rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Интеграция

Авторынок КР - конечная остановка?

rastamojka-avto

Конец прошлого года в Кыргызстане отмечен «автомобильным бумом». Пока действовали таможенные льготы, в республику массово завозили машины из стран, не входящих в ЕАЭС. По данным Государственной таможенной службы, за 2019 год в Кыргызстан импортировано 28 326 автомобилей, что примерно в 4 раза больше, чем за 2018-й, и в 32 раза больше, чем за 2017-й

Новоприбывшие машины пополнили и без того обширный автопарк Кыргызстана. Как сообщает Государственная регистрационная служба КР, сегодня в маленькой республике насчитывается почти 1,4 миллиона транспортных средств. И хотя действующие до 1 января 2020 года льготы распространялись на ввоз машин только для личного пользования, многие кыргызстанцы, пользуясь налоговой лазейкой, привозили их на продажу.

- Авторынок страны перенасыщен. Завезенных в 2019 году автомобилей нам хватит на год-полтора, - сообщает «Регион.kg» исполнительный директор компании-представителя нескольких мировых автоконцернов в Кыргызстане Адилет Итикеев. - По закону, экспортировать завезенные машины в третьи страны мы уже не можем. Значит, все они будут продаваться и покупаться внутри Кыргызстана.

А вот за сколько будут «уходить» автомобили, пока вопрос. Из-за ажиотажа цены на кыргызском авторынке подскочили еще в октябре-ноябре прошлого года и до сих пор держатся на высоком уровне. Например, 15-летняя Honda Fit продается сегодня за 4,5-5 тысяч долларов. Правда, после Нового года желающих приобретать неоправданно дорогие подержанные машины поубавилось. В итоге продавцы и их гипотетические клиенты заняли выжидательную позицию. Первые не хотят упустить свою выгоду, а вторые не желают переплачивать.

- Стоимость будет диктовать рынок. Если спрос будет, то цены останутся высокими. Спроса не будет – цены упадут, - комментирует ситуацию Итикеев.

Эксперты не исключают, что кыргызстанские автодельцы могут «прогореть». Так было 3 года назад, когда завезенную массу автомобилей бизнесмены сбывали по «себестоимости» и даже с потерей вложенных средств. Но эксперт по торговле Мирсулжан Намазалиев полагает, что любой бизнесмен сам «несет ответственность за свои риски».

- Я не вижу проблем в количестве импортированных машин. Предприниматели хорошо взвешивают риски и возможные выгоды. Если они не смогут выгодно продать авто, то позже отдадут их дешевле, чтобы вернуть вложенные деньги, - поясняет Намазалиев.

Президент Ассоциации таможенных брокеров КР Иван Гелетюк, в свою очередь, считает, что автомобили на местном рынке будут только расти в цене.

- Это связано с неминуемым снижением импорта машин, - сообщает эксперт «Регион.kg». - Кыргызстан приравняли к остальным странам ЕАЭС, и теперь ввозить автотранспорт для личного пользования из третьих стран очень дорого. Это ударит по кошелькам наших граждан.

Впрочем, кыргызстанцам ничего не мешает привозить машины из России, Казахстана и Беларуси. Причем речь идет не только о поддержанных автомобилях, но и о абсолютно новых, с гарантией.

- В ЕАЭС несколько десятков заводов, которые производят машины любого класса. И потребители Кыргызстана ничего не потеряли бы, если бы покупали те же BMW отечественного производства, - уверен председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян.

Если сравнивать стоимость железных «старушек» из Японии, США и ОАЭ и новых машин российской сборки, то разница выходит небольшой. Например, «масловая» LADA Granta в Кыргызстане стоит от 7 тысяч долларов, что сопоставимо по цене с 10-летней Honda Fit.

Однако местные автолюбители в массе своей не особо доверяют росавтопрому. И даже иномарки российской сборки вызывают у них большие сомнения. Также не стоит забывать про статусность машины, которая зачастую и определяет выбор кыргызстанцев.

- Наши люди привыкли ездить на машинах премиум-сегмента, но платить за них несколько десятков тысяч долларов не могут. Поэтому они покупают не автомобиль с конвейера, а 10-летний транспорт более высокого статуса, но за ту же цену, - добавляет Адилет Итикеев. - Конечно, нам как официальным дилерам новых автомобилей от мировых брендов, в том числе LADA, хотелось бы государственной поддержки. Чтобы при покупке машины с конвейера, человек получал преимущества. Это могут быть какие-то льготы, специальные государственные кредиты для населения. А пока нет никакой поддержки, нам очень тяжело конкурировать с вторичным рынком.

Увы, автопарк Кыргызстана состоит из бывших в употреблении машин, которые дифференцируют, в первую очередь, по степени старости. В свете экологических проблем республики это тревожный фактор. По данным Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР, транспорт – самый активный источник загрязнения воздуха. На него приходится 75 процентов всех вредных выбросов.

Но сложившаяся ситуация и низкая платежеспособность населения пока не позволяют пересадить страну на новые и более экологичные автомобили. Более того, есть опасения, что Кыргызстан станет конечной станцией для «автохлама» со всего мира.

- Теперь возить машины из США, Европы и ОАЭ невыгодно. Значит, «серые» дилеры будут искать другие выходы. Думаю, они просто переориентируются на вторичный рынок России. Он для этого достаточно большой и интересный, - добавил исполнительный директор компании-автодилера Адилет Итикеев.

По мнению председателя ЕЭК Тиграна Саркисяна, «огромное количество старых машин на рынке Кыргызстана» в скором будущем перерастет в «фундаментальную проблему».

- Возникают пробки на дорогах и экологическая проблема. А через несколько лет надо будет решать вопрос утилизации автомобилей. Сегодня, сложилась целая индустрия спекулянтов, которые зарабатывают на этом огромные деньги. Но есть разумный предел, сколько машин нужно стране, - заключил армянский политик.

Кстати, в Армении, являющейся нашим союзником по ЕАЭС, ситуация схожая, но со своей спецификой. Здесь так же, как и в Кыргызстане, до конца 2019 года действовал льготный период по растаможке авто. В итоге, за прошлый год Армения, население которой едва превышает 3 миллиона человек, импортировала из третьих стран 189 тысяч автомобилей якобы для личного пользования.

Алена Табарина



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir