rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Игорь Шестаков: Мы участники глобального социального эксперимента

Многие мировые аналитики склоняются к тому, что после пандемии мир никогда не станет прежним и все должно поменяться. 

Пандемия тестирует прочность ЕАЭС?

Углубление мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, обращает вспять процессы глобализации, а также тестирует на прочность международные военно-политические альянсы и торгово-экономические объединения

Мурат Иманкулов: Попытка переписать подвиг 28 панфиловцев – это глумление над историей и народами

Попытка переписать и обесценить подвиг солдат Красной армии, в том числе подвиг панфиловцев под Москвой – это глумление над историей и народами, которые отдали своих сыновей ради общей Победы. Таким мнением с «Регион.kg» поделился заведующий лабораторией Кыргызской академии образования Мурат Иманкулов

pobeda75

pobeda75 2

Политика

Влияние стран Центральной Азии не выходит за рамки их границ?

Central-Asia-7

Проект «Центральная Евразия» (Ташкент, Узбекистан) продолжает виртуальную экспертную дискуссию на тему «Основные проблемы на пути развития и взаимодействия стран Центральной Азии, рекомендации по их решению».

На вопросы модератора дискуссии руководителя аналитической группы «Центральная Евразия» Владимира Парамонова, о том каковы основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии и взаимоотношений между ними, а также существует ли эффективное решение данных проблем, ответили кандидат философских наук, профессор Рустам Бурнашев из Узбекистана и Доцент Таджикского национального университета Фаррух Салимов (Таджикистан).

Кандидат философских наук, профессор Рустам Бурнашев (Узбекистан):

Проблемы

- Очевидно, что я не смогу обозначить все сложности развития стран ЦА. Моя компетентность, как и компетентность любого другого специалиста, ограничена. Остановлюсь только на том сегменте, который изучаю специально. А этот сегмент связан с вопросами безопасности.

Итак, по моему мнению, основные сложности на пути развития стран ЦА в сфере безопасности связаны с их структурными особенностями: все они могут быть оценены как слабые государства, а в некоторой степени - даже как государства демодернизирующиеся. Так, ключевой особенностью слабых государств является отсутствие целостности властного поля, его фрагментированность. Структура власти в слабых государствах строится не по схеме «центр – периферия», а предполагает множественность конкурирующих центров. Каждая социальная группа (этническая, религиозная, группа влияния), выступающая как один из множества центров власти, стремится повысить собственную безопасность, что воспринимается другими группами как вызов или угроза их безопасности и, соответственно, порождает ответные действия.

Иначе говоря, рост безопасности одной социальной и властной группы производит небезопасность в системе в целом. Поскольку режим в слабых государствах представляет одну из социальных групп, любая его попытка укрепить собственную безопасность или даже установить эффективное государственное управление провоцирует вызовы для власти со стороны влиятельных социальных групп, сопротивление и дальнейшее расшатывание институциональной основы государства. Известный специалист-международник Брайан Джоб описывает такую ситуацию как дилемму небезопасности, которая в итоге может рассматриваться в качестве основной проблемы стран ЦА с точки зрения вопросов безопасности.

Еще один проблемный момент - излишнее акцентирование в странах ЦА на безопасности. Многие вопросы, которые могут рассматриваться и решаться в нормальном, политическом поле, здесь позиционируются как угрозы, то есть рассматриваются исключительно в контексте безопасности. Это приводит к тому, что для их решения начинают приниматься экстраординарные меры, зачастую с трансформацией или даже нарушением правовых и политических норм. Например, излишне секьюритизируются вопросы, связанные с деятельностью политической оппозиции, некоторых религиозных групп, международных фондов. Все эти факторы мешают нормальному развитию стран.

Вторая часть Вашего вопроса, по моему мнению, гораздо проще: поскольку государства ЦА слабые, то их влияние не выходит за рамки их границ. Более того, все страны региона разделяют «вестфальские» нормы современной системы международных отношений, что обеспечивает их защищенность от традиционных угроз безопасности со стороны друг друга и соседних государств. Таким образом, в настоящий момент я не вижу сложностей во взаимоотношениях между странами ЦА, которые можно было бы обозначить как «проблемы».

Пути решения

- Решения внутренних проблем безопасности стран ЦА, на мой взгляд, «лежат» в изменении структуры власти и модернизации. Фактически можно говорить о необходимости их революционной трансформации в либерально-демократическом направлении. Поскольку, по моему мнению, мы не имеем межгосударственных проблем, то их решения и не требуется. Однако, позволю отметить, что возврат стран ЦА к модернистскому варианту развития существенно снизит те барьеры, которые имеются на пути сотрудничества между этими государствами.

Доцент Таджикского национального университета Фаррух Салимов (Таджикистан):

Проблемы

- По сути, Ваш вопрос состоит из двух частей. По первой части Вашего вопроса, а именно - определения проблем, стоящих на пути развития стран ЦА, на мой взгляд, особо выделяются следующие:

- коррупция;

- недостаточно эффективное государственное управление;

- уклонение от региональной интеграции;

- низкий уровень человеческого капитала;

- поверхность проводимых/или вообще отсутствие реформ;

- неэффективность экономических институтов.

В свою очередь, если принять во внимание новую политику Ташкента, то среди оставшихся проблем на пути развития взаимоотношений между странами ЦА можно обозначить следующие:

- сформировавшееся в период независимости чувство недоверия друг к другу;

- ориентация на совершенно противоположные внешние цели и разные центры силы;

- отсутствие координирующих органов (в виде региональной организации экономического, военно-политического и другого характера);

- отсутствие общего видения региональной интеграции со стороны лидеров стран ЦА;

- политика ведущих внерегиональных акторов, направленная на геополитическое и геоэкономическое доминирование в ЦА;

- наличие (все еще) спорных/проблемных вопросов между странами региона (пограничные, ресурсные, территориальные и др.).

Пути решения

- Во-первых, для решения существующих проблем между странами ЦА необходимо создать региональную научную и экспертную площадку. На этой площадке следует регулярно проводить различные мероприятия научного, аналитического, исследовательского характера на наиболее актуальные темы сотрудничества в ЦА. Важно привлекать к данным мероприятиям общественные и политические организации, представителей творческих кругов, культуры и искусства, и т.д.

Во-вторых, следует приветствовать и поддерживать инициативы лидеров стран региона по интеграции. На мой взгляд, важную роль в развитии взаимоотношений государств региона могла бы сыграть культурная дипломатия. Народы региона объединяет общая история, культура, ценности и ментальность. Ввиду этого нашим странам легче достичь консенсуса в вопросах региональной интеграции.

В-третьих, безусловно, следует восстанавливать существовавшие в недалеком прошлом хозяйственные связи между странами региона. Это касается и реанимации деятельности единой энергетической системы ЦА, и восстановления/развития транспортно-коммуникационной системы, и активизации работы структур, занимающихся решением региональных проблем (например, Фонда спасения Арала).

Виртуальная экспертная дискуссия осуществляется при информационной поддержке аналитического ресурса «Регион.kg»

http://www.ceasia.org/



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir