rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

pobeda75

pobeda75 2

Общество

Кого в Кыргызстане не убил коронавирус, добьет экоцид

smog-nad-bishkekom

Бишкек снова занял первое место в антирейтинге городов по качеству воздуха и загрязнению атмосферы

Мэрия «в позе страуса»

Согласно данным World Air Quality загрязнение воздуха в столице Кыргызстана в разы превышает допустимые нормы, что создает опасность и может повлечь серьезные последствия для здоровья и жизни людей. Основным загрязнителем бишкекского воздуха являются микроскопические твердые частицы группы PM2.5 – к ним относятся смесь частиц пыли, золы, сажи, а также сульфатов и нитратов, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе.

На 5 января средний уровень AQI (air quality index – международный индекс качества воздуха) составил 415 таких частиц на кубический метр, тогда как нормой считается показатель 0-50, 101-150 – нездоровый уровень для чувствительных групп, 250 и выше – опасный уровень.

По оценкам экспертов, это связано не только с низким качеством бензина, которым пользуются автомобилисты, но и с работой городской ТЭЦ, а также с тем, что население отапливает жилища «грязным» углем и бытовыми отходами – синтетическими тряпками, автомобильными покрышками, пластиковыми бутылками и т.д., которые выделяют при сгорании те самые опасные вещества. Немаловажной причиной экологи называют застройку Бишкека многоэтажными зданиями, которая ведется «хаотично и бездумно – без соблюдения экологических норм», что нарушает продуваемость города.

Уже несколько лет в холодный период, т.е. практически с октября по март, смог плотно окутывает столицу, превращая город в подобие газовой камеры, где качество воздуха стабильно опасное, т.к. уровень его загрязненности фактически не снижается до окончания отопительного сезона.

Нынешней зимой температура воздуха практически не достигает плюсовой отметки, стоят холода, что негативно отражается на качестве воздуха. Местами концентрация PM2.5 превышает 780 единиц на кубический метр, что в 15 раз выше допустимой нормы.

В этой связи активисты и независимые экологи призвали ввести в столице режим чрезвычайной ситуации.

В ответ на инициативу и.о. мэра Бишкека Балбак Тулобаев заявил, что «на ситуацию нужно смотреть реально». По его словам, сейчас нет возможности ввести ЧС и избавиться от смога.

- Я не могу закрыть ТЭЦ и попросить жителей новостроек не отапливать дома углем - они замерзнут, - отметил он.

И.О. градоначальника заявил о том, что причиной загрязнения воздуха в столице является некачественный уголь, подчеркнув, что для улучшения экологической ситуации необходимо запретить ввозить в Бишкек уголь с Кара-Кече, но для этого нужно перевести на газовое отопление жилмассивы, школы Бишкека, а также ТЭЦ.

Балбак Тулобаев сообщил, что деньги на переоборудование отопительных систем городских школ имеются, подчеркнув, что вопрос газификации столицы уже обсуждается с руководством ОсОО «Газпром Кыргызстан».

Кроме того, и.о. мэра намерен перевести на газ не только муниципальный общественный транспорт, но и рекомендовать переходить на этот вид топлива всем владельцам автотранспортных средств.

«С помощью таких мер в следующем году мы сможем остановить смог, но сейчас это нереально», - сказал Балбак Тулобаев.

Проверкой бишкекской ТЭЦ в связи с загрязнением воздуха намерен заняться руководитель Финполиции КР Сыймык Жапыкеев. По его словам, недозревший уголь с Кара-Кече не подходит для использования на теплоэлектроцентрали, в связи с чем он пообещал, что все, кто одобрил реконструкцию и принял ее в эксплуатацию понесут ответственность.

В свою очередь председатель Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР Динара Кутманова сообщила, что дала поручение посчитать выбросы от ТЭЦ, чтобы сравнить их с показателями до реконструкции.

При этом она подтвердила наблюдения горожан, что после реконструкции теплоэлектроцентрали количество вредных выбросов увеличилось, что связано с переходом на местный уголь.

«Кара-кечинский уголь по качеству хуже, поэтому и загрязняющих веществ больше. Сейчас нужно выяснить, выполнимо ли технологически снижение массы выбросов», — заявила Кутманова.

Шанс жить без смога

Между тем, независимые экологи уверены, что улучшить ситуацию можно уже сейчас.

Так, эколог, член-корреспондент Международной академии экологической безопасности и природопользования Сергей Криворучко предлагает чиновникам предпринять ряд мер, которые, по его мнению, помогут улучшить качество воздуха в столице еще до окончания отопительного сезона.

- Мэрии следует внимательно изучить свои полномочия и инициировать введение в городе режима чрезвычайной ситуации в связи с возникшей прямой угрозой здоровью горожан, и угрожающей нарушению нормальной жизнедеятельности города. Режим ЧС позволит мэрии принимать важные решения в ускоренном порядке, ограничивать угрожающие здоровью виды экономической деятельности (транспорт), получать финансирование из защищённых бюджетных статей, обращаться за грантовой помощью и использовать другие правовые инструменты, - отметил эксперт в интервью «Регион.kg».

В качестве рекомендации он предлагает решить на уровне правительства вопрос по снижению стоимости моторного газа для потребителей на 30-40 процентов, а также запретить всем таксопаркам эксплуатировать такси на бензине и дизтопливе.

-В городе должны работать только такси на газобензиновом оборудовании, гибриды, использующие бензин и электротягу, а также электромобили любого года выпуска. Также необходимо запретить пассажирским автотранспортным предприятиям эксплуатацию в черте города дизельных автобусов. Они должны быть заменены на транспорт такого же класса, работающий на газе. Для ускоренного финансирования первого и второго пунктов провести экстренные встречи с «Газпромом», «Роснефтью», казахским «Синойл» и другими крупными поставщиками моторного газа с целью срочного софинансирования (субсидирования) мероприятий по переводу пассажирского транспорта на моторный газ в размере до 80 процентов от стоимости ГБО. С этой же целью обратиться к местным олигархам. В качестве вознаграждения можно назвать именем такого мецената улицу или переулок города, или наградить медалью, - продолжил Сергей Криворучко.

Он также считает необходимым поддержать общественность и не принимать сырой требующий доработки и приведения в соответствие с действующим законодательством План детальной планировки города.

- ПДП, как документ, относящийся к градостроительной документации, законной процедуры ОВОС не проходил, следовательно, юридической силы не имеет. На время доработки ПДП приостановить выдачу разрешений на строительство новых многоэтажек в городе. Заморозить оформление земельных участков под такое строительство и подключение новых объектов к коммунальным сетям. Инициировать пересмотр Правил землепользования и застройки, привести его в соответствие с действующим законодательством. Внести в ПЗЗ особые требования к землепользованию и застройке в черте города с учётом сложившейся чрезвычайной экологической ситуации в городе, - отметил собеседник «Регион.kg».

Дал он рекомендации и по частному сектору.

- Совместно с «Газпром-Кыргызстан» в срочном порядке пересмотреть программу газификации КР в части перевода на природный газ новостроек, окружающих город. Пересмотреть стоимость газа для потребителей в сторону её снижения не менее чем на 30-40 процентов для отопления в зимний период, - озвучил свое мнение эколог.

Есть у него и проектное решение, позволяющее утилизировать отходы без образования новых отходов и вырабатывать дешёвую электрическую энергию, которой можно заменить угольные печи в частном секторе, электрифицировать работу бань и других объектов, использующих для отопления и ГВС уголь и топочный мазут, включая локальные котельные.

Сергей Криворучко объяснил, как и почему происходит концентрация опасных частиц в воздухе Бишкека.

- В спокойную холодную погоду город попадает в газовую ловушку. В городах температура воздуха и без того выше температуры воздуха за городом. Застройка частным сектором практически окружает город со всех сторон. Тёплый воздух, подогретый печными трубами, формирует своеобразный термоколодец, внутрь которого свежий воздух проникает слабо, и не проникает совсем, если сверху давит холодным воздухом климатическая инверсия. Весь этот газовый бульон поднимается вверх, охлаждается, реагирует с внешней средой и выпадет саже-пылевыми осадками на головы горожан. Мониторинговыми программами, станциями, планами и прочими бумажными мероприятиями проблему уже не решить. Нужны кардинальные меры, - добавил собеседник «Регион.kg».

Рекомендации, как защититься от вредного воздействия загрязненной атмосферы, опубликованы на сайте IQAir.

- закройте окна, чтобы избежать загрязнения наружным воздухом;

- носите маску;

- сократите физические нагрузки на открытом воздухе;

- используйте очиститель воздуха.

Аида Мамбетова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir