rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Конфликт в Ворухе: кому выгоден приграничный очаг напряженности?

22 июля в 17:20 на кыргызско-таджикском участке гоcграницы произошел очередной инцидент, закончившийся жертвами среди местных жителей. Согласно информации Государственной погранслужбы КР, причиной конфликта послужила установка флагштока жителями села Ворух (РТ) на въезде в село.

Об экономической ситуации Кыргызстана: крокодил не ловится, не растет кокос

Как ни прискорбно это отмечать, но экономика Кыргызстана находится в состоянии стагнации, причем стабильной вот уже почти полтора десятка лет.

Атамбаев-2019: из политика в уголовника

События, произошедшие 7 августа в селе Кой-Таш, породили множество мифов и еще раз подчеркнули ряд проблем. Остановимся на некоторых из них.

Экономика

Власть должна ответить на вопрос – нужна ли стране горнодобывающая отрасль?

Для полноценного развития горнодобывающей отрасли Кыргызстана необходимы инвестиции в размере 4 – 5 миллиардов долларов. К такому выводу пришли эксперты в ходе прошедших парламентских слушаний по ситуации в горнорудной промышленности, которые были организованы при содействии национальных представительств ООН и Европейского союза. Между тем, прошедший форум продемонстрировал, что инвесторам приходится работать в стране в достаточно сложных условиях, на которые влияет не только общественно – политическая нестабильность, но и отсутствие должной поддержки со стороны законодательной и исполнительной власти.Как отметил в своем выступлении председатель Гильдии горнопромышленников КР Вячеслав Исаев, такой неконструктивный подход необходимо менять, если государство заинтересовано эффективно улучшать инвестиционный климат в стране.

 

- В течение последнего года наша организация постоянно направляла в правительство различные обращения и просьбы, но никакой реакции от кабинета министров так и не последовало, - заявил глава Гильдии. - Хотя у исполнительной власти имеется программа развития экономики страны, где горнодобывающей отрасли отводится роль локомотива развития национальной экономики. Но у правительства должен быть согласованный механизм ее реализации с горнодобывающими компаниями. Только в этом случае возможен позитивный результат. Но, к сожалению, в Кыргызстане, получив лицензию на разработку месторождения, инвестор оказывается зачастую один на один со своими проблемами, включая и отношения с местным населением в регионах. Правительство, выдавая лицензию, предлагает инвестору самому решать свои проблемы, но когда он начинает вести переговоры один на один без поддержки соответствующих органов власти, диалога не получается. А если этим переговорам и установлению нормальных контактов будут способствовать представители местной власти, то все будет нормально и без конфликтов.

Сейчас мы имеем ситуацию, при которой местное население ждет от инвесторов, что они сразу начнут решать все их ключевые социально – экономические проблемы. Во многом раскачивает ситуацию в отношении формирования у жителей негатива к горнодобывающим компаниям местная элита, которая преследует свои узкие интересы. По этой причине появляются и активно муссируются слухи о том, что, якобы, компании взялись разрабатывать месторождения исключительно ради наживы и нанесения тем самым вреда экологии. Однако никаких конкретных фактов и примеров не приводится. Зато мы получаем недоверие и неприязнь со стороны населения в регионах к горнодобывающим компаниям. Все эти ситуации мы хорошо видим на примере деятельности Кумтора и то, что сегодня происходит в Таласской области, где ряду компаний был нанесен серьезный ущерб. Поэтому наша Гильдия выступает за то, чтобы горнодобывающие компании осуществляли свою деятельность при тесном взаимодействии с правительством.

В качестве выхода из ситуации в парламенте и правительстве разрабатываются предложения о том, что необходимо ввести дополнительные налоги с инвесторов, чтобы эти средства направлялись на поддержку местных сообществ и развитие регионов. Но давайте вспомним советский опыт, когда в каждом крупном экономическом проекте был пункт о развитии социального сектора, где были предусмотрены пункты, связанные с развитием социальной инфраструктуры регионов, включая строительство жилья и дорог. Все эти меры в значительной степени улучшали условия жизни в регионах. А сейчас со стороны парламентских комитетов звучат предложения, чтобы инвесторы выплачивали при получении лицензий огромное количество налогов, включая оплату исторических затрат на разработку месторождения, а также 2 процента от доходов в Фонд местного самоуправления, 20 процентов доли государству и т.д. Если суммировать все эти обязательные платежи, то инвесторы просто откажутся от разработки месторождений.

В этой связи, необходимо, чтобы подобные законопроекты еще на стадии разработки обсуждались совместно с горнодобывающими компаниями, комитетами парламента и Министерством природных ресурсов.

Мы привыкли, что все проблемы горнодобывающих компаний в республике всегда решались в рамках Министерства природных ресурсов. Но в нынешнем году мы не видим, чтобы руководство этого ведомства уделяло должное внимание тем трудностям, с которыми сталкиваются инвесторы. Мы не видим, чтобы министерство выступало с законодательными инициативами. Это происходит по причине того, что многие опытные специалисты были в текущем году уволены из министерства. Поэтому вместо развития горнодобывающей отрасли путем привлечения компаний, сегодня в Кыргызстане массово аннулируются лицензии. В этих условиях судьба горнодобывающей отрасли зависит от политической воли депутатов парламента. Если эта стратегическая сфера экономики нужна нашему государству, тогда инвесторы должны четко знать, что их ждет в Кыргызстане.

Подготовил Игорь Ермаков



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir