rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Политика

Проект новой Конституции общественность пока не заценила

konstiutsiya

Депутаты Жогорку Кенеша инициировали и вынесли на общественное обсуждение законопроект о проведении 10 января 2021 года, т.е. в день президентских выборов, референдума по принятию новой Конституции. Проект Основного Закона также представлен на рассмотрение общественности.

Авторы проекта новой Конституции предлагают внедрить институт народного курултая, который при этом будет подконтролен президенту, полномочия которого планируется значительно расширить. При этом предлагается минимизировать полномочия премьер-министра и правительства, сократить на четверть количество депутатов ЖК КР, а также их полномочия.

В новой редакции Основного Закона предлагается образовать Конституционный суд, к полномочиям которого дополнительно отнести рассмотрение и дачу официального толкования Конституции по запросу президента, Жогорку Кенеша и Верховного суда, разрешение споров между ветвями государственной власти, а также дачу заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента.

Новеллами могут стать уточнение и перекомпановка по направлениям прав и свобод граждан, введение цензуры в СМИ и многое другое.

Авторы так торопились написать документ, что допустили кучу ляпов. Так, например, кыргызская и русская версии проекта не соответствуют друг другу. В варианте на госязыке в статье 57 говорится, что «один и тот же человек не может быть избран президентом дважды», на официальном языке та же статья гласит, что «одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков».

На официальном сайте ЖК КР, где проект новой редакции Основного Закона представлен на общественное обсуждение, сообщается, что его инициаторами выступили 80 парламентариев, однако, позднее некоторые из них заявили, что не подписывались под данной инициативой.

Стоит отметить, что предлагаемые поправки в Конституцию вызвали большой общественный резонанс. Большинство политических и гражданских сил высказали категоричное неодобрение в адрес проекта, как с точки зрения легитимности депутатов шестого созыва ЖК КР инициировать референдум, так и касательно предлагаемых нововведений.

По мнению политолога Игоря Шестакова, предложенный на рассмотрение проект можно рассматривать, как пособие по проведению госпереворотов и революций, но не как реальный законодательный акт по укреплению президентской власти.

«Краткий вывод из данного проекта таков: оставить можно лишь аппарат президента, тогда как исполнительную власть, включая институт премьер-министра можно вообще ликвидировать, учитывая, что правительство фактически не имеет никакой самостоятельности. Ликвидировать тогда стоит и Жогорку Кенеш, потому что все решения все равно принимает президент. В чем смысл избирать парламент по предложенному проекту Конституции, затрачивать бюджетные средства на их содержание, когда они не будут иметь никаких полномочий? Непонятна и роль народного курултая, который также не наделен независимостью. С одной стороны, Конституция как бы наделяет его ролью судьи над властью, с другой стороны, если президент не захочет, чтобы они собирались, они не соберутся. Я не вижу, в чем его смысл, как и того, в каком месте в этой редакции Основного Закона находится народовластие», подчеркнул эксперт.

По его словам, Кыргызстану необходима конституционная реформа, но в результате страна должна получить ответственную и компетентную власть.

Нелегитимной инициативу депутатов назвал Комитет гражданского контроля, который призвал политические и гражданские силы объединиться и не допустить принятия проекта Конституции, который «разработан, чтобы лишить народ Кыргызстана свободы и демократических завоеваний».

«Жогорку Кенеш с истекшим сроком полномочий и не обладающий народным доверием, не имеет ни моральных, ни политических, ни правовых полномочий для изменения государственного строя. Между тем, 80 депутатов шестого созыва инициировали конституционный переворот. Этот созыв сам себе продлил полномочия, когда народ в результате массовых протестов добился отмены итогов голосования от 4 октября 2020 года. Во время парламентских выборов эти же самые партии намеревались захватить подавляющее большинство мандатов в Жогорку Кенеше путем беспрецедентного давления, угроз, принуждения и подкупа. Теперь эти же силы намерены лишить народ Кыргызстана свободы, установить авторитарный строй и отбросить страну в средневековые условия. Призываем воздержаться от участия в усовершенствовании незаконного и антинародного документа, это является ловушкой», - говорится в распространенном комитетом заявлении.

С заявлением о том, что принятие проекта новой Конституции в предлагаемом варианте создаст угрозу будущему Кыргызстана, выступили члены общественного движения «Өзгөрүш» («Перемена»).

«Общественное движение «Өзгөрүш» выступает против принятия проекта Конституции, который был представлен общественности 17 ноября. Его принятие в таком виде поставит под угрозу будущее Кыргызской Республики, проект нуждается в существенных изменениях и дополнениях.

Шестой созыв, чей срок полномочий истёк 28 октября, не имел ни юридического, ни морального, ни политического права выступать с такой инициативой.

Мы обеспокоены тем, что в соответствии с предложенным проектом Конституции, президент сосредоточит в своих руках неограниченную власть. В частности, он будет обладать единоличным правом формировать правительство, назначать и принимать отставку министров, председателей государственных комитетов, акимов, а также, инициировать законопроекты, единолично отменять нормативно-правовые акты правительства и от своего имени издавать указы.

«Өзгөрүш» с сожалением отмечает, что новый проект Конституции преследует только одну цель - усилить полномочия Президента. Важно помнить, что эта дорога привела к событиям 24 марта 2005 года, 7 апреля 2010 года и 6 октября 2020 года. Мы считаем, что должны быть сохранены принципы сдержек и противовесов между ветвями власти, что будет гарантировать эффективное государственное управление, а также, права и свободы человека.

Мы считаем, что будущее Кыргызской Республики тесно связано с парламентско-президентской системой правления. Президент КР должен избираться сроком на 6 лет, один и тот же человек не должен избираться дважды. Есть опасение, что в случае принятия проекта новой Конституции в нынешнем варианте, президент страны превратится в вечного хана или «дракона», - говорится в заявлении общественного объединения.

В свою очередь руководитель пресс-службы президента Нургазы Анаркулов заявил, что сегодня общественности представлен только проект, и после обсуждения в него будут внесены изменения с учетом всех мнений общественности и экспертов.

Нуристан Байбеков



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir