rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Конфликт в Ворухе: кому выгоден приграничный очаг напряженности?

22 июля в 17:20 на кыргызско-таджикском участке гоcграницы произошел очередной инцидент, закончившийся жертвами среди местных жителей. Согласно информации Государственной погранслужбы КР, причиной конфликта послужила установка флагштока жителями села Ворух (РТ) на въезде в село.

Об экономической ситуации Кыргызстана: крокодил не ловится, не растет кокос

Как ни прискорбно это отмечать, но экономика Кыргызстана находится в состоянии стагнации, причем стабильной вот уже почти полтора десятка лет.

Атамбаев-2019: из политика в уголовника

События, произошедшие 7 августа в селе Кой-Таш, породили множество мифов и еще раз подчеркнули ряд проблем. Остановимся на некоторых из них.

В центре внимания

Бактыбек Рысалиев: В Бишкеке нет экологической катастрофы

rysaliev

С тех пор, как посольство США опубликовало первые данные об уровне загрязнения воздуха в кыргызской столице, эта тема не сходит с повестки дня. Общественные организации систематически заявляют о кратном превышении содержания вредных веществ. Кабмин вместе со столичными чиновниками и гражданским сообществом собираются детально обсудить проблему загрязнения воздуха. А предприимчивые бизнесмены тем временем уже завезли в республику защитные маски с модными принтами. Что думают государственные экологи о загрязнении воздуха? Как решается эта проблема? На эти и другие вопросы в интервью «Регион.kg» ответил руководитель пресс-службы Госагентсва охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР Бактыбек Рысалиев.

«Регион.kg»: Как вы оцениваете экологическую ситуацию в городе?

- Ежегодно в атмосферу Бишкека выбрасывается 240 тысяч тонн загрязняющих веществ. Из них 180 тысяч тонн приходится на транспорт. Это самый главный источник загрязнения окружающей среды. Промышленные предприятия производят 10 процентов всех загрязняющих веществ. Кроме того, много вредных соединений попадают в воздух за счет отопления в жилмассивах.

Мы собираемся постепенно перевести частный сектор на газовое отопление. В этой связи идут переговоры с Газпромом. В жилмассивах Кара-Жыгач, Арча-Бешик, Ак-Орго, Ак-Ордо уже проведен газопровод.

Также мы хотим сократить количество микроавтобусов и увеличить число общественного транспорта большой вместимости, работающего на газе и электричестве. Этот вопрос решается вместе с мэрией, которая уже закупила 60 автобусов и 52 троллейбуса. Думаю, это даст свои результаты.

«Регион.kg»: Частный автопарк в Кыргызстане представлен в основном поддержанными машинами. Если будут завозить более современные автомобили, это поможет поддерживать экологическую обстановку на хорошем уровне?

- Конечно. Старые автомобили загрязняют воздух больше, чем новые. Но сегодня, когда не действует обязательный техосмотр, сложно контролировать уровень вредных выхлопов каждой машины. Поэтому мы хотим внести предложение о возвращении техосмотра.

«Регион.kg»: Есть мнение, что после модернизации ТЭЦ в 2017 году, вредных выбросов стало больше. Это так?

- Не только ТЭЦ загрязняет атмосферу Бишкека. Сейчас на теплоцентрали установлены фильтры, на которых и оседает часть вредных веществ. Согласно данным Госэкотехинспекции, которая мониторит ситуацию, количество вредных выбросов с ТЭЦ за последние несколько лет значительно уменьшилось. В 2015 году их объем составил 30 тысяч тонн, в 2016-м – 23 тысячи, в 2017-м – 20тысяч, в 2018 – 23 тысячи.

«Регион.kg»: Тема загрязнения воздуха активно муссируется с прошлого года. Как давно Госагенство делает замеры?

- Мы начали замерять уровень загрязненности воздуха в прошлом году. Сейчас еженедельно с помощью беспилотников мы мониторим оживленные участки Бишкека. Также на местах проводим замеры атмосферного воздуха по 10 компонентам: 3 видам твердых частиц и 7 газам.

Также, кроме нас, за ситуацией следят Государственная инспекция по экологической и технической безопасности и Кыргызгидромет. Мы должны сообща работать с этой проблемой. Кыргзызгидромета для замеров загрязнения воздуха по городу установил 7 современных постов. Объявлен тендер на закупку еще двух таких станций. Стоимость каждой 38 миллионов сомов. Это специализированное оборудование, показаниям которого можно доверять.

«Регион.kg»: Кстати, почему Госагентство не признает данные с измерительных аппаратов, установленных экологическим движением «МувГрин»?

- Потому что аппараты «МувГрин» – портативные. Они не аккредитованы и не состоят в реестре Кыргызстандарта. К тому же при минусовой температуре это оборудование дает сбои. Поэтому точность данных замеров вызывает сомнения.

Уровень загрязнения воздуха совсем не превышает нормы в 12 раз, как заявляли гражданские активисты. По факту, в отдельных районах показатели загрязненности выше нормы максимум в 2-2,5 раза. В целом же в настоящее время загрязненность воздуха в пределах нормы. Экстремально высокого загрязнения в Бишкеке не наблюдается.

«Регион.kg»: Уместно ли говорить об экологической катастрофе в Бишкеке?

- Я бы не назвал ситуацию катастрофичной или опасной. Здесь скорее опасно распространение недостоверных данных, которые будоражат людей. Поэтому мы призываем общественные организации и СМИ публиковать только проверенную информацию.

Недавно был объявлен тендер на закупку передвижной лаборатории. Использовать ее будут как раз для оперативной проверки заявлений гражданских активистов. Мобильная лаборатория будет выезжать на место и анализировать качество воздуха. А результаты исследований будут публиковаться, чтобы не допускать распространения ложных сведений и паники.

«Регион.kg»: По-вашему, кому выгодно распространять алармистские настроения?

- Это, в первую очередь, выгодно проектным организациям, которые работают за счет внешних грантов. Если они не будут муссировать проблему, они не получат финансирования. Смог в Бишкеке и при Союзе был, и 10, и 20 лет назад. Но так, как сегодня, этот вопрос не муссировался.

«Регион.kg»: Но в советские годы не было проблем с продуваемостью столицы. А сегодня неправильная уплотнительная застройка способствует застою грязного воздуха.

- Это отчасти так. Конечно, застройка и ухудшенная продуваемость влияют на качество воздуха. В этой связи правительство уже дало задание Госархстрою, и в последующем при даче разрешений на строительство будет учитываться вопрос продуваемости районов.

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir