В результате кардинально меняется политический климат в Центральной Азии. Если раньше регион рассматривался как пороховая бочка или клубок труднопреодолимых разногласий, то сегодня превращается в пространство стабильности, добрососедства и мира.

Еще одним свидетельством изменения подходов и повышения международного внимания к региону послужил пересмотр своих стратегий в отношении Центральной Азии со стороны ведущих мировых государств. Так, новые стратегии в отношении региона уже представили США, ЕС и Индия, ключевое место Центральной Азии выделяется в китайской глобальной инициативе «Один пояс, один путь» и российском проекте «Большое евразийское партнерство». Узбекистан неизменно выступает за сопряжение всех этих стратегий для превращения региона в пространство взаимовыгодного сотрудничества, а не в зону соперничества.

Самое главное, благодаря использованию такого подхода значительно укреп­ляется авторитет Узбекистана на мировой арене, растет его международная субъектность. Страна утвердила себя в качестве регионального актора, способного оказывать стабилизирующий эффект на происходящие процессы в регионе. Вопросам выведения на новый уровень межрегионального сотрудничества в президент уделил особое внимание, заявив о планах проведения третьей Консультативной встречи глав центральноазиатских государств.

В-шестых, еще один принцип, который стал преобладать в реформированной под руководством главы нашего государства внешней политике, - гуманизация внешнеполитической деятельности.

Это видно на примере возросшей заботы государства об интересах граждан Узбекистана за рубежом, в том числе посредством оказания соотечественникам государственных услуг и привлечения к реализации социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов.

В частности, еще в 2018 году президент Узбекистана подписал постановление о совершенствовании государственной политики по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом. А в этом году реализован ряд практических мер для оперативного решения проблем граждан Узбекистана, находящихся за границей. Так, в период пандемии обеспечено возвращение в страну более 500 тысяч трудовых мигрантов. Помощь различного характера предоставлена около 100 тысячам соотечественников, оказавшихся за пределами страны в трудном положении. Продолжаются гуманитарные мероприятия по возвращению граждан, в основном женщин и детей, которые волею судеб оказались в зоне вооруженных конфликтов. В этом контексте особого внимания заслуживает инициатива президента о создании фонда «Ватандошлар», что станет еще одним весомым шагом в поддержке наших граждан, находящихся за рубежом, и укреплении диалога с ними. Гуманизация внешней политики Узбекистана также проявляется в расширении географии оказываемой страной гуманитарной помощи.

Утверждение Концепции внешнеполитической деятельности в новой редакции является объективной необходимостью и призвано заложить прочную основу для проведения эффективной внешней политики, направленной на обеспечение дальнейшего динамичного роста Узбекистана в постпандемичных реалиях.

Акрамжон Неъматов, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана

Азизжон Каримов, ведущий научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir