rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Политика

Новая инициатива Казахстана в регионе ЦА. Как отреагируют на это внешние игроки?

rk

Интервью Vzglyad.az с экспертом по внешней политике Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации, казахстанским политологом Жумабеком Сарабековым.

- Недавно Казахстан предложил создать консорциум с участием всех стран Туркестана для соединения железнодорожных маршрутов Казахстан — Туркмения — Иран и Казахстан — Узбекистан — Туркмения — Иран с портом Чабахар. Как вы относитесь к подобной идее и что это даст региону в целом?

- Здесь необходимо отметить, что инициатива казахстанской стороны была озвучена в рамках диалоговой площадки «Индия-Центральная Азия». И предложенную идею следует рассматривать в контексте развития экономических связей между центральноазиатским регионом и Индией. Актуальность налаживания эффективных маршрутов обусловлена в первую очередь тем, что Индия, у которой весьма напряженные отношения с Пакистаном – естественным мостом, соединяющим Центральную Азию с Южной, сейчас не имеет прямого выхода к региону и это выступает существенным ограничителем для взаимной торговли и производственного сотрудничества. Поэтому стороны нуждаются в создании оптимальных логистических цепочек.

Вместе с тем предложение Астаны преследует и другую цель, связанную с реализацией транспортного потенциала региона. Несмотря на то, что центральноазиатские государства располагают большими возможностями в качестве транзитного хаба Евразии, на сегодняшний день внутри Центральной Азии существует огромное количество административных барьеров. Они мешают бизнес-сообществам оперативно осуществлять бизнес-операции и в разы увеличивают транспортные издержки. В данном контексте идею создания консорциума с участием всех стран ЦА, с которой выступил глава казахстанского МИД, можно считать своевременной и актуальной.

- Какова реакция России и Китая на эту инициативу?

- Пока какой-либо официальной реакции со стороны Москвы или Пекина мы не услышали. Но в любом случае проект консорциума в случае реализации должен отвечать интересам всех сторон, так как он направлен на укрепление внутрирегиональных связей и способствует росту экономик государств Центральной Азии. Тем самым укрепляется экономическая безопасность региона.

- А как насчет США?

- Я бы не переоценивал геополитическую значимость предлагаемого к созданию железнодорожного консорциума. Речь не идет о кардинальном переформатировании существующей карты транзитных маршрутов, а о налаживании и повышении эффективности единой системы управления уже имеющимися в наличии дорогами. Не думаю, что это вызовет острое неприятие со стороны какой-либо державы, заинтересованной в центральноазиатских делах. Что касается Соединенных Штатов, на мой взгляд, Вашингтон будет приветствовать интеграционные подвижки в Центральной Азии. Более того, создание консорциума откроет новые возможности для вовлечения Афганистана в процессы регионального экономического сотрудничества.

- Скорее всего, полный запуск транзита по этому маршруту потребует не мало времени. Кто из внешних игроков мог быть заинтересован в ускорении реализации этой инициативы?

- Безусловно, создание консорциума и его выход на полную мощность потребует времени. И многое здесь будет зависеть в том числе от политической воли участников проекта. Без искренней приверженности идее сотрудничества вряд ли получится преодолеть существующие административные барьеры. Благо, что на текущий момент в Центральной Азии возникает новый импульс к всестороннему развитию связей. А среди внешних игроков в ускорении процесс в данном контексте может быть заинтересована Индия.

- Готова ли транспортная инфраструктура стран Центральной Азии к реализации подобного проекта?

- В принципе с точки зрения инфраструктуры можно сказать, что готовность у центральноазиатских государств есть. Однако, как и в любом важном деле дьявол кроется в деталях. К примеру, очевидно, что широкие обсуждения вызовут структура и полномочия создаваемого консорциума. В каком порядке будут приниматься решения, каким будет долевое распределение акционеров, какой будет общая тарифная политика и так далее. Поэтому, как уже отмечалось выше, принципиальную значимость имеет наличие устойчивой политической воли со стороны государств Центральной Азии.

Vzglyad.az



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir