rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Конфликт в Ворухе: кому выгоден приграничный очаг напряженности?

22 июля в 17:20 на кыргызско-таджикском участке гоcграницы произошел очередной инцидент, закончившийся жертвами среди местных жителей. Согласно информации Государственной погранслужбы КР, причиной конфликта послужила установка флагштока жителями села Ворух (РТ) на въезде в село.

Об экономической ситуации Кыргызстана: крокодил не ловится, не растет кокос

Как ни прискорбно это отмечать, но экономика Кыргызстана находится в состоянии стагнации, причем стабильной вот уже почти полтора десятка лет.

Атамбаев-2019: из политика в уголовника

События, произошедшие 7 августа в селе Кой-Таш, породили множество мифов и еще раз подчеркнули ряд проблем. Остановимся на некоторых из них.

Безопасность

Кибербезопасность государства и общества

kibersecuryty

В современных условиях развития общества и технологий нетрудно понять, что ценность информации и персональных данных неуклонно возрастает.

С развитием технологий появляется риск быть атакованным в киберпространстве. На данный момент, обеспечения кибербезопасности в Центральной Азии является важным аспектом для развития региона.

Киберпространство – это новый канал для создания и распространения всевозможной информации, оно стало новым двигателем роста экономики, новой платформой социального управления, новым способом международного сотрудничества, к тому же и совершенно новой областью государственного суверенитета. По этой причине, кибербезопасность общества все чаще стала рассматриваться как стратегическая проблема государства, комплексно затрагивающая все области человеческого существования.

Например, председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что в наши дни национальная безопасность невозможна без её кибербезопасности, а модернизация страны невозможна без её информатизации. Таким образом, с растущей ролью информации в международной арене возникает риск быть атакованным. На сегодняшний день, огромные деньги потраченные на оборону страны могут не оправдать себя, теоретически достаточно запустить программу, которая может нарушить работу всей оборонной системы государство. При наличии подобных рисков формирование собственного подхода к обеспечению кибербезопасности на сегодняшний день представляется необходимым для любого государства.

Перед возрастающей угрозой, которую киберпространство представляет для всего мира, все страны без исключения начали разрабатывать единую стратегию и единые стандарты для обеспечения кибербезопасности. Еще в 2002 году резолюцией A/RES/57/239 Генеральной Ассамблеи ООН были приняты 9 взаимодополняющих элементов для создания глобальной культуры кибербезопасности, которые включают в себя: осведомленность о необходимости безопасности информационных сетей; ответственность за безопасность информационных сетей; реагирование на инциденты, затрагивающие безопасность сетей; этику, то есть учитывание законных интересов других; демократию, чтобы безопасность обеспечивалась соответствуя ценностям демократического общества; оценку рисков, позволяющую выявить угрозы и факторы уязвимости; проектирование и внедрение средств обеспечения безопасности, рассматривая соображения о кибербезопасности в качестве важнейшего элемента всей системы; управление обеспечением безопасности, опираясь на динамичную оценку рисков; переоценку вопросов безопасности информационных систем и сетей и вносить надлежащие изменения.

Данная резолюция была первым международным документом, признающим возникающие угрозы киберпространства и необходимость в обеспечении кибербезопасности как имеющихся, так и планируемых создаваться систем. 2018- году в Давосе в Швейцарии на Всемирном экономическом форуме было объявлено, о создании Глобального центра кибербезопасности. Цель данного учреждения - обеспечение сотрудничества между правительствами, компаниями и специалистами правоохранительных органов.

Глобальный центр кибербезопасности уже получил поддержку британской телекоммуникационной компании BT Group, американской компании по разработке и исследованию беспроводных систем связи Qualcomm, российского Сбербанка, Интерпола, а также других известных компаний и правоохранительных организаций, что показывает растущий интерес к участию в проектах подобного рода не только представителей администраций стран, но и крупных организаций, в том числе международных, их заинтересованность в исследуемой проблеме, а также готовность к сотрудничеству.

Если говорить про Центральную Азию, то она еще далека от высокотехнологического общества. Тем не менее правительства Центральной Азии тоже сталкивались с кибератаками. По большой части эти атаки были связаны с финансовыми операциями. Местные, государственные и информационные сети не подвергались кибер атакам как в других странах мира. Хотя такие атаки остаются возможной угрозой. Центральная Азия также становится частью более широкого киберпространства, в котором два главных соседа - Россия и Китай - особенно известны своим высоким уровнем киберпреступности. В 2011 году более трети мировых киберпреступлений, причинивших ущерб на примерно 12,5 млрд. долларов, осуществлялись выходцами из русскоговорящего мира.

Говоря об институциональном аспекте обеспечения кибербезопасности в Китае, прежде всего стоит выделить такой фактор, как убеждения руководства страны относительно государственного суверенитета, которые, очевидно, напрямую влияют на уровень открытости и свободы интернета в КНР. Руководство Китая не относит ограниченность доступа в интернет как посягательства на права человека, напротив считает основой для построения стабильности в обществе. Основные усилия руководства Китая при построении системы национальной безопасности страны направлены на построение прочной военизированной системы. Практически все структуры КНР, занимающиеся вопросом кибербезопасности, работают под началом военных. Интеграцию гражданских и военных служб, основополагающую роль КПК, можно назвать спецификой китайской системы кибербезопасности.

Из всех стран Центральной Азии больше всего кибер атакам подвергается Казахстан. До недавнего времени крупные кибератаки были нацелены на правительственную структуру, чтобы получить финансовую информацию. Все эти атаки росли пропорционально с развитием цифровой индустрии. Одно из самых крупных кибератак в Казахстане произошло в 2011 году, когда сотни компьютеров в правительственной структуре Казахстана были заряжены вирусом. Тогда казахстанские чиновники заявили, что больше 500,000 компьютеров подверглись атакам.

Правительства стран Центральной Азии договорились о создании специализированных служб по борьбе с киберпреступностью. 2005 году Узбекистан присоединился к службе реагирование на компьютерные инциденты (CERT), международной системе безопасности в сфере информационных технологий.

Правительства стран Центральной Азии используют опыт России и Китая по вопросам контроля над интернетом, заимствуя методы Москвы и закупая контролирующее программное обеспечение из Пекина. Большинство местных специалистов по-прежнему имеют больше контактов в российском постсоветском пространстве, а также в Китае, учитывая связи ШОС, что четко указывает на политическое восприятие кибербезопасности. Влияние стран Запада в этой критической сфере области в значительной степени отсутствует.

В 2009 году Департамент США по национальной безопасности организовал тренинг по киберзащите (CDX) для стран Центральной Азии и Афганистана. Однако эти инициативы осуществляются слишком редко. Страны Центральной Азии не входят, например, в Центр НАТО по совершенствованию совместной кибернетической обороны, который мог бы помочь повысить квалификацию сотрудников Центральной Азии в сфере кибербезопасности в сфере соблюдения основных этических правил. Таким образом, глобальное сотрудничество между странами в области кибербезопасности, единые стандарты и единое мнение положительно скажется для всех.

Отабек Нигматов



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir