rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Конфликт в Ворухе: кому выгоден приграничный очаг напряженности?

22 июля в 17:20 на кыргызско-таджикском участке гоcграницы произошел очередной инцидент, закончившийся жертвами среди местных жителей. Согласно информации Государственной погранслужбы КР, причиной конфликта послужила установка флагштока жителями села Ворух (РТ) на въезде в село.

Об экономической ситуации Кыргызстана: крокодил не ловится, не растет кокос

Как ни прискорбно это отмечать, но экономика Кыргызстана находится в состоянии стагнации, причем стабильной вот уже почти полтора десятка лет.

Атамбаев-2019: из политика в уголовника

События, произошедшие 7 августа в селе Кой-Таш, породили множество мифов и еще раз подчеркнули ряд проблем. Остановимся на некоторых из них.

Политика

В партнерах по ЦА казахстанская элита видит противовес России и ЕАЭС?

RK-i-CA

Виртуальную экспертную дискуссию, нацеленную выявить основные проблемы на пути развития и взаимодействия стран Центральной Азии, а также выработать рекомендации по их решению, продолжает представитель Казахстана.

На вопросы модератора дискуссии руководителя аналитической группы «Центральная Евразия» (Ташкент, Узбекистан) Владимира Парамонова ответила заместитель директора Центра «Евразийский мониторинг» (Казахстан) Жанар Тулиндинова. Она обрисовала основные, на ее взгляд, проблемы, мешающие, как развитию стран центрально-азиатского региона, так и углублению взаимоотношений между ними, а также попыталась найти ответ, существует ли эффективное решение данных проблем.

Проблемы

- В числе ключевых проблем на пути развития стран ЦА и взаимоотношений между ними хотелось бы особо выделить проблему отсутствия заинтересованности в региональной интеграции со стороны политических элит государств региона. Эти элиты рассматривают высокую степень интеграции и создание неких наднациональных форматов взаимодействия, прежде всего, как посягательство на национальный суверенитет, вернее, на собственное суверенное право распоряжаться ресурсами национальных экономик.

Следует честно признать, что именно национальные элиты оказались основными выгодополучателями политического суверенитета. Он открыл для них доступ к ресурсам как через непосредственное владение (посредством приватизации), так и опосредованно (через управление в качестве государственных менеджеров и взимание ренты). В то же время у элит присутствует боязнь, что суверенитет и связанные с ним блага взяты «взаймы», и их могут «попросить вернуть обратно».

В Казахстане, например, эти опасения связаны с транзитом власти и возможным периодом турбулентности, нежелательным осложнением которого для элиты мог бы стать пересмотр прав собственности.

Защитным механизмом для казахстанской элиты в этом случае становятся националистические проекты, к примеру, Форум «Жана Казахстан», который является выразителям якобы массовых националистических настроений в обществе.

Во внешней политике этот курс на «государственный национализм» проявляется в попытках играть проактивную роль в формировании политики соседних стран:  например, управлять выборными процессами в Кыргызстане (что обернулось скандалом). Это также проявляется в росте интереса к центральноазиатскому вектору внешней политики (что нашло отражение в послании президента народу Казахстана в прошлом году).

Я не стала бы обольщаться в отношении усиления интереса к ЦА и роста приоритетности этого направления во внешней политике Казахстана. Ведь, вероятно, в партнерах по ЦА казахстанская элита видит, прежде всего, противовес России и евразийскому интеграционному проекту.

Это связано с тем, что участие в данном проекте, по мнению казахстанского истеблишмента, сопряжено с политическими рисками и ухудшением отношением с Западом — главным на сегодняшний день торговым и инвестиционным партнером Казахстана.

В данном случае ЦА рассматривается как «политическое усиление» позиций Казахстана в диалоге с Россией и другими внешними партнерами.

То есть интерес этот очевидно политически мотивированный, тогда как реальное региональное сотрудничество нуждается в наполнении конкретным экономическим содержанием.

По сути, на нынешнем этапе установившиеся статус-кво вполне устраивает политическую элиту того же Казахстана: несмотря на кризис и оскудение ресурсов, пока что действующая система вполне удовлетворяет ее запросам. Проблема же сокращения ресурсной базы решается за счет выведения из «игры» конкурирующих групп влияния.

Другой важный блок проблем, на мой взгляд, связан с большим экономическим и социальным вызовом, который, скорее всего, придет в страны ЦА извне. Массовая безработица как следствие развития технологий, цифровизации и роботизации производственных процессов — это вызов для всей мировой экономики.

Для смягчения последствия наступления «будущего без работы» развитые страны, скорее всего, будут делать основную ставку на  инструмент «гарантированного дохода». Однако, у государств ЦА и им подобных нет ни ресурсов для этого, ни политической воли со стороны элит: напротив, в качестве главного постулата социальной политики называется «отказ от иждивенческих ожиданий».

Сегодня в ЦА активно развиваются процессы урбанизации. К примеру, в Казахстане миграционная политика исходит из принципа «не инфраструктура к людям, а люди к инфраструктуре»: то есть из принципа следования естественным потокам внутренней миграции — из села в города, а из регионов — в города республиканского значения.

Однако на деле мы имеем дело с ложной урбанизацией, которая не сопровождается индустриализацией и ростом производственных мощностей. Урбанизация как большой тренд ХХ века является производной процесса индустриализации, роста производственных мощностей и, соответственно, создания рабочих мест в городах. Урбанизация не может быть самоцелью, она обслуживает потребности индустриальной, экспорто-ориентированной и сервисной экономики. К сожалению, эти характеристики не относятся к экономикам стран ЦА.

К тому же мы упустили «окно возможностей» — цифровизация, автоматизация и роботизация производственных процессов приводит к сокращению рабочих мест в индустриальных секторах: они перестали быть объектами массового трудоустройства городского населения.

Помимо этого, сегодня мы наблюдаем, как развитые страны возвращают производственные мощности в свои страны, поскольку ввиду автоматизации и роботизации производственных процессов низкая стоимость рабочей силы в развивающихся странах перестала быть преимуществом.

Таким образом, страны ЦА уже не смогут воспользоваться в качестве конкурентного преимущества более низкой стоимостью рабочей силы для переноса производств из развитых стран: и это «окно возможностей» захлопнулось перед ними. В итоге, в наших условиях неуправляемая урбанизация способна привести, да, по сути, уже привела, к росту «городской бедноты».

Пути решения

- Каким может быть выход из сложившейся ситуации? Выход один — рост качества элиты, который невозможен без процессов демократизации. Безусловно, что также стоит задуматься о необходимости более тесной координации экономических политик стран ЦА, возможно, под зонтиком ЕАЭС (в случае если Таджикистан и Узбекистан станут ассоциированными членами организации) или даже инициативы «Один пояс, один путь».

К этому наши элиты могут подтолкнуть как снижение цен на сырьевые ресурсы, так и серьезные социальные вызовы (массовая безработица, рост протестности в обществе). Возможно тогда наши элиты придут к пониманию необходимости создания собственных производственных цепочек в регионе (если уж «окно возможностей» для того, чтобы вписаться в мировые цепочки, было упущено) или поиску производственной специализации региона. Однако, до тех пор, пока дно кризиса не достигнуто, элиты, скорее  всего, будут продолжать руководствоваться национальным эгоизмом, а регионализацию рассматривать как по большей части политический проект.

Что можно противопоставить негативным внутренним процессам? Вряд ли правительства стран ЦА пойдут на выплату населению «гарантированного дохода».

Смягчить воздействия наступления «будущего без работы» мог бы уже обозначенный мною совместный поиск специализации региона: например, сельскохозяйственной, с акцентом на малые фермерские хозяйства.

Однако повторюсь, что политическая элита стран ЦА должна созреть в плане осознания необходимости консолидации усилий для выхода из кризиса.

Виртуальная экспертная дискуссия осуществляется при информационной поддержке аналитического ресурса «Регион.kg»

http://www.ceasia.org/



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir