rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Политика

Мягкая сила исламских центров в четырех азиатских странах бывшего СССР

myagkaya-sila-islama

Сегодня сложно отрицать, что Турция, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия имеют заинтересованность в распространении религиозных доктрин, культурного и политического влияния для формирования определенных ценностей и взглядов населения Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (в дальнейшем эти четыре страны мы будем называть четвеространием).

Ислам, распространяемый представителями вышеперечисленных государств, всегда оказывал одностороннее воздействие на мировоззрение населения, их культуру, быт, право, систему права, управления и так далее. При этом на территориях вышеуказанных четырех стран издавна мирно сосуществовали различные религиозные общины. С укоренением советской власти это влияние было сведено к минимуму.

Но после перестроечного периода и распада СССР, в среднеазиатские республики вместе с политическими и экономическими заинтересованными деятелями, хлынули религиозные эмиссары и миссионеры. В течение 70 лет советской власти здесь практически не проводилось религиозного воспитания среди населения и религиозных деятелей. Богословские дисциплины сильно отстали от развивающихся тенденций. К концу ХХ века ислам начинает переживать возрождение в социально-политической жизни стран Востока.

С начала 90-х годов население четверострания начинает жадно впитывать богословские учения, которые хлынули вместе с их миссионерами и эмиссарами. Неоднозначные процессы внутри исламских течений формировали вокруг себя представителей разных толков, от умеренных и либеральных до агрессивных фундаменталистов, учение которых противоречило законодательству Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Вместе с тем, осознавая мало результативные перспективы ведения агрессивной пропаганды и насильственного насаждения, чуждых исламских норм в странах с преимущественно мусульманским населением и органами власти, эти исламские центры начали активно вести свою деятельность через использование «мягкой силы».

Потребность в построении привлекательного образа исламской политической идеологии и образа жизни этих государств стала способствовать их отходу от грубых и насильственных способов привлечения к религиозному образу жизни. Сегодня для достижения поставленной задачи используются инструменты мягкой силы.

Наибольшее влияние имеет турецкое представительство на географической территории Центральной Азии. Интересы Турции, которая рассматривала эту территорию в качестве свой привлекательной зоны, традиционно не совпадают с интересами России и Китая. Современная Турция существует в рамках идеи пантюркизма и паносманизма.

В основу стратегии распространения турецкого влияния в регионе с 1991 года была заложена демонстрация собственного примера «успешного функционирования светской политической системы с элементами демократии западного типа». С 90-х годов в четверострании создаются фонды, ассамблеи, советы, культурные, образовательные и религиозные учреждения.

Менее всего влиянию Турции подвергается Узбекистан. Наибольшее «мягкое влияние» на Кыргызстан оказывает Турция. Историческая близость, а также заинтересованность турецкой стороны в повышении своего влияния, основанного на идеях пантюркизма и панисламизма, формируют почву для продвижения политико-религиозных интересов.

Мягкое воздействие в Кыргызстане имеет двойственный характер: с одной стороны, его выразителями являются официальные религиозно-политические организации Турции, с другой, оппозиционные силы во главе с Ф. Гюленом. Влияние Турции оказывается в основном за счет участия в образовательном и религиозном процессе и строительстве религиозных объектов. Сегодня за счет турецких грантов в Бишкеке осуществлено строительство самой большой мечети в стране.

К настоящему моменту были открыты около 22 лицеев бывшей сети «Себат», международные школы Silk Road и Cambridge, а также частный университет «Ататюрк Ала-Тоо» и Турецко-Кыргызский университет «Манас». Функционирует община движения «Нурджалар».

Современная модель взаимоотношений государства и религиозных институтов сегодня продвигается различными общественными и религиозными представителями. Более того, продвигается вопрос приравнивания имамов к государственным служащим с обеспечением из бюджета страны.

Влияние Турции на Казахстан носит межгосударственный равноправный характер. Так, за счет развития официальных турецко-казахских отношений в 1997 году был создан международный общественный фонд «KATEV» для координации работы учреждений образования с турецкой стороны. Под руководством «KATEV» функционируют 28 казахско-турецких лицеев, университет имени С. Демиреля, колледж имени С. Демиреля, Джамбульский экономический колледж, начальная школа «Шахлан», международная школа «Нур Орда».

Значительно меньшее влияние на четверострание имеют Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия. В целом геополитические успехи иранцев до сих остаются очень скромными. В этой связи основное направление иранской «мягкой силы» сегодня заключается в недопущении изоляции Ирана от остального суннитского исламского мира и борьбе с салафизмом как основным инструментом влияния саудитов. Иран свое влияние и позицию выражает через приобщение к своей культуре - в частности, доисламской.

В нашей стране имеется русскоязычное электронное информационное агентство CA–Irnews. Существуют также курсы изучения фарси. В наибольшей степени влияние Ирана присутствует в Таджикистане, с которым его связывают историческое прошлое и культурная общность.

ОАЭ в основном ограничивается строительством религиозной инфраструктуры, финансированием обучения молодежи и представителей духовенства, оказанием материальной поддержки официальным духовным представительствам, изданием литературы, открытием фондов сотрудничества и так далее.

В Кыргызстане начиная с 90-х гг. открылись различные фонды, к примеру Всемирная ассамблея мусульманской молодежи, возглавляемая Саидом Баюми, различные фонды милосердия, социально-ориентированные фонды, образовательные центры для молодежи, где наших молодых ребят приглашают к участию в образовательных проектах. Вызывает некоторые вопросы среди экспертов созданный в 2017 году на государственном уровне ОАЭ Совет по мягкой силе. Например, будет ли его деятельность нести нежелательные последствия в перспективе?

Сегодня религиозная ситуация в четырехстрании характеризуется ростом активности и влияния салафизма, который поддерживается Саудовской Аравией. Это означает, что их мягкая сила является более успешной. Подобный «мягкий салафизм» представлен так называемыми «мадхалитами».

Эффективность такой стратегии можно объяснить следующим образом: за последние годы изменилась сама стратегия распространения религиозной идеологии, которая стала более гибкой, долгосрочной с более качественными результатами. Религиозные салафитские силы отличаются хорошим знанием проблем местных сообществ и их реалий.

Так, салафитские пропагандисты сегодня не выступают открыто против ханафитского мазхаба, которого исторически придерживаются практически все среднеазиатские мусульмане. Основная ставка делается на привнесение салафитских воззрений и идеологии внутрь ханафизма и постепенную радикализацию религиозного общества изнутри.

Это осуществляется через выпускников спонсируемых саудовцами религиозных заведений, путем подготовки сети проповедников, воздействия на имам-хатибов в мечетях, ведения пропаганды через Интернет, спутниковые теле и радиоканалы. Хотя официально салафизм отрицает сотрудничество с государственными органами, на практике его идеи и представители могут проникать во властные структуры, формируя там свое лобби.

Если же государственные органы начинают пресекать деятельность салафитов, их агитаторы посредством интернет-ресурсов начинают обвинять их в давлении на представителей ислама. Помимо этого, салафиты активно дискредитируют официальные мусульманские органы, снижая их авторитет среди местного населения и органов власти. Саудовская Аравия также акцентирует внимание на строительстве образовательных и религиозных учреждений. Она открыла на территории Таджикистана два филиала религиозного Мединского университета.

Таким образом, в четырех странах ЦА возникли основания для восприятия политико-религиозных идей ислама, которые можно свести к следующим положениям:

- социокультурный кризис и проблемы построения национальных идентичностей, национальных моделей образования, культурный кризис, которые стали приводить к попыткам формирования альтернативных вариантов, удовлетворяющих идеологические потребности населения;

- правовой кризис и проблемы, входящие в область правового нигилизма как со стороны населения, так и со стороны органов власти на государственном и местном уровнях;

- неквалифицированная или низкокачественная подготовка представителей официального духовенства и экспертного сообщества, которые не могут противопоставить свой информационный продукт тому, что производиться в странах, использующих инструменты «мягкой силы»;

- неэффективное взаимодействие между представителями государственных и местных органов власти и местными сообществами, неразвитость системы государственных услуг и выборных технологий и использование «религиозного ресурса» в период политических преобразований (избрания в парламент, на пост президента и так далее) и, как следствие, низкий уровень доверия к органам власти.

Безусловно, что для снижения рисков применения этими исламскими центрами инструментов мягкой силы, органам власти (на государственном и местном уровнях) совместно с негосударственными и международными организациями необходимо сформулировать действенную модель самореализации молодежи в рамках стратегий молодежной политики с учетом использования интернета.

Помимо этого, необходимо разработать действенную концепцию мягкого противодействия религиозным организациям, с привлечением потенциала местного сообщества. Необходимо отслеживание деятельности потенциально угрожающих национальной безопасности организаций с целью отражения влияния на социально-политическую ситуацию.

Необходимо формировать образовательную политику с учетом вызовов современной реальности с упором на формирование целостной картины мира. Нужна подготовка специалистов по работе с лицами, попавшими в экстремистские организации. Необходимо проведение тренингов для лидеров и молодежных активистов.

Особую систематическую работу нужно проводить с наиболее влиятельными СМИ и электронными изданиями по политике противодействия экстремистско-религиозной деятельности.

http://center.kg/article/258?



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir