rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Конфликт в Ворухе: кому выгоден приграничный очаг напряженности?

22 июля в 17:20 на кыргызско-таджикском участке гоcграницы произошел очередной инцидент, закончившийся жертвами среди местных жителей. Согласно информации Государственной погранслужбы КР, причиной конфликта послужила установка флагштока жителями села Ворух (РТ) на въезде в село.

Об экономической ситуации Кыргызстана: крокодил не ловится, не растет кокос

Как ни прискорбно это отмечать, но экономика Кыргызстана находится в состоянии стагнации, причем стабильной вот уже почти полтора десятка лет.

Атамбаев-2019: из политика в уголовника

События, произошедшие 7 августа в селе Кой-Таш, породили множество мифов и еще раз подчеркнули ряд проблем. Остановимся на некоторых из них.

Политика

Проблемы Центральной Азии глазами творческой интеллигенции

central-asia-10

Проект «Центральная Евразия» (Ташкент, Узбекистан) продолжает виртуальную экспертную дискуссию на тему «Основные проблемы на пути развития и взаимодействия стран Центральной Азии, рекомендации по их решению».

На вопросы модератора дискуссии руководителя аналитической группы «Центральная Евразия» Владимира Парамонова – каковы основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии и взаимоотношений между ними, а также существует ли эффективное решение данных проблем – ответили архитектор, руководитель архитектурной студии Museum, куратор проектов современного искусства Улан Джапаров из Кыргызстана и казахстанский художник Сауле Сулейменова.

Архитектор, руководитель архитектурной студии Museum, куратор проектов современного искусства Улан Джапаров (Кыргызстан) :

Проблемы

Не очень разбираюсь в вопросах политики, геополитики, экономики, социальных исследований, истории и пр. Моя экспертность опирается лишь на небольшой опыт художественного взаимодействия с разными участниками из стран ЦА, а также на некоторые собственные ощущения и представления обывателя. Поэтому мой комментарий будет носить несколько обобщенно-метафорический характер.

Кажется, что стоит отойти от общепринятой формулировки: «проблемы, которые стоят на пути развития стран ЦА». Есть, конечно, некоторый набор объективных условий, трудностей и проблем, с которыми мы все сталкиваемся. Но это та плата, которую пришлось заплатить за собственную независимость, за полный демонтаж существовавших на момент распад СССР связей, производственных отношений и пр.

Проблемы между странами ЦА не сами по себе существуют, они – место стыка внешних форм (оболочек) тех интересов и неоднозначных процессов становления социума, которые происходят внутри конкретных государств региона. Процесс формообразования для каждой из стран ЦА только в начале, мы ищем свою форму. Вроде все атрибуты государственности есть, но тот волюнтаризм и произвол, который можно проявлять по отношению к своим гражданам, не проходит на межгосударственном уровне. Поэтому большинство авторитарных режимов замкнуты на себя. Также существует некий скрытый комплекс неполноценности, который прячется за громкими национальными идеями своей исключительности или заботой о безопасности. Это как болезнь роста, которой необходимо переболеть. Процесс может занять чуть больше или меньше времени в зависимости от тех политических деятелей, кто готов/не готов воспринимать реальную ситуацию и адекватно реагировать.

В кыргызском традиционном орнаменте (в войлочных шырдаках) есть интересный принцип – равнозначность формы и фона. Тот рисунок, который вырезается из листа войлока одного цвета, оставляя орнаментальный фон, используется как вставка в полотно другого цвета, из которого в свою очередь также вырезан орнамент... Можно сказать, что форма формирует фон, а можно сказать, что и фон воспринимает только ту форму, которая для него подходит.

Сопоставление, притирка между теми внутренними, во многом специфичными формами, которые приобрели наши страны, и внешним фоном – это тот процесс, который реально происходит в ЦА в отличие от различных многократно заявленных объединительных инициатив, содружеств и пр. Проблемы внутри и между странами мной воспринимаются как вызов, экзамен для перехода в более зрелую стадию становления, что сопряжено и со сменой поколений.

Пути решения

Я люблю не разные стратегии и институциональные инициативы, а то, что происходит как бы само собой. Именно оно достойно изучения и качественного изменения, здесь и нужны спецы, кураторы. Понимаете, я немного по-другому работаю, специально никого не приглашаю сотрудничать, уже есть некая общность партнеров/друзей со всех стран ЦА, периодически делаем разные проекты.

Чтобы плавать, надо плавать, нет нужды в чьих-то разрешениях. По поводу советов – могу посоветовать вашему сайту большего разнообразия тем: тех элементов, которые, собственно, и оживляют нашу в ЦА пеструю атмосферу, – туризм, кухня, ремесленники.

На уровне отношений локальных сообществ ЦА (художественной среды, ремесленников, мелкой торговли, туризма) особых проблем нет. Идет взаимодействие, где-то его основой становится чисто человеческий интерес, где-то взаимовыгодное сотрудничество. Такое ощущение, что мы заново переоткрываем друг друга. Например, в художественной среде уже есть устойчивое понятие «современное искусство Центральной Азии», где художники разных стран имеют свою нишу, специфику и в то же время дополняют друг друга. Впрочем, переосмысление, ироничное обыгрывание и художественная репрезентация проблемных моментов как раз и являются той фишкой, которая отличает нас от других.

Художник Сауле Сулейменова (Казахстан):

Проблемы

Я художник, и для меня одна проблема – недостаток связей. Мы в Казахстане, в Алматы в частности, тесно взаимодействуем с Бишкеком. Узбекистан сейчас активизируется тоже, что-то начинает проводить. А вот с Таджикистаном и Туркменистаном почти нет контактов.

Пути решения

В общем контакты можно было бы налаживать через современное искусство (хотя это многих пугает) и культурологические исследования (cultural studies). Хотелось бы больше именно региональных культурных проектов и исследований, но не по вертикальному авторитарному образцу, а горизонтальному – между творческими людьми.

Ведь все связи и предложения – это бесконечный художественный проект. Я не организатор и не из тех художников, которые могут организовывать фестивали, биеннале. В Кыргызстане есть Улан Джапаров, Аида Сулова. У нас есть галерея «Аспан» и галерея Tse в Астане. Они берут на себя широкий спектр и чисто региональных задач. Национальный музей Казахстана, который провел в прошлом году Focus Kazakhstan, а в его рамках – четыре выставки по всему миру. Я лично как художник с удовольствием поехала бы в такой тур по странам ЦА со своим «пластиковым проектом» – инициируя сбор пластиковых пакетов и делая инсталляции. Помимо Алматы и Астаны я делала подобное в Бишкеке – в Американском университете Центральной Азии.

Виртуальная экспертная дискуссия осуществляется при информационной поддержке аналитического ресурса «Регион.kg»

http://www.ceasia.org/



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir