rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Политика

Новая инициатива Казахстана в регионе ЦА. Как отреагируют на это внешние игроки?

rk

Интервью Vzglyad.az с экспертом по внешней политике Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации, казахстанским политологом Жумабеком Сарабековым.

- Недавно Казахстан предложил создать консорциум с участием всех стран Туркестана для соединения железнодорожных маршрутов Казахстан — Туркмения — Иран и Казахстан — Узбекистан — Туркмения — Иран с портом Чабахар. Как вы относитесь к подобной идее и что это даст региону в целом?

- Здесь необходимо отметить, что инициатива казахстанской стороны была озвучена в рамках диалоговой площадки «Индия-Центральная Азия». И предложенную идею следует рассматривать в контексте развития экономических связей между центральноазиатским регионом и Индией. Актуальность налаживания эффективных маршрутов обусловлена в первую очередь тем, что Индия, у которой весьма напряженные отношения с Пакистаном – естественным мостом, соединяющим Центральную Азию с Южной, сейчас не имеет прямого выхода к региону и это выступает существенным ограничителем для взаимной торговли и производственного сотрудничества. Поэтому стороны нуждаются в создании оптимальных логистических цепочек.

Вместе с тем предложение Астаны преследует и другую цель, связанную с реализацией транспортного потенциала региона. Несмотря на то, что центральноазиатские государства располагают большими возможностями в качестве транзитного хаба Евразии, на сегодняшний день внутри Центральной Азии существует огромное количество административных барьеров. Они мешают бизнес-сообществам оперативно осуществлять бизнес-операции и в разы увеличивают транспортные издержки. В данном контексте идею создания консорциума с участием всех стран ЦА, с которой выступил глава казахстанского МИД, можно считать своевременной и актуальной.

- Какова реакция России и Китая на эту инициативу?

- Пока какой-либо официальной реакции со стороны Москвы или Пекина мы не услышали. Но в любом случае проект консорциума в случае реализации должен отвечать интересам всех сторон, так как он направлен на укрепление внутрирегиональных связей и способствует росту экономик государств Центральной Азии. Тем самым укрепляется экономическая безопасность региона.

- А как насчет США?

- Я бы не переоценивал геополитическую значимость предлагаемого к созданию железнодорожного консорциума. Речь не идет о кардинальном переформатировании существующей карты транзитных маршрутов, а о налаживании и повышении эффективности единой системы управления уже имеющимися в наличии дорогами. Не думаю, что это вызовет острое неприятие со стороны какой-либо державы, заинтересованной в центральноазиатских делах. Что касается Соединенных Штатов, на мой взгляд, Вашингтон будет приветствовать интеграционные подвижки в Центральной Азии. Более того, создание консорциума откроет новые возможности для вовлечения Афганистана в процессы регионального экономического сотрудничества.

- Скорее всего, полный запуск транзита по этому маршруту потребует не мало времени. Кто из внешних игроков мог быть заинтересован в ускорении реализации этой инициативы?

- Безусловно, создание консорциума и его выход на полную мощность потребует времени. И многое здесь будет зависеть в том числе от политической воли участников проекта. Без искренней приверженности идее сотрудничества вряд ли получится преодолеть существующие административные барьеры. Благо, что на текущий момент в Центральной Азии возникает новый импульс к всестороннему развитию связей. А среди внешних игроков в ускорении процесс в данном контексте может быть заинтересована Индия.

- Готова ли транспортная инфраструктура стран Центральной Азии к реализации подобного проекта?

- В принципе с точки зрения инфраструктуры можно сказать, что готовность у центральноазиатских государств есть. Однако, как и в любом важном деле дьявол кроется в деталях. К примеру, очевидно, что широкие обсуждения вызовут структура и полномочия создаваемого консорциума. В каком порядке будут приниматься решения, каким будет долевое распределение акционеров, какой будет общая тарифная политика и так далее. Поэтому, как уже отмечалось выше, принципиальную значимость имеет наличие устойчивой политической воли со стороны государств Центральной Азии.

Vzglyad.az



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir