rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Интеграция

Национальный эгоизм вредит интеграции?

KS-22-jule

В Бишкеке обсудили проблемы национального и наднационального регулирования процессов евразийской интеграции.

Разногласия в подходах к общей экономике всегда будут иметь место, учитывая наличие национального экономического эгоизма и непримиримых национальных интересов, которые имеются у всех членов ЕАЭС. Этот факт в рамках дискуссии отметил советник премьер-министра КР Кубат Рахимов.

- Бюрократы пяти стран породили бюрократию более высокого уровня, но это неизбежно при создании таких союзов, как ЕАЭС, как неизбежна и некоторая непрозрачность деятельности органов управления союзом. Если все экспертные дискуссии и наработки Евразийской экономической комиссии, которые еще не дошли до практической реализации станут предметом обсуждения в СМИ, мы просто все разругаемся. Поэтому моменты здоровой бюрократии должны быть, - уверен эксперт.

В свою очередь атташе посольства РФ в КР Ренат Аглиуллин подчеркнул, что Евразийская экономическая комиссия– очень транспарентная структура, где каждая из сторон имеет право высказываться и выражать свое видение относительно тех или иных вопросов.

- Понятно, что в каких-то вопросах каждое государство хочет выкроить себе лакомый кусочек, поэтому и существует наднациональное регулирование, которое минимизирует возможности одного государства получить преференции в ущерб другим участникам. Поэтому в уставе ЕЭК говорится, что члены комиссии в процессе принятия решений должны исходить не из интересов государства, которое они представляют, а исходя из интересов интеграционного объединения, потому что в противном случае получится, как в басне про лебедя, рака и щуку, - отметил Ренат Аглиуллин.

Политолог Марат Казакпаев согласился, что ЕЭК решает много актуальных проблем.

- ЕАЭС убрал границы и это большой плюс для бизнеса. Наши кыргызские бизнесмены давно работают в России или Казахстане, они переводят туда свой бизнес, потому что там рынок большой, - отметил он, но обратил внимание, что минус ЕЭК заключается в том, что комиссия принимает много документов, многие из которых не работают.

По мнению эксперта по экономическим вопросам Нургуль Акимовой, ЕЭК прекрасно справляется со своими компетенциями, к которым, прежде всего, относятся полномочия координации.

- Правовая база ЕАЭС уже сформирована и гармонизирована, и теперь нам необходимо работать над ее практической реализацией. Задача ЕЭК – это согласование, и не их вина, если позиция какого-либо государства по тем или иным вопросам отсутствует, - отметила Нургуль Акимова.

Она обратила внимание, что сегодня ЕАЭС характеризуется тем, что существуют отдельные секторы, которые не заняты никем, притом, что другие секторы хотят занять все.

- То есть отсутствует распределение между странами. И это отдаляет нас от той благой мысли, которая заложена в ЕАЭС – преодоление глобальной конкуренции. Если на уровне ЕЭК утвердят какие-то концепции, где четко будет распределен труд, позиционирование каждого государства, то это исключит разного рода протекционистские меры, которые мы наблюдаем, например, со стороны Казахстана, - подчеркнула эксперт.

Она также отметила, что у Кыргызстана сейчас есть два кейса, которые необходимо решить. Первый связан с освоением инвестиций и грантов. По словам, Нургуль Акимовой, пока не решатся вопросы собственности, земельные вопросы и вопросы справедливого судопроизводства, Кыргызстан никогда не сможет массово осваивать те деньги, которые предлагают республике.

Позиционирование экономики эксперт назвала в качестве второй проблемы, требующей скорейшего решения.

- Сейчас, например, в Кыргызстане субсидируется сельское хозяйство и фермерство. Однако, эти субсидии изначально направлены только на сбивание каких-то текущих проблем, но не на эффективный труд, - добавила она.

А вот доктор экономических наук, профессор КРСУ Асылбек Аюпов подчеркнул, что не видит результативности наднациональных структур ЕАЭС.

- Проблемы между участниками союза, в том числе, при пересечении грузов на границе остаются, наши ожидания по привлечению инвестиций со стороны союзников и созданию совместных проектов также не оправдались, поэтому мне не понятно, чем занимается та же ЕЭК. По факту от интеграции выигрывают сильные страны, а маленькие – остаются в проигрыше, хотя по идее евразийского экономического союза такого не должно происходить, - отметил экономист.

Поддержал его мысль и политолог Алмаз Тажыбай, который заявил, что для Кыргызстана одной из главных причин вступления в ЕАЭС была угроза закрытия транспортного коридора со стороны Казахстана.

- Но, несмотря на членство наших государств в ЕАЭС, Казахстан периодически закрывает свои границы. И тот орган, который должен был решить данную проблему, оказался бессильным, - отметил он.

Однако, доктор экономических наук, профессор КЭУ Бактыгуль Токсобаева напомнила, что наднациональные органы регулируют и координируют лишь общие направления развития союза, а лоббировать интересы своей страны в процессе принятия тех или иных решений должны представители каждого из государств.

- В ЕАЭС Кыргызстан представлен уполномоченным министром и спецпредставителем, которые, учитывая стратегию союза, должны были примерять наднациональные механизмы к интересам нашей национальной экономики. Их задача – давать свои рекомендации и добиваться того, чтобы решение наднациональных вопросов соответствовало и нашим национальным интересам, но, как мы видим, этого взаимодействия пока нет. Также важно, на мой взгляд, доводить до населения, что сделано и что делается в рамках ЕАЭС, какие выгоды от интеграции получает население, какие перспективы союз открывает перед малым бизнесом, все должны понимать, что наднациональное даст нашему национальному, - отметила экономист.

Тему границ Евразийского экономического союза в своем выступлении затронул политолог Эдил Осмонбетов. По его мнению, для эффективного функционирования ЕАЭС необходимо четко очертить свои границы.

- Например, граница между Кыргызстаном и Узбекистаном, между Кыргызстаном и Таджикистаном – это не только границы между странами, это еще и границы ЕАЭС. Но несмотря на то, что эти страны не входят в союз, они также свободно перемещают свои товары на основе двусторонних договоров, и порой имеют такие же преференции и возможности, как и участники евразийской интеграции, интересы которых таким образом размываются. Понятно, что это решает определенные геополитические интересы, но нам необходимо защищать внутренний рынок союза, - подчеркнул Эдил Осмонбетов.

Дискуссия проходила в рамках круглого стола: «Актуальные практики и тенденции национального и наднационального регулирования межрегионального сотрудничества стран ЕАЭС», организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Наталья Лобанова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir